Содержание:
  1. От колонии к независимости
  2. Торговые связи
  3. Эффект санкций
  4. Развитие предпринимательства
  5. Изоляция и партизанская война
  6. Первые годы независимости
  7. Девяностые

Небольшое южноафриканское государство Зимбабве стало символом провальной экономической политики. Процветавшая до получения независимости самоуправляемая колония Великобритании сменила стабильность на тотальный экономический кризис с рекордной инфляцией.

Цены в буквальном смысле удваивались, каждые 24 часа. Так, в 2008 году правительство выпустило купюру в 100 триллионов зимбабвийских долларов, за которые на тот момент можно было купить… бутылку пива. В 2009 году Зимбабве отказалось от собственной валюты и перешло на расчеты в долларах США. Лишь в начале марта 2019 года новый президент объявил о возврате к эмиссии национальной валюты.

Как некогда процветающая африканская страна оказалось в такой ситуации?

От колонии к независимости

В начале 60-х годов ХХ столетия по Африке прокатилось движение освобождения. В 1960 году сразу 17 бывших колоний на континенте стали независимыми государствами. В Южной Родезии — самоуправляемой колонии Великобритании — в отличие от других владений короны, к этому времени сформировалась значительная белая диаспора — свыше 300 000 человек или около 10% населения.

Передача власти в новых независимых государствах от колониальных властей проходила по принципу: "Нет независимости без представительства". Это означало всеобщие выборы, которые не давали никаких шансов колонистам сохранить власть.

Пример Конго (Заира) и многих других стран показывал, что приход к власти местных борцов за независимость тут же оборачивался погромом белого меньшинства. Но оно вовсе не хотело бежать с земли, которую считало Родиной.

Правительство Южной Родезии в 1965 году отказалось подчинятся колониальным властям Великобритании и проводить всеобщие выборы.

Стоит отметить, что формально выборы в колонии были всеобщими, но существовал имущественный и образовательный ценз, который фактически отрезал от них 95% коренного населения. В парламенте колонии оно присутствовало — чаще всего это были племенные вожди, но их влияние было минимальным.

В 1966 году правительство белого меньшинства Яна Смита объявило о Независимости Республики Родезия. В ответ Совбез ООН единогласно в декабре 1966 года  ввел санкции запретив поставку в Родезию нефтепродуктов и оружия покупку родезийского табака, хрома, меди, асбеста, сахара, мяса и шкур.

Фото: Depositphotos

Торговые связи

Великобритания направила эскадру ВМС контролировать поставки нефти в порту Бейра в Мозамбике, откуда в Родезию шел нефтепровод. Военные корабли должны были сдерживать "силой, если это необходимо, суда, которые обоснованно подозревались в перевозке нефти для (Южной) Родезии".

Блокада длилась до обретения Мозамбиком Независимости в 1975 году. При этом корабли не имели права как-то препятствовать любым другим торговым судам.

Республику Родезия открыто поддерживала ЮАР, а также правый режим Салазара в Португалии, с чьими колониями — Анголой и Мозамбиком — она граничила. Еще 1961 году Родезия открыла в Лиссабоне торговое представительство, фактически выполнявшее функции посольства. Родезия вела внешнюю торговлю через порты Мозамбика.

Швейцария и Западная Германия, которые не были членами ООН, легально вели бизнес с Родезией — последняя оставалась крупнейшим торговым партнером правительства Смита в Западной Европе до 1973 года, когда ФРГ вступили в ООН.

До провозглашения независимости главным торговым партнером Южной Родезии была метрополия — Великобритания и ближайший его доминион ЮАР. Колония была крупным экспортером хрома, серебра, угля, табака и зерновых. Потребности в развитии собственной промышленности не было, это и не приветствовалось британскими властями. Она, как и прочие колонии, должна была быть рынком сбыта британской продукции

Япония продолжала принимать больше родезийского экспорта, чем любая другая страна, Иран поставлял нефть.  Правительство Португалии продавало родезийские товары как свои собственные. ЮАР открыто отказалась соблюдать санкции ООН.

