Глава Укрпочты: Пишут, я человек Ахметова, ФСБ и Госдепа
- Я вышел на работу чуть раньше официального утверждения - 15 июня. Две недели провел в полях - смотрел, как компания работает изнутри. Был в отделениях, на сортировочном центре, общался с людьми, смотрел организацию процессов. В целом, впечатления нормальные.
- Как вам работа отделений? В очередях постояли?
- Пришел к открытию в одно из отделений. Открывается в 9 утра, а сотрудники приходят на работу к 7 утра. Два часа времени уходит на открытие офиса и еще столько же на его закрытие. То есть, четыре часа рабочего времени, при котором не обслуживаются клиенты. Посмотрел, как привозят почту, как она сортируется, как на матричных принтерах печатаются уведомления, посмотрел на оборудование. Понимаю, что это микроменеджмент и обычно, руководители компаний этим не занимаются, но у нас уникальная ситуация и я пока буду это делать, чтобы понять где проблема и как ее решать.
- Почему вы решили участвовать в конкурсе на главу Укрпочты, учитывая, что вы не работали в компаниях связанных с логистикой и доставкой? Кто или что вас вдохновляли?
- Однажды работал. Когда мне было 14 лет, подрабатывал грузчиком на складе. Но это, конечно, не совсем логистика (улыбается). А если серьезно, не хочу говорить пафосные вещи, но у меня есть желание и понимание, как Укрпочта может приносить гораздо большую пользу стране, чем сейчас. Для меня, это профессиональный вызов.
- Вы пришли в Укрпочту со своей командой? Кто вместе с вами будет управлять компанией?
- Пока не могу назвать имена кандидатов - сначала нужно утверждение министра инфраструктуры. Обязательно в ближайшее время представлю всю команду и думаю люди будут приятно удивлены качеством нового состава топ-менеджеров.
- Вы привлекаете менеджеров из нынешней структуры?
- Это будет комбинация существующей и новой команды. Будем использовать наиболее эффективную модель для отдачи на коротком промежутке времени. Сейчас решается вопрос по согласованию контрактов. Очень надеюсь, что в августе или ранее объявлю окончательный состав топ-менеджмента. Уверяю, там не будет политических назначенцев - это будут профессиональные люди.
- Вы видите в команде своего предшественника в Укрпочте - Игоря Ткачука?
- Он сейчас в отпуске, вернется, будем это обсуждать. Но двух центров власти в компании не будет.
- Вас назначили по результатам конкурса, который сопровождался чередой скандалов и судебных разбирательств. И все-таки, вам удалось победить, в том числе и Ткачука, которого СМИ называли человеком премьер-министра Владимира Гройсмана. Как вам это удалось? Неужели за вами стоит еще более влиятельная фигура?
- Вы уже читали, что обо мне пишут? Три версии - я человек Ахметова, ФСБ и Госдепа (улыбается).
- Я слышал, что не обошлось без участия администрации президента. Якобы вашу кандидатуру лоббировал, через замминистра экономики Юлию Ковалив, глава администрации президента Борис Ложкин…
- Я слышал и эту версию, но не совсем понимаю, как здесь прослеживается связь. Тема животрепещущая. И когда я сейчас встречаюсь с сотрудниками и коллегами, первый вопрос, который всех интересует - это не то, что я буду делать в компании, а чей я человек.
- И чей вы человек?
- Я уже устал объяснять, что я ни от кого. Я честно выиграл конкурс. И хоть мне говорят, что в Украине так не бывает, в моем случае - это действительно так. Думаю, когда представлю команду - это станет очевидным для всех. У меня абсолютно профессиональный интерес, я никуда не собираюсь баллотироваться, строить политическую карьеру и т.д.
- Вы сказали, что в компании не будет политических назначенцев. При этом принято считать, что за каждым госпредприятием в Украине закреплены "смотрящие" от власти, или олигархов. Часто гендиректор руководит компанией номинально, для отвода глаз, а реальные решения принимаются именно этими, непубличными людьми. Вы уже разобрались, кто смотрел за Укрпочтой пока вас не было и через кого будут контролировать компанию сейчас?
