Содержание:
  1. От Майдана до Чернобаевки
  2. Развлечение, уходящее корнями в дни гладиаторов
  3. Вопрос не только в деньгах

Каждый год миллионы туристов по всему миру посещают одни из некогда самых ужасных мест на Земле: бывшие зоны боевых действий, аварий, катаклизмов и преступлений против человечества. От Освенцима до Чернобыля, от дома Анны Франк до тюрьмы Алькатрас, мемориалов в память 11 сентября и геноцида в Кигали. Желание увидеть своими глазами трагические или драматические события – не что-то новое для истории. Это явление называется дарк-туризм, и хоть кое-где он нарушает нормы этики, ему сотни лет.

Война, как бы это ни звучало цинично, создает в этой области возможности и для Украины. Уже сегодня, по словам СЕО Visit Ukraine Антона Тараненко, в Украине есть гиды, организующие туры для журналистов и волонтеров по деоккупированным поселкам и городам.

Что такое дарк-туризм и сколько Украина может заработать на нем после войны – разбор LIGA.net.

От Майдана до Чернобаевки

В пять утра 24 февраля соучредитель турагентства "ХерсОн" Павел Белецкий должен был нырять в море. Он готовил новое направление для своего общего с братом Алексеем бизнеса. В дополнение к турам по Украине он планировал организовывать дайвинг-туры в Египте. Павел забросил снаряжение в машину и вместе с подрядчиками выехал на побережье. Впрочем, все бизнес-планы неожиданно оборвала война – РФ начала свое вторжение и шла в сторону города Херсона.

Забыв о дайвинге, Павел, прежде всего, связался с родными, которые остались в Херсоне и начал искать возможности вернуться в Украину. В городе на тот момент оставались его брат, родители и беременная жена. В апреле его родным удалось покинуть оккупированный областной центр, а сам предприниматель поставил бизнес на паузу и стал волонтером.

Именно как волонтерство, по словам Белецкого, и зародилась у него идея создания тура в Чернобаевку – поселок, ставший мемом и одним из символов украинского сопротивления стране-агрессору. По его мнению, это место должно быть музеефицировано для сохранения памяти о страшной войне, а наличие этого продукта на сайте его компании – это форма сбора донатов на нужды ВСУ и населения на деоккупированных территориях. "Через сайт мы уже собрали примерно $3 000", – рассказал соучредитель турагентства "ХерсОн" LIGA.net.

Картинка: Украинский институт национальной памяти/Facebook)

Это не единственный в Украине пример будущей локации дарк-туризма. Еще в 2013-2014 годах туроператор "Чернобыль-тур", кроме поездок в зону отчуждения, также организовывал волонтерские выезды на Майдан во время Революции достоинства и в зону АТО. Этой возможностью, как говорит соучредитель компании Ярослав Емельяненко, воспользовалось несколько сот иностранцев.

"Это был один из инструментов помощи", — говорит соучредитель Чернобыль-тура, отмечая, что это не был дарк-туризм. Так, по его мнению, у людей появлялась возможность лучше, в частности понять причинно-следственные связи – почему начался Майдан, спровоцировавший конфликт на Востоке Украине. "Если человек хотел помочь ВСУ, мы ему предоставляли список необходимого для армии – броники, каски, радиостанции. Они это собирали, и мы отправлялись с волонтерами на передок. Тур стоил туристам до $1 000 в сутки", – добавляет он и подчеркивает, что компания на этих поездках не зарабатывала.

Развлечение, уходящее корнями в дни гладиаторов

Для истории дарк-туризм – не ноу-хау, объясняет в своих лекциях по этой теме основатель агентства "Тудой-сюдой" Александр Бабич. В качестве примера он приводит американского писателя Сэмюэля Клеменса, более известного как Марк Твен. Он был одним из туристов, которые в 1867 году посетили юг современной Украины, чтобы посмотреть места боев в Крымской войне под Севастополем. Еще один пример – экскурсии в XIX веке по местам сражений времен Гражданской войны в США или туры на публичные повешения в Англии от Томаса Кука, отца туристического бизнеса.

"С тех пор как люди начали путешествовать, они ездят, чтобы наблюдать за смертью, трупами и реликвиями, – пишет географ Тони Джонстон в книге "География танатуризма". – Римские гладиаторские сражения привлекали массу людей со всей Империи. Средневековые европейские паломничества в христианские места смерти были обыденностью. А в XIX столетии туристы и местные жители Франции посещали парижские морги, которые могли принимать до 40 000 посетителей в день".