До провозглашения независимости главным торговым партнером Южной Родезии была метрополия — Великобритания и ближайший его доминион — ЮАР. Колония была крупным экспортером хрома, серебра, угля, табака и зерновых. Потребности в развитии собственной промышленности как бы и не было, это и не приветствовалось британскими властями. Она, как и прочие колонии, должна была быть рынком сбыта британской продукции.

Эффект санкций

Режим санкций и торговая блокада перевернули ситуацию. Столкнувшись с нехваткой товаров, правящий "Родезийский фронт" начал вводить стимулы для внутреннего производства, объем промышленного производства резко расширился. 

Жесткая система контрмер, принятых для борьбы с санкциями, смогла ослабить их воздействие минимум на десятилетие. При поддержке правительства, а зачастую и его прямом финансовом участии был создан целый ряд промышленных предприятий. Они стали производить боеприпасы, амуницию, запчасти для машин горнодобывающей отрасли.

Оборонный концерн Zimbabwe Defense Industries стал одним из ведущих производителей бронетранспортеров в мире. Компания стала пионером в разработке и производстве бронеавтомобилей с V образным днищем, защищенных от мин. А производимые им винтовки LDP Comando и автоматы Rhogun надолго стали хитом частных продаж в США.

Был создан крупный химический комплекс Sable Chemical Industries для производства аммиачных удобрений. Их большая часть экспортировалась в соседние страны.

Большинство крупных предприятий котировалось на действовавшей с 1946 года фондовой бирже. Не резиденты не могли принимать участие в торгах и приобретать родезийские предприятия. Это ограничение было снято лишь в 1993 году уже при президенте Роберте Мугабе.

Роберт Мугабе (фото - EPA)

В целом иностранный капитал играл очень небольшую роль в становлении экономики Родезии, и не столько из-за прямых ограничений правительства. Из-за санкций большинство иностранных инвесторов старались обходить Родезию стороной, не инвестируя в нее, не давая займов и не разрешая родезийским компаниям и физлицам открывать счета в своих банках. Что заставляло родезийцев в основном хранить деньги и инвестировать на Родине.

Развитие предпринимательства

Одновременно частные бизнесмены массово стали запускать небольшие производства по переработке сельхозпродукции, пошиву одежды и обуви.

Основным рынком сбыта стала не только Родезия, но и португальские колонии — Мозамбик и Ангола, а также ЮАР с которой был подписан договор о свободной торговле.

Согласно последнему родезийские компании стали поставлять свои товары в ЮАР без пошлин, а южноафриканские фирмы не спешили идти в Родезию опасаясь санкций.

В результате в середине 70-х пошитая в Родезии одежда и обувь занимали около 60% рынка ЮАР. Мясо, молоко перерабатывающие заводы, производство пива, сигарет и алкогольных напитков - все быстро развивалось. Бывшая сырьевая колония не только полностью снабжала себя, но и стала серьезным экспортером готовой продукции.  

Одновременно Родезия оставалась крупным экспортером сырья, в первую очередь хрома, драгоценных металлов и зерновых. Внешняя торговля шла через порты Мозамбика и ЮАР, которые так же сами по себе были крупными рынками сбыта. ЮАР поставляла в Родезию нефтепродукты, боевые вертолеты и другую санкционную продукцию.

В середине 70-х сшитая в Родезии одежда и обувь занимала 60% рынка ЮАР. Мясо, молоко перерабатывающие заводы, производство пива и алкогольных напитков, производство сигарет - все это быстро развивалось. Бывшая сырьевая колония не только полностью снабжала себя, но и стала серьезным экспортером готовой продукции

Все это время в стране шла перманентная борьба за права коренного населения участвовать в политической жизни. В целом она выражалась в актах саботажа и редких террористических вылазках. Возглавил ее коммунист маонистской школы Роберт Мугабе.