- Я считаю, что в этой части Укрпочта отличается от других госпредприятий. Понимаете, это не строительство дорог, где сложно проконтролировать учет средств. У нас все расписано: 70% бюджета компании - это затраты на зарплаты, еще какая то часть идет на содержание отделений. Оставшиеся 10-15%... Конечно, что-то где-то можно украсть, но это не такие большие масштабы. И кстати, именно это позволяет мне верить, что Укрпочта среди всех госпредприятий имеет самый большой шанс на реальное реформирование.
Важно, что мое назначение подержали и министр инфраструктуры и премьер министр и дали зеленый свет на проведение реформы. Думаю, что если Укрпочта станет лучше работать, хуже никому не станет.
- Вы считали, сколько воруют на тендерах Укрпочты?
- Я сейчас останавливаю много тендеров. Но не потому, что обязательно кто то что то ворует. Просто на некоторые вещи средства тратились непродуманно. Например, тратились миллионы на новый продукт при нулевом маркетинге и бюджете на его продвижение. Такого больше не будет. Не хочу сейчас говорить о цифрах, потому что будет впечатление, что сваливаю все на предшественников. Это негатив, от которого все устали. А мы хотим концентрироваться на позитиве и смотреть вперед. Но, повторюсь - это не космические величины.
Насколько я серьезно к этому отношусь? Приведу пример. За неделю до моего назначения в Укрпочту, компания KPMG, в которой я до этого работал, в абсолютно честной борьбе, через систему Prozzoro, выиграла аудит Укрпочты на 2014 год. Я не мог никак влиять на результаты этого тендера. Но понимаю, как это может быть интерпретировано обществом, в том числе и поэтому этот тендер будет отменен.
- Укрпочта как инструмент работы с электоратом в период выборов…
- Некоторые и так смотрят. Наверное, доступ к каждому избирателю что-то стоит. Но сейчас нет выборов и мне сложно это комментировать.
- Сколько вы планируете зарабатывать в Укрпочте?
- Фиксированная ставка 333 400 грн в месяц. А дальше бонусная система KPI, которую еще разрабатывают.
- Считаете эту зарплату справедливой?
- Зарплатой доволен, хоть она и вдвое меньше, чем была у меня раньше. На жизнь хватает. Писали, что я торговался за зарплату. Это неправда. Мне прислали контракт с этой цифрой - я подписал. Например, в контракте есть условие, по которому меня могут уволить за отсутствие огнетушителя в отделении.
- Ну вот, попытаетесь резать схемы, а вас за огнетушитель уволят. Почему оставили в контракте пункты, которые в будущем могут стать предлогом для увольнения?
- Я не вижу смысла торговаться из-за деталей. В наших условиях то, что написано в контракте не имеет принципиального значения. При желании, можно уволить любого, начиная от обычного сотрудника, заканчивая президентом. Если меня назначили, значит хотят чтобы я что-то поменял. Пока будет политическая воля на реформы - буду работать. Я так и сказал коллегам: работаем в долгую, но не забываем, что каждый день может быть последним. Поэтому ежедневно нужно, что то менять в лучшую сторону.
- Что вы уже успели изменить?
- Есть несколько приоритетов, которые я озвучил коллективу. Первое - нулевая толерантность к коррупции. Я зашел во двор посмотрел на марки машин, которые там стоят и они не совпадают с существующим уровнем зарплат. Я не буду прокурором, или следователем. Но если я не понимаю, откуда у человека доход, если у меня есть вопросы к транзакциям по тендерам - будем расставаться.
Я отказался от служебного Мерседеса, пешком хожу на работу, без охраны. И новая команда будет на собственном примере показывать пример, как можно работать без взяток, откатов и т.д. Изменения должны идти сверху.
Второе - мы перестаем заниматься ерундой, а будем делать только то, что нужно клиентам. Знаю, что Укрпочта тестировала доставку грузов дронами. Так вот, прежде, чем надеть дорогой галстук, нужно почистить зубы. Вот сейчас мы только начинаем чистить зубы. У Укрпочты есть курьерская доставка сравнимая по скорости и качеству с Новой почтой. Кто об этом знает? Рекламный бюджет Укрпочты по Киеву - 50 000 грн. Один билборд стоит 4 000 грн. Любые траты должны быть обоснованы и фокусироваться на базовых услугах. Если у нас нет денег на рекламу, какой смысл запускать продукт?
