Майдан Незалежности во время карантина (Фото: Сергей Долженко/ЕРА)

24 марта Кабинет министров продлил карантин еще на 30 дней и ввел режим чрезвычайной ситуации.

Ограничения можно воспринимать по-разному. С одной стороны, это попытка сдержать распространение коронавируса. С другой – это решение не очень хорошо отразится на экономике.

Как бизнес оценивает продолжение карантина и какими могут быть последствия?

Мы задали этот вопрос украинским предпринимателям и бизнес-ассоциациям. Вот их ответы.

Читайте нас в Telegram: проверенные факты, только важное

Василий Хмельницкий, основатель компании UFuture

Последствия кризиса для Украины могут быть страшнее последствий пандемии. Сотни тысяч украинцев останутся без работы и средств к существованию, в первую очередь это удар по малому и среднему бизнесу. Но мы все связаны.

Когда упадет до предела покупательная способность - это затронет каждого. Украине пора выходить на работу. Экономика не может быть на паузе так долго.

Томаш Фиала, генеральный директор Dragon Capital

На карантин экономика реагирует плохо. Но продление карантина было ожидаемым и оправданным.

Хуже экономика реагирует на задержку программы МВФ, которая абсолютно не в интересах 99,99% населения Украины.

Читайте также: Что изменится из-за введения ЧС и чем это отличается от ЧП. Справка 

Екатерина Глазкова, исполнительный директор СУП

Почти 90% предприятий-членов СУП сообщили о негативных ожиданиях последствий для их бизнеса в связи внедрением карантинных мероприятий из-за коронавируса COVID-19. Ожидается уменьшение доходов от 30 до 100% в зависимости от сферы деятельности.

Наиболее негативные последствия продления карантина мы ожидаем для сферы услуг – кафе, рестораны, туристический бизнес, развлекательно-культурные учреждения. Здесь можно ожидать даже банкротства, в случае, если у компаний есть кредиты, которые нужно отдавать.

Мы понимаем, что продление карантина – действительно необходимая мера для безопасности граждан. Однако бизнесу в таких условиях нужна хотя бы частичная компенсация убытков от государства. Речь не только о сокращении рабочих мест, но и о потере бизнеса, как такового.

Присоединяйтесь к Instagram Liga.net - здесь только то, о чем вы не можете не знать

Игорь Мазепа, генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital

Карантин ничего хорошего экономике не сулит: при принятых ограничительных мерах, падение деловой активности и ВВП составляет порядка 30-35%. Запасы прочности у мелкого бизнеса и подавляющего большинства населения - не более чем на месяц карантина, при том, что уже две недели ограничительных мер прошло. Не исключено, что через неделю-две мелкий бизнес начнет работать вовсю, только нелегально – и это может создать большие проблемы для бюджета на многие месяцы вперед.

Госбюджету будет очень сложно в любом случае - резко падают доходы, а издержки будут расти – чем дальше, тем больше. На какой-то небольшой период можно мобилизовать деньги от крупных прибыльных госкомпаний. Еще какое-то время можно будет живиться поддержкой западных финансовых партнеров, но до этой помощи нужно еще дойти. Пока у людей широко открыты глаза от страха распространения эпидемии, их можно удержать дома. Но со временем, этот страх будет проходить - и накапливаться раздражение от ограничений.

Скорее всего, продление карантинных мер более, чем на месяц не смогут выдержать ни бизнес, ни население, ни власть. Будем надеяться, что за этот месяц мы сможем побороть инфекцию, иначе придется вводить что-то вроде военного положения.*

Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации

Как говорил классик, "еще никогда такого не было, чтобы совсем ничего не было". Понятно, что экономика переживет время карантина. Вопрос – насколько потрепанным будет ее состояние. 

Конечно, все предприниматели выступают за здоровье своих сотрудников, но остаются вопросы к тому, насколько оправданы настолько жесткие меры со стороны правительства.

Подписывайтесь на рассылки Liga.net - только главное в вашей почте

Игорь Гуменный, собственник UBC Group

Я думаю, когда остановили ресторанный бизнес, непродуктовый ритейл, сферу услуг, туризм, без работы осталось больше миллиона человек. Точных цифр никто не знает, - больше половины индустрии было в тени. Вот они как-то продержались пару недель. Как и за что они будут жить еще месяц? За что будут снимать квартиры? У значительной части официантов и других работников сферы услуг нет своего жилья. Почему жестко не садят на карантин гастарбайтеров? Сколько обойдется украинской экономике такое решение?

В общем, считаю, что продление карантина - правильное решение. Жизнь людей бесценна. Но все таки, сколько это стоит?

Читайте также - Не хочется глупо умереть. Власть должна спасать не только людей, но и экономику

Дмитрий Бондаренко, гендиректор группