"Каждая 20 компания эвакуируется за границу". Как война повлияла на украинский бизнес
В пять утра совладелец мебельных компаний Арт-Пром и Метролюкс Александр Беляев проснулся от звонка сына. Первое, что он услышал 24 февраля 2022 года, – шокированный голос ребенка: "Папа, Путин сошел с ума. Он объявил Украине войну".
Эти восемь слов стали для предпринимателя холодным душем: он до последнего верил, что худшего удастся избежать. Все его сомнения и надежды развеялись в то злосчастное утро, когда над домом Беляева пролетели две российские крылатые ракеты.
"Было такое чувство, что они летят прямо в мой дом. Именно тогда я понял – это не шутки. Эвакуировал в безопасное место семью и уехал на работу", – рассказывает он. Принимать управленческое решение нужно было быстро: бизнес Беляева развернут почти во всех стратегических центрах Украины – в Запорожской, Днепропетровской и Киевской областях.
Как будут развиваться события? Что будет с бизнесом? Как спасти и помочь своим сотрудникам? Эти мысли не оставляют Беляева до сих пор. Единственное, в чем он и его бизнес-партнеры не сомневаются, – под оккупацией России их предприятия работать не будут: "Так было в Молочанске (Запорожская область. – Ред.), с тех пор как россияне захватили город, наша фабрика там не работает".
Чтобы спасти бизнес, Беляев начал перевозить из-под Днепра и Запорожья на Закарпатье и во Львовскую область оборудование своих компаний и готовую продукцию. Его предприятия – одни из 400 компаний, уже переместивших свои склады и оборудование в рамках госпрограммы по релокации бизнеса.
Как государство помогает перенести свое производство подальше от войны и с какими проблемами сталкиваются уже переехавшие?
Эвакуация как способ выжить
По подсчетам KSE, за 47 дней войны в результате боевых действий повреждены, разрушены или захвачены по меньшей мере 145 предприятий. Общая сумма задокументированного ущерба достигла $6,25 млрд.
Эвакуация – один из способов сохранить бизнес.
Еще 80 лет назад, во время Второй мировой войны, советские власти эвакуировали из Украины в Россию сотни предприятий. К примеру, на базе Харьковского тракторного завода Советский Союз построил в 1942 году в Сибири Алтайский тракторный завод.
По оценке министра экономики Юлии Свириденко, чтобы спасти свои активы на 17 апреля переехало 400 предприятий, возобновили работу из них – более 200. "Мы работаем 24/7", – рассказывает нардеп и глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев. К 16 апреля в Минэкономики поступило 1630 заявок на эвакуацию от предприятий, уточняет он.
Переезжают бизнесы всех размеров, объясняет инспектор Совета Бизнес-омбудсмена (РБО) Юлиана Ревюк. Но проще всего это сделать малому и среднему бизнесу. "Понятно, что тому же барбершопу гораздо проще переехать, чем крупной компании. Хотя приоритет – стратегические предприятия и производители продуктов питания", – рассказывает представитель РБО.
География эвакуации разная. Бизнес выбирает сам, куда переезжать, но тенденции уже известны. Совладелец консалтинговой компании Advanter Андрей Длигач рассказывает, что преимущественно бизнес переезжает на Прикарпатье, Закарпатье и в Винницу.
"Возможностей для релокации более чем достаточно", – добавляет он. Плохая новость: нередко бизнес эвакуируется за границу. По оценке Длигача, каждая 20 компания эвакуируется за пределы Украины – от креативных агентств до IT и легкой промышленности.
О выезде украинского бизнеса за границу говорит и Юлиана Ревюк. По словам инспектора РБО, ее организация сейчас помогает выехать в Польшу одной высокотехнологичной компании и частному университету с филиалами в Киеве, Харькове и Одессе.
Почему бизнес эвакуируется из Украины? "Основная причина – это не понимание, когда может закончиться война. Чтобы спасти бизнес, они ищут альтернативу. С другой стороны, некоторые компании восприняли войну как возможность сделать то, что постоянно откладывали на потом", – объясняет Длигач.
Что о такой тенденции думают в правительстве? Гетманцев убеждает: о таких случаях ему пока неизвестно, если компании и покидают страну, то только своими силами. "Наша цель – сохранить предприятия для Украины", – говорит нардеп.
Контекст. Ежедневно количество эвакуированных компаний растет. Кто-то это делает публично, а кто – нет. По данным Госстата, на 1 апреля 2022 года в Украине зарегистрировано 1,44 млн юридических лиц. Больше всего – в центральной части и на востоке Украины, меньше всего – на западе.
Сколько из них может физически эвакуироваться? По-видимому, не все. В конце марта компания Advanter опросила 245 владельцев и СЕО малого и среднего бизнеса. Оказалось, что около 62% опрошенных представителей компаний не будут эвакуировать свое производство. Причины – это невозможно физически или слишком дорого.
Известно, что уже эвакуировали свои предприятия Запорожский механический завод, машиностроительная компания Пожмашина, ветропарки Украины и производитель горно-шахтного оборудования Corum Group. Также активно переезжают на Запад IT и дистрибуционный бизнес, говорит Длигач.
