Глава Укрпочты: Я ни с кем не воюю, я про бизнес
- Я благодарен министру за то, что он поддержал корпоратизацию и многие другие наши начинания. Что касается конфликтов, я ни с кем не воюю, я про бизнес. Ни премьер, ни президент со мной не воюют. Со мной вообще никто не воюет. По крайней мере в открытую. Я верю в то, что делаю, не играю за политические силы, не завожу свои компании, не ворую - и я нейтральный.
- Возможно, причина в том, что Укрпочта - это не Укрзализныця, и здесь не так много лакомых кусков, за которые есть смысл воевать?
- Частично именно поэтому я и пришел на эту позицию. Да, здесь не было миллиардов, но, думаю, некоторым хватало на хлеб с маслом - и не только с маслом. До меня Укрпочту рассматривали как политический ресурс: 36 000 почтальонов, 35% населения страны имеют доступ только к Укрпочте. Представляете, какой охват?
Читайте также - Балчун: Реформа Укрзалізниці - это пот, кровь, слезы и смирение
- С какими просьбами обращаются политики, чиновники высшего эшелона?
- Например, выборы директоров в дирекции, тарифы на распространение прессы. Когда я поднял тарифы на 40%, я стал врагом прессы номер один. Просили не поднимать: мол, возьмите это на себя.
Мы за три года проспонсировали прессу на 500 млн грн. Сколько это новых машин или отремонтированных офисов? Были достаточно жесткие беседы в правительстве, мне говорили: "Вы же понимаете, что это социальная ответственность?". У меня нет социальной ответственности. Она у меня заканчивается в день выплаты зарплат сотрудникам. Как я объясню почтальонам, что я за их счет распространяю журналы? Из какого кармана я должен взять деньги и закрыть дыру в зарплатах?
- Как часто вы общаетесь с премьер-министром Владимиром Гройсманом?
- Иногда общаемся. Я стараюсь никого ни о чем не просить, но иногда приходится. Например, я не могу самостоятельно открыть счета (пенсионные счета населения. - Ред.). По этому вопросу мы встречались с премьером. Он идею поддержал и сказал, чтобы мы постарались достигнуть консенсуса с другими игроками. Ищем.
О КИБЕРАТАКЕ И НОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ
- Вы уже исправили последствия кибератаки? Насколько сейчас безопасны IT-системы Укрпочты?
- В целом да. Главный вывод - нужно готовиться не только в части IT-безопасности. Любой специалист вам скажет, что никакие миллионные инвестиции в IT-безопасность не гарантируют 100% защиту от подобного рода атак. Если вас хотят положить - вас положат. Поэтому план должен быть более комплексным, чем просто установить антивирусы.
- Сколько вы потеряли денег?
- Реальные потери можно будет оценить через 2-3 месяца. Точно могу сказать, что речь не идет о миллиардах.
- Вы запускаете отделения нового формата. Чем они отличаются от нынешних?
- Это, как правило, отделения в областных и районных центрах. Они будут располагаться как на месте существующих, так и в новых местах, в зависимости от потока.
В этом году мы хотим отправить 40 млн посылок (против 16 млн в 2016 году). Поэтому понимаем, что увеличится поток клиентов, которые будут требовать определенного уровня технологичности. Какие-то отделения будут работать по системе "аэропорт": универсальные окна, где оказываются все услуги. В некоторых отделениях под финансовые и другие затратные по времени услуги будет выделена отдельная зона.
Читайте также - Глава Укрпочты: Пишут, я человек Ахметова, ФСБ и Госдепа
Будем идти к системе "умных" очередей, когда окна будут открываться и закрываться в зависимости от потребностей клиента. Прощаемся с матричными принтерами и закупаем термопринтеры. Это значит, что операция будет выполняться за 20 секунд, а не за 1,5 минуты, как сейчас. В отделениях с большим объемом посылок будут принтеры термопечати этикеток.