- Давайте ближе к людям. Когда исчезнут очереди и посылки будут лучше доставляться? Как будете улучшать сервис?
- Сейчас мы фокусируемся на решении вопроса с очередями. Также мы хотим ввести гарантированную доставку посылок за определенный промежуток. Если не доставляем в срок - возвращаем деньги. Третий приоритет - компьютеризация всех отделений в стране. А это 40% от 11 500 отделений. При этом большинство из них находятся в небольших населенных пунктах. По сути, если там нет компьютера, то и связи с государством фактически нет. Украина обязалась снизить оборот наличности. О каком снижении может идти речь, если мы в сумках возим 100 млрд грн пенсий?
- И все-таки, когда исчезнут очереди в отделениях Укрпочты?
- Когда вы оплачиваете в отделении платежки, операционист вручную забивает все данные. Это повторяется каждый месяц. Оказывается, в существующей системе не сохраняются данные. По сути, длинна очереди, прямо пропорциональна скорости работы операционистки. Почему за 25 лет не задумались о том, чтобы система сохраняла данные, ведь приходят одни и те же люди? Это элементарное решение, которое в разы сократит очереди.
Также введем карточку клиентов Укрпочты, которые обеспечат доступ к счетам, что также ускорит время обслуживания.
- В вашем списке реформ, представленном на конкурс, значится создание почтового банка. Как вы это реализуете?
- Сейчас из 4 млрд грн дохода Укрпочты, 1,5 млрд - это комиссия от выплаты пенсий. Если мы добавим переводы и комиссию от приема платежей, это более 50% в структуре доходов компании. По сути, с точки зрения прибыли, Укрпочта - это финансовое учреждение. Поэтому одна из основных идей - сделать на базе Укрпочты успешную финансово-логистическую компанию. Получение банковской лицензии - это один из приоритетов, реализация которого позволит предоставлять адекватные финансовые услуги.
Кроме того, мы хотим стать центром развития для малого и среднего бизнеса. Бизнес продает, мы делаем все остальное - управление запасами, аренда складов, управление доставкой, финансирование. Более того, если нам дадут банковскую лицензию, у нас будут самые низкие ставки на рынке. Мы сможем кредитовать не под отчетность (которая в Украине часто не отображает реальное положение дел в компании), а на основании количества отправленных компанией посылок. Поэтому мой риск (а соответственно и кредитные ставки) будут самыми низкими на рынке.
- Кто даст денег на уставный капитал? Ведь Укрпочта не может брать деньги у частных инвесторов, а рассчитывать на бюджетные вливания в нынешней ситуации вряд ли стоит…
- Мы рассматриваем разные варианты. Тут важна идея, а не форма. 40% населения Украины не имеет банковских счетов и кроме Укрпочты их никто не откроет. Ощадбанк закрывает неприбыльные отделения в маленьких населенных пунктах. Укрпочта - это, фактически, последний центр общения этих жителей с государством и цивилизацией. Нам тоже невыгодно содержать эти отделения, но я понимаю, что это социальная функция компании и мы будем ее выполнять. Но тогда дайте нам возможность зарабатывать и нормально обслуживать людей. Мы не собираемся обслуживать крупные компании. Речь идет о конкретном обслуживании людей и поддержке малого и среднего бизнеса. Под эту задачу вполне можно привлечь деньги в капитал, как от инвесторов, так и от государства.
- Когда вы планируете получить лицензию?
- Это задача на год.
- Вы рассматриваете вариант покупки банка?
- Да. Это можно будет сделать только после завершения процесса корпоратизации Укрпочты. Опять же, если мы получим готовый банк - то выйдем на рынок быстрее, если нужно будет создавать инфраструктуру - дольше.