Изоляция и партизанская война

Ситуация резко изменилась после прекращения португальского колониального правления в Мозамбике в 1975 году. Коммунистическое руководство новой республики мгновенно присоединилось к санкциям, закрыло границу с Родезией и стало активно поддерживать движение Мугабе ZANU, объявившее партизанскую "войну бушей".

В 1978 году новый премьер-министр ЮАР объявил о присоединении к санкциям против белого правительства Родезии и прекратил всю торговлю с непризнанной республикой. Страна оказалась в изоляции, лишилась рынков сбыта и поставок нефтепродуктов, так необходимых для войны. При этом партизаны активизировались и стали проводить рейды зачисток уничтожая не только белое население, но и лояльных правительству черных. Тотальная война ZANU включала в том числе ракетные атаки против гражданских лайнеров — были сбиты два пассажирских самолета авиакомпании Air Rhodesia.

Средства для продолжения противостояния быстро истощались. В декабре 1978 года подразделение ZANU проникло на окраину Солсбери — столицы Родезии — и обстреляли ракетами главную нефтебазу. Резервуары горели в течение пяти дней, поднявшийся столб дыма был виден за 130 км. 79 000 м3 нефтепродуктов (включая стратегический запас нефти) были потеряны. Даже правительственные БТРы и боевые вертолеты стало нечем заправлять.

Расходы правительства на оборону увеличились с 8,5% национального бюджета в 1971–1972 гг., до 47% — в 1977-78 годах. ZANU активно снабжали оружием и деньгами из КНР и Мозамбика. Морально движение поддерживали не только социалистические страны, но также Великобритания и даже США при демократе Картере.

Одновременно ширилась поддержка партизанской борьбы коренными обывателями, чему способствовал разразившийся экономический кризис. Лишившись рынков сбыта из-за блокады со стороны Мозамбика и ЮАР, начались массовые сокращения рабочих на промышленных предприятиях. В 1976-79 около 50 000 белых покинули Родезию, еще до прихода к власти местного большинства.

На момент объявления независимости в 1980 году в Зимбабве проживало 7,15 млн человек, из них 232 000 белые. Большинство из них — потомки британских эмигрантов, приехавших в страну в 30-40 годы. Кроме того, были большие диаспоры потомков белых колонистов, бежавших после обретения независимости Бельгийским Конго, Кенией, Танзанией и Мозамбиком. 

В первые годы независимости Зимбабве стал всеобщим любимцем. Большую помощь стране в 1980-е годы оказывали не столько социалистические страны (Румыния, КНДР и ГДР), а Швеция, ФРГ, Франция и Великобритания

Основная масса белых родезианцев были инженерами и высококвалифицированными рабочими, в том числе металлургии горно-добывающей промышленности. Лишь около 20 000 белых Родезии занималось сельским хозяйством. 

На момент обретения независимости в 1980 году 10 000 белых фермеров владели 73,8% наиболее плодородных земель, пригодных для интенсивного выращивания товарных культур и выпаса скота, и производили 80% от общего объема сельскохозяйственного производства в стране.

Новая Конституция Зимбабве гарантировала неприкосновенность частной собственности на землю, гарантом чего выступала Великобритания. Правительство Зимбабве обязалось выкупать землю у белых фермеров за справедливую рыночную цену, не вынуждать их ее продавать. А правительство Великобритании обещало компенсировать Зимбабве 50% сумы потраченной на этот выкуп. 

Первые годы независимости

В первые годы независимости Зимбабве стал всеобщим любимцем. Большую помощь стране в 1980-е годы оказывали не столько социалистические страны (Румыния, КНДР и ГДР), а Швеция, ФРГ, Франция и Великобритания.

Молодая республика присоединилась к Ломейским конвенциям, определявшие отношения африканских стран с Европейским Сообществом (предтечей Евросоюза). В результате устанавливался режим свободного экспорта из африканских стран в ЕС необработанного сырья и тропической сельскохозяйственной продукции.