- Мобильные отделения. Что это такое?
- Восемьдесят процентов нашей сети находится в населенных пунктах, где живет меньше 2 000 человек. Понятно, что эти отделения не работают полный день. Вместо этого в небольшие города и села будет приезжать оборудованная всем необходимым машина, которая будет работать по такому же графику. Одна база, например, в райцентре, будет покрывать шесть-семь отделений.
В чем сейчас проблема? Половина нашего персонала - почтальоны (36 000 человек). В Киевской области 18 почтальонов имеют ставку с коэффициентом 0,2. Это значит, что почтальон получает зарплату 640 грн, а я плачу за него 704 грн налогов. Это неэффективно. Условно говоря, передвижное отделение оставляет почтальона в начале села, становится в центр и обслуживает. Пока почтальон прошел, людей обслужили, поехали дальше. За день можно покрыть таким образом несколько сел. Это и клиентам удобнее, и почтальоны получат больше.
- Сколько мобильных отделений вы откроете?
- Чтобы покрыть всю страну, нужно от 750 до 800 мобильных отделений. Посмотрим, сколько получится: зависит от наших финансовых возможностей. Пожелание - за два года запустить все, в худшем случае - половину.
- Сколько стоит одно отделение?
- Мы испытываем разные автомобили. Цена будет зависеть от того, какие примем за базу. Например, чтобы обслужить село, где живет 70 человек, достаточно иметь небольшую машину, условно - легковой универсал. Для крупного села уже нужен фургон. Когда будут готовы требования, приглашаем всех производителей участвовать в конкурсе.
- Что вы будете делать с существующими отделениями, подлежащими закрытию?
- Из 11 500 отделений мы арендуем 8 000. Это помещения, которые, как правило, принадлежат райсоветам и т.д. Поэтому часть вернем обратно.
- Вы практически завершили корпоратизацию и теперь можете более эффективно распоряжаться своей недвижимостью. Какие планы по ее аренде, продаже и т.д.?
- Когда мы говорим, что у нас 1,3 млн кв м недвижимости, речь идет о сортировочных центрах, складах, здании главпочтамта и т.д. Именно отделений у нас в собственности немного - около 20% сети. Планы простые - сделать все прозрачным. Через ProZorro и другие площадки будем выставлять объекты в аренду или на продажу. У нас есть 12 баз отдыха и т.д. От этого нужно избавляться и вкладывать деньги в новую технику, оборудование.
Я на днях вернулся из Днепра. Склады и гаражи забиты скелетами машин, которые не подлежат ремонту. Там их более тысячи - кладбище машин. Некоторые по 10 лет стоят. Каждый год мы платим миллионы гривень за охрану этого добра. Мы их не можем списать, потому что никто не хочет подписывать акт о списании.
- Кто должен подписать акт? Вы интересовались, почему не согласовывают?
- Министерство должно. Почему не согласовывают? У нас так устроено в государстве, что в любой момент может прийти прокурор и сказать: "Что же вы за 15 грн списали машину, может, она 18 стоит?".
- Можно провести аудит.
- Да, но кто-то должен подписать документ. В министерствах и службах его должны согласовать много людей. А в чем их мотивация подписать списание машин при достаточно высоком риске? Им все равно, плачу я за эти машины или нет. Логика проста: я подпишу, а ко мне потом придет прокуратура.
О ЗАРПЛАТАХ И УВОЛЬНЕНИЯХ
- В первый день работы вы обещали, что Укрпочта начнет улыбаться. Прошел год, в отделениях пока с улыбками не очень… Это потому что зарплаты низкие?
- Низкие зарплаты - это часто миф. Относительно чего низкие? Можно ли говорить, что в селе, где мы единственный работодатель, у оператора со свободным графиком низкая зарплата? Второе: если человек хамит - это не решается повышением зарплаты. Это состояние души, и с таким сотрудником нужно прощаться.