Если глубже погружаться в историю дарк-туризма, становится понятно, что в Украине действительно немало кейсов по этому направлению. Лычаковское кладбище, Чернобыльская зона, Тюрьма на Лонцкого и Бабий Яр. Это одни из многих классических локаций по дарк-туризму, которые упоминает в своих лекциях Бабич. Другие локации – это места, связанные со Второй мировой войной, а также культом "Великой Отечественной войны", стремительно приобретавшим популярность на территории СССР.

"Эта история была настолько мощной, что организовывали даже туристические поезда, которые ездили по местам Второй мировой войны", – вспоминает Бабич. Впрочем, это делал не только СССР. Пожалуй, наиболее известными в мире примерами дарк-туризма являются музей Аушвиц-Биркенау возле Освенцима, тюрьма Алькатрас, дом Анны Франк в Амстердаме и Хиросимский мемориал мира.

В целом, согласно исследованию организации Future Market Insight, в прошлом году мировой рынок дарк-туризма измерялся в $30 млрд. Европа, Америка, Азия, Африка – онлайн-путеводитель, созданный туристом Питером Гогенгаузом, включает более 1000 мест в 116 странах, которые считаются локациями для дарк-туризма. К примеру, в Израиле есть туры, предлагающие почувствовать себя бойцом ЦАХАЛа, в США – можно посетить военную часть, а в  Польше Фабрика Шиндлера предлагает "погрузиться в историю жителей Кракова под нацистской оккупацией".

Не исключено, что со временем подобных проектов станет еще больше. По прогнозам Future Market Insight, к 2036 году размер рынка дарк-туризма может увеличиться на 20%. Спрос оживляют войны, политические события и даже кино. Например, после выхода сериала "Чернобыль" на HBO, спрос на туры в Зону отчуждения вырос на 30-40%. В 2019 году, по данным Емельяненко, Чернобыль посетило 124 000 человек, 80% из них – иностранцы.

Вопрос не только в деньгах

После войны, по мнению Белецкого, украинский туризм возродится, и в иностранца останется интерес к Украине. "Эта ужасная война – катастрофа мирового масштаба. Сейчас весь мир помогает Украине, а после нашей победы важно сохранить память об этой войне. Важно правдиво и очень осторожно рассказывать и показывать, что здесь происходило", — считает он. Интерес к Украине подтверждает и опрос 900 граждан США, на который ссылается The New Your Times. Около 30% из них сказали, что хотели бы приехать после войны в Мариуполь и посмотреть на разрушенный завод Азовсталь.

Уже сегодня, по информации СЕО компании Visit Ukraine Антона Тараненко, в Украине есть гиды, организующие туры для иностранных журналистов по деоккупированным поселкам и городам. Также в стране все больше становится разных проектов, которые предлагают онлайн-туры по Буче, Гостомелю и другим местам бывших боевых действий. Появляются и более предметные проекты. Один из них – солидарный туризм, который, как говорит Ярослав Емельяненко, поддерживает агентство USAID.

"Мы так ездили в Мощун. Солидарный туризм – это когда человек приезжает в Украину не ради развлечений, а чтобы чем-то помочь – разобрать завалы или что-то еще. Это хороший проект, мы уже шесть месяцев над ним работаем. К сожалению, государство, как обычно, говорит, что это не ко времени", – добавляет он. По словам Емельяненко, госорганы, как правило, точно также реагировали на их попытки организовать туры в Чернобыль.  

Разрушения в Мощуне (Фото: RebuildUA)

В то же время опыт Visit Ukraine показывает, что реализовывать серьезные проекты по дарк-туризму без поддержки населения и государства не получится. В августе, по словам Тараненко, компания планировала организовывать туристические туры по деоккупированным городам. Однако из-за общественной критики компания была вынуждена эту идею отложить на потом. "Сама идея право на жизнь имеет, но, вероятно, позже. После войны, после нашей победы, если люди и местные власти будут не против, если гиды организуют безопасные и интересные локации", – добавляет CEO Visit Ukraine.

Впрочем, что Бабич, Белецкий, Тараненко и Емельянено убеждены: главной идеей послевоенных проектов по дарк-туризму должны быть не деньги, а месседж иностранным туристам о том, какое горе принесла война в дома граждан Украины. Поэтому Бабич советует не уничтожать все поврежденные жилые дома, а некоторые из них оставить в знак памяти о прошедших событиях. В качестве примера Бабич приводит Хиросимский мемориал мира – руину дома, рядом с которым США сбросили атомную бомбу в августе 1945-го.

"Я категорически против, чтобы поездки в Украину воспринимали как дарк-туризм. Это будут поездки в места победы. К тем местам, которые будут демонстрировать всему миру, как украинцы не сбежали, как боролись за свою землю, и как весь мир нам в этом помогал", — соглашается Емельяненко.