Depositphotos

В обмен на 3 млрд ЭКЮ (валютная единица, использовавшаяся в европейской валютной системе ЕЭС и ЕС в 1979—1998 годах. — Ред.) финансовой и технической помощи в форме субсидий и льготных кредитов Европейского фонда развития и Европейского инвестиционного банка Африканские страны обязались никак не ограничивать свободный вывоз в ЕС необработанного сырья. 

В целом 80-ые годы стали для Зимбабве временем второго экономического подъема. Отмена санкций открыла для местного горнодобывающего и сельскохозяйственного сектора мировые рынки.

Зимбабве стало быстро наращивать экспорт сырья. Этому способствовала и хорошая рыночная конъектура на основные товары — хром, драгоценные металлы и зерновые. Но экспортируя сырье (цены на который устанавливает биржа) производитель может влиять на свою себестоимость только уменьшая расходы, в первую очередь за счет зарплаты рабочих.

Уже в начале 80-х правительство Зимбабве отменило закон о минимальной заработной плате. Черные работники были готовы работать за значительно меньшую зарплату, чем белые. Последние массово стали уезжать из страны в поисках лучшей доли. За первые 5 лет независимости Зимбабве покинули 132 000 белого населения.

На рубеже 80-90-х случился обвал цен на мировых сырьевых рынках, экспортная выручка Зимбабве сократилась. На помощь стране пришли международные финансовые организации.

Девяностые

В 1991 году в Зимбабве, по инициативе МВФ, в обмен на кредит в $484 млн была введена программа экономических и структурных реформ. Были отменены госконтроль над ценами, иностранными инвестициями и валютными операциями. За счет урезания госрасходов был существенно сокращен государственный дефицит. 

Зимбабвийская купюра в миллион долларов, выпущенная в 2008 году (фото - ЕРА)

План получил широкую поддержку населения, но в результате его реализации экономические проблемы вышли из-под контроля. Зимбабвийский доллар одномоментно девальвировал  на 40%. Из-за отмены госконтроля цены существенно выросли, а реальные зарплаты упали. По оценке специалистов ООН, ситуация больше всего походила на процессы, проходившие в тоже время в Восточной Европе.

Потеряв внешние рынка сбыта, зимбабвийские производители очень быстро потеряли и домашний — уже к 1999 году более 95% продаваемой в стране одежды и обуви были китайскими

В результате реформ, ВВП к 1995 году сократился на 0,2 %, хотя по прогнозам МВФ должен был увеличиться на 5%. Хотя 1991—1995 годы заметно увеличилась внешняя торговля Зимбабве. С 1991 по 1995 годы экспорт страны вырос с $1,6 млрд в год до $2,7 млрд, импорт увеличился с $1,6 млрд до $2,9 млрд в год.

"Почему такой слабый результат либеральных реформ?", — спрашивали зимбабвийцы.

"Надо нарастить темпы и глубину реформ", — отвечали кураторы из МВФ. Правительство еще сильнее ужесточило политику бюджетной экономии, резко сильно повысило процентные ставки, и с 1995 года обнулило все ввозные пошлины на импортные товары.

Крупнейший импортер Зимбабвийской одежды и обуви — ЮАР — в конце 1994 года напротив обложило промышленный импорт из Зимбабве фактически запретительными пошлинами.

Потеряв внешние рынка сбыта, зимбабвийские производители очень быстро потеряли и домашний — уже к 1999 году более 95% продаваемой в стране одежды и обуви были китайскими.

1996—1999 годы оказались для страны намного более тяжелыми, чем предыдущие 5 лет. Экономический рост прекратился, занятость, заработная плата и расходы на социальные услуги резко сократились, инфляция не снизилась, дефицит бюджета и внешней торговли значительно превысили начальные показатели.