Как государство помогает бизнесу эвакуировать предприятия
Государство помогает бизнесу бесплатно. "Это стандартный набор услуг. Оборудование можно перевезти по железной дороге и с помощью Укрпошты. Заявку может подать любое предприятие, которому угрожают боевые действия", – объясняет инспектор СБУ Ревюк.
В основном, желающим переехать предлагают локации в девяти областях на западе Украины – на Закарпатье и Прикарпатье. Однако выбора гораздо больше. Недавно, по словам основателя Unit.City Василия Хмельницкого, эвакуировать свой бизнес можно даже под Киев. Он лично просил правительство расширить список областей для эвакуации.
Это позволило предпринимателю заселить в свой индустриальный парк в Белой Церкви бизнесменов из Харькова. "У них был выбор – переезжать в Польшу или остаться в Украине. Позволить себе переезд за свой счет в Киевскую область к нам они объективно не могли – безумные убытки из-за войны", – заявляет Хмельницкий.
В условиях войны бизнесу помогает целая команда – от налогового комитета Рады до Минэкономики и Военно-гражданских администраций, рассказывает Гетманцев. "Это своеобразный колл-центр, соединяющий бизнес с перевозчиком, помогает с поиском складов, жилья и промышленных площадок, – уточняет он.
Показательный пример – история Станислава Петина, совладельца компании Пеле Тим. Она специализируется на обработке металлов. Как рассказал бизнесмен, его компания при содействии Львовской ОГА переехала из-под Киева в Богуслав почти за неделю. Единственный нюанс – переезд по железной дороге его не устраивал, поэтому пришлось эвакуироваться самостоятельно.
"Наше оборудование – это фрезерные и токарные станки ЧПУ. Их сложно перевозить, они тяжелые (4-5 тонн) и имеют электронные блоки управления, которые необходимо защитить от влаги и грязи. Также не рекомендуется влияние вибрации. Поэтому мы отказались от железной дороги и рассматривали только грузовики с полуприцепом", – добавляет Петин.
Еще один пример – рассказ Александра Беляева, совладельца компаний Арт-Пром и Метролюкс. По его словам, Львовская ОГА предоставила его компаниям резервные склады, куда он перевез часть своих товаров из Павлограда: "Склады, конечно, старенькие, их нужно модернизировать, но на безвозмездной основе, для временного хранения подходят".
Государство пытается помочь каждому обратившемуся за помощью, уверяет Гетманцев. Единственное условие – это гарантии безопасности, поэтому в зоне боевых действий релокация невозможна. А это одна из проблем, что усложняет жизнь для всех – как бизнесу, желающему работать в безопасном месте, так и правительству, которое хочет поддерживать экономику.
"Однажды мы не смогли вывести предприятие из Чернигова. Водители не захотели туда ехать, потому что там стреляли. Похожая ситуация была у коллег в Рубежном, поэтому мы исходим из наших возможностей и приоритетов", – объясняет Гетманцев.
Проблемы и перспективы
Какой экономический эффект будет иметь релокация предприятий на запад Украины? У этого вопроса пока нет ответа. Соответствующий запрос от LIGA.net в пресс-службе Министерства экономики проигнорировали. По мнению Гетманцева, ситуация будет зависеть от развития и географии боевых действий.
"Нам важно каждое предприятие. Не дай Бог, война затянется хотя бы на несколько месяцев, безусловно, эта программа станет основой для развития новой украинской экономики", – говорит нардеп. Но первоочередная задача правительства – вернуть людей на работу, поддержать бизнес и экономику.
С этим есть определенные проблемы.
Предприниматели-собеседники LIGA.net и государственные чиновники отмечают: государственная программа не лишена изъянов, они усложняют процесс эвакуации бизнеса. Речь идет о таких шести проблемах:
- резкий рост цен на аренду промышленных площадок и складов;
- склады и промышленные площади не модернизированы и требуют ремонта;
- небольшое количество в Украине уже готовых и работающих индустриальных парков;
- дефицит грузовых фургонов;
- проблемы с поиском жилья для своих сотрудников;
- страх за ключевых сотрудников, которые будут мобилизованы.
Постепенно эти проблемы решаются, убеждает Гетманцев. "Мы помогаем не только с переездом, но и ищем жилье для работников. Конечно, это не будут какие-то VIP-условия. Бесспорно даются общежития. Если речь идет о лучших условиях, люди сами себе что-то ищут", – добавляет он.
Очевидно, что когда война закончится, предприятия могут вернуться назад или по меньшей мере могут оставить в западной Украине филиал, прогнозирует Ревюк. Такую возможность не исключает и Александр Беляев. Он допустил, что одно или два его предприятия могут остаться в Закарпатье после войны, чтобы упростить логистику.
"Главное – чтобы в стране проходили реформы и была уничтожена монопольно-олигархическая система. Именно она нас и ослабила и позволила на нас напасть. Мы должны выйти из войны сильнее", – добавляет бизнесмен.