- В вашей презентации есть пункт о приватизации 25% акций Укрпочты. В СМИ сразу же заговорили о грядущем официальном переделе госпредприятия.
- Пример: сегодня 189 женщин вручную сортируют все письма Украины. Это то, где мы сегодня находимся. Автоматизация процессов - минимальная. Чтобы оказывать качественные услуги, стать центром админуслуг, нужны инвестиции. Мы рассматриваем разные варианты финансирования изменений инфраструктуры. Если не получится привлечь кредитные средства, возможна приватизация стратегическим инвестором. Если обойдемся кредитными средствами, приватизация не обязательна. Хотя приватизация, даже частичная, дает новый уровень корпоративного управления. Кстати, независимо от этого, мы переходим на международные стандарты отчетности. У нас будет годовой отчет по международным стандартам, где будут указаны все зарплаты руководства, то есть, будем себя вести, как публичная компания. Это позволит нам общаться с международными инвесторами.
- Новая почта практически догнала Укрпочту по доле рынка? Как и за счет чего вы собираетесь конкурировать с частными компаниями?
- Мы не будем конкурировать с Новой почтой лоб в лоб. Сейчас - это нереально. Сфокусируемся на конкретном сегменте - эконом. Пользователи зарубежных интернет-магазинов знают, что есть градация тарифа в зависимости от сроков доставки. Новая почта и другие частные компании создали рынок доставки на следующий день. Но это монопродукт. Не всем нужна доставка на следующий день, а другого сегмента с другими сроками и дешевле - нет.
Мы реально хотим повернуться лицом к клиенту, и, как я и говорил, научить Укрпочту улыбаться клиенту. Для этого будем запускать разные пилотные проекты. Например, есть идея установить в некоторых отделениях примерочные, которыми смогут пользоваться те, кто получает какие-то вещи. Померил, не подошло, тут же отправил назад.
Мы хотим расширить рамки e-commerce, который растет неимоверными темпами. То, что в Украине нет гарантированной, качественной, дешевой доставки, мешает предпринимателям развиваться. Но сначала надо убрать очереди. Иначе к нам никто просто не придет, даже если посылка будет втрое дешевле, чем у конкурентов.
- Как будут меняться тарифы?
- Упрощаться. Сейчас, чтобы понять тарифы Укрпочты нужно потратить несколько часов без гарантии, что поймешь. Человек должен посмотреть и за минуту понять, сколько он заплатит за доставку конкретной посылки по конкретному адресу.
- Вы планируете обновлять автопарк компании?
- Изначально проведем аудит, чтобы понять, сколько у нас реально машин. На бумаге их 3 600. При этом у нас очень низкий коэффициент загрузки автотранспорта. Вариант один - убираем лишний автотранспорт, оставляем базовый. Небольшие населенные пункты, куда не выгодно отправлять почти пустой автомобиль отдаем на аутсорс. Вторая модель - оставить существующий транспорт, докупить новый и стать логистической компанией. Будем догружать траки смежным грузом и возить по стране. Выберем или одну из этих моделей, либо разную модель в разных регионах.
- Штат компании - 76 000 работников. Это население достаточно крупного по меркам Украины города. Вы планируете сокращения?
- Будем смотреть. Точно, я не собираюсь трогать людей фронт-офиса и почтальонов. Мы постараемся им дать возможность больше зарабатывать за счет изменения системы мотивации. Оптимизацию проведем в управленческом и административном аппарате.
- Какова структура Укрпочты в разрезе внутренних и международных доставок?
- Внутренняя - 90%, международная - 10%. В январе-мае обслужили 118 млн отправлений (106 млн - внутренние, 12 млн - международные).
- Назовите самые популярные страны, куда украинцы отправляют посылки?
- Россия, США, Казахстан, Израиль, Канада.
- Чистая прибыль за полугодие ожидается в размере 16,3 млн грн. Как вы оцениваете эту цифру? Какой план на этот год?
- Я не ставлю задачу получить в первый год какую-то мегаприбыль. Как я говорил - реализация задач по приоритетам требует инвестиций. В среднесрочной перспективе, безусловно стоит цель удвоить, или утроить выручку и прибыль.