Большинство промышленные компаний, особенно в области производства текстиля и обуви закрылись. Уровень бедности в стране увеличился. С другой стороны, накопление капитала и доля экспорта в ВВП увеличились, а неравенство между городом и деревней снизилось.

ВВП с 1991 года на 2000 год снизилось на 30%. Экспорт из Зимбабве сократился в 1996—2000 годах с $3,1 млрд до $2,1 млрд, а импорт за этот период уменьшился с $3,1 млрд до $2,4 млрд. В 2000 году ВВП страны упал на 4,8 %, а годовая инфляция составила 55,9 %.

Зимбабвийская девочка ищет еду на свалке в городке Читунгвузи в 25 км от столицы Зимбабве, 2008 год (фото - ЕРА)

При этом изменился состав экспорта. Если в конце 80-х около половины приходилось на готовую продукцию легкой и пищевой промышленности, то к началу XXI века страна поставляла зу рубеж исключительно минеральное сырье и необработанную сельскохозяйственную продукцию.

Это случилось из-за повального разорения зимбабвийских производителей не выдержавших "свободной конкуренции" с европейской пищевой (так, производство масла с 1991 по 1998 год упало в 11 раз) китайской легкой промышленностью. В результате такой политики тысячи промышленных предприятий и простых мастерских разорились, миллионы людей оказались без работы и средств к существованию.

Общее падение ВВП с 1991 года на 2000 год составил 30%. Экспорт из Зимбабве сократился в 1996—2000 годах с $3,1 млрд до $2,1 млрд, а импорт за этот период уменьшился с $3,1 млрд до $2,4 млрд. В 2000 году ВВП страны упал на 4,8 %, а годовая инфляция составила 55,9 %

В 1999 году Мугабе объявил "земельную революцию". К этому момент единственным еще не разорившимся массовым зимбабвийским бизнесом оставались крупные фермерские хозяйства. Почти все они принадлежали белым фермерам. Около 8000 белых фермеров владели 50% зимбабвийских сельхозугодий. В среднем, более 2200 га на каждого.

После обретения независимости выкуп правительством земель шел вяло, фермеры не хотели уходить из прибыльного бизнеса. А те что и были выкуплены в большинстве случаев попала связанным с правительством лицам, которые ей просто спекулировали.

По иронии судьбы, именно белые фермеры были фактически единственными белыми сторонниками передачи власти в 1980 году черному большинству, ради снятия экономической блокады. Именно крупные фермеры наряду с горнорудной промышленностью в первые два десятилетия независимости получали максимальную экономическую выгоду от либерализации внешней торговли, разорившей все прочие бизнесы в Зимбабве.

Во второй половине 2000 года пришла расплата. За полгода правительство принудительно выкупило 2706 хозяйств, землю разделили между 238 000 черных фермеров. В последующие пять лет правительство конфисковало и перераспределило фактически все остальные фермы у белых.

В результате средний размер их фермерского хозяйства упал сначала до 45 га, потом вовсе до 15 га. Новые землевладельцы оказались не в состоянии обрабатывать землю в прежних масштабах, и в лучшем случае просто обеспечивали свои потребности. Страна бывшей "житницей всей Южной Африки" в одночасье столкнулась с нехваткой продовольствия.  Производства табака сократилось в пять раз, кукурузы — на треть.

Перераспределение земли привело к резкому спаду продуктивности в сельском хозяйстве и катастрофическому росту цен и лишь усугубило проблему безработицы (80% в 2008 году!).

В 2002—2008 годах ВВП страны ежегодно падал (в 2008 году падение достигло пика — 17,76 %). Чтобы как-то спасти ситуацию в 2009 году правительство Зимбабве решило полностью оказаться от своей валюты и перейти на расчеты в долларах США. 

Роберт Мугабе покинул президентскую должность в конце 2017 года. Вернуться к эмиссии собственных денег новые власти страны планируют в конце 2020-го.

Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support,
для LIGA.net