Мы провели оценку и обучение 14 000 сотрудников, улучшаем условия труда. Увеличили в 10 раз закупку ручек, скотча - того, что сотрудники раньше покупали за свои деньги. В некоторых случаях работали без света. Укрпочта по энергоэффективности одна из лучших компаний в мире. Потому что не отапливали отделения. Люди зимой сидели в шубах и терпели. Письма писали в защиту предыдущего директора. До премьер-министра дошли. Говорят мне: "Нам сказали, мы написали".
Планируем повышение зарплат, спрашиваю: "Как будем повышать: всем одинаково, или тем, кто больше работает, - больше?". 75% отвечает - всем одинаково. Поэтому нужно менять сознание людей.
- Сколько я смогу зарабатывать, если завтра решу стать почтальоном или оператором в отделении Укрпочты?
- Руководитель отделения в Киеве получает 10 000 грн плюс бонусы. Операторы в Киеве получают 6 500 грн. Думаю, будет больше. Почтальоны - 5 500 грн. Бонусы зависят от объемов услуг, которые продает сотрудник.
Вот пример. Когда мы пришли, посылки и письма по Киеву ходили больше 72 часов. 72% - больше двух суток. Сейчас 94% доставляется на следующий день. За счет чего? Ввели сдельную форму оплаты труда на сортировке. Получили жалобы на имя премьера, забастовку. Прошло два месяца - поменялось 50% людей. Но те, кто сейчас работает, просят свободные вакансии не заполнять. Говорят, что сами справятся. При этом получали 4000 грн, а теперь - от 7000 до 9000 грн. Мы это распространим по всей стране.
- Вы активный пользователь Фейсбука. Отвечая на одну из жалоб клиентов в сети, вы написали, что отделение, где плохо обслужили клиента, находится в красной зоне. Что это значит?
- У нас есть карта зонирования отделений. В отделениях зеленой зоны работают люди, показывающие выдающиеся результаты. В красной зоне работают те, кто не поддается обучению. Это люди на замену. До мая все операторы в стране получали одинаковую зарплату, независимо от того, где находится отделение: Жмеринка, Киев - неважно. Конечно, подобрать адекватных людей было сложно. Отсутствовала система массового набора персонала. Сейчас поменяли эту систему и можно будет варьировать зарплаты. Будем набирать молодых ребят. А тех, кто в красной зоне, - увольнять. Но в наших условиях это не так просто.
Читайте также - Совладелец МАУ: Чем мы виноваты? Фактом своего присутствия
Вот недавно Генпрокуратура возбудила против меня дело по замечательной статье 172 (ч.1) - увольнение сотрудника по личным или иным мотивам. Что статья о трудовых отношениях делает в уголовном кодексе - отдельный вопрос. Спрашиваю у следователя, что такое "иной мотив"? Защита госсобственности - это иной мотив? А плохая работа? Ответить на эти простые вопросы следователь не смог.
- Какое наказание вам грозит?
- Два года условно, штраф в размере 50 минимальных окладов, либо (видимо то, для чего эта статья писалась в принципе) трехлетний запрет занимать руководящие должности.
- Какое количество отделений в красной зоне?
- Двадцать пять процентов.
- Вы формируете центры управления персоналом. Чем они будут заниматься?
- На них будет замкнут полный цикл - подбор, обучение и мотивация персонала.
- В требованиях к кандидатам на должность руководителя такого центра говорится, что кандидат должен иметь опыт работы от 5 лет на позиции HR-директора в коммерческих организациях не менее чем с 500 сотрудников. По сути речь идет о дорогостоящих топ-менеджерах. Какую зарплату вы предлагаете таким людям? Как успехи с поиском?
- Рыночную. Но все равно с трудом находим - таких специалистов немного в стране. Пока нашли на три области.
О ПРИХОДЕ AMAZON И УКРАИНСКОМ EBAY
- Как вы планируете развивать e-commerce?
- Линейка продуктов станет более понятной. Учим сотрудников продавать продукты и инвестируем в инфраструктуру. Нельзя продавать продукт, который плохо доставляется. За последние два месяца купили 170 автомобилей, что вдвое больше, чем за предыдущие пять лет. Это значит, что в какие-то города стали доставлять на день быстрее, в какие-то - в принципе начали доставлять.
Сделали интеграцию с интернет-магазинами по API. Запускаем личный кабинет и добавляем туда сервисы. Например, возможность заказать новый продукт SmartBox. Да, доставляем чуть дольше конкурентов, но и существенно дешевле.
- Укрпочта ведет переговоры с крупнейшим американским e-commerce, компанией Amazon. Когда вы запустите доставку?
- С почтой США торгуемся по тарифам. Они должны быть приемлемыми для наших клиентов. Я конкурирую с рынком. Есть агрегаторы, которые открыли склад в Нью-Джерси и делают доставку в Украину. И они дают людям продукт по другой цене. Я понимаю, что мой продукт должен быть конкурентным, иначе люди не будут пользоваться, чтобы мы не подписали.
Кроме того, мы находимся в неравных условиях с частными операторами с точки зрения таможенного оформления товаров. Например, частные операторы имеют право работать с AliExpress, а Укрпочта - нет. Мы возим посылки из Китая через Эстонию. Чтобы это изменить, нужна одна строчка в письме ГФС о том, что они не возражают против нашей работы с частными операторами. Для Укрпочты это 100 млн грн и 5 000 рабочих мест.
Читайте также - Славомир Новак: Я не хочу участвовать в политических играх
Их позиция следующая: Укрпочта может работать только с назначенными почтовыми операторами. Простой пример. Alibaba часть своего потока везет через почту Китая. В таком случае мы доставляем напрямую, потому что это назначенный почтовый оператор. Половина потока идет через AliExpress, который не является назначенным оператором, поэтому мы не можем с ними работать. У нас есть договор с почтой Эстонии, которая спокойно работает с AliExpress. Естественно, это сказывается на ценах и сроках доставки.
- Еще в 2015 году сообщалось о планах по созданию маркетплейса для интернет-магазинов. Каковы перспективы украинского eBay?
- Первое - это требует внимания. Второе - это продукт, который будет конкурировать с нашими основными клиентами. Будем ли мы его создавать? Лимитированно - да. Для людей, которые не пользуются интернетом. Это 14 млн людей, которые проживают в селах. Для них мы можем создать некий маркетплейс. Почтальон будет приходить с планшетом и предлагать сделать заказ. Это будет очень сегментированно, мы ни с кем здесь не будем конкурировать. Нам это также позволит зарабатывать и на размещении товаров в каталоге и т.д. Для меня идеальный вариант заработка - это когда бабушка в селе заказала чайник, я заработал на его продаже, на кредите, который взяли, чтобы купить чайник, и на его доставке.
- Какие новые сервисы появятся в отделениях Укрпочты до конца года?
- Осенью появятся терминалы для приема карт любых банков, с помощью которых можно будет оплачивать любые услуги. SmartBox запустим по всей Украине. Очень хотим запустить мобильное приложение. Обновим наш веб-сайт.
- У вас в парке есть один электрокар. В планах закупка еще двухсот. Есть предпочтения: марка, модель, цена, возраст? Где возьмете деньги?
- Подержанные покупать не будем. Рассчитываем, что будет принят закон о снижении пошлин на электромобили. К тому же мы работаем с ЕБРР по выдаче нам субсидируемого кредита на приобретение электромобилей на очень выгодных условиях. Это позволит нам по всей стране запустить курьерскую доставку. Размер кредита объявим после утверждения.
Во второй части интервью читайте, почему Ощадбанк выступает против почтового банка Укрпочты и как почтовый оператор собирается зарабатывать на финансовых услугах.
Денис Кацило
Кристина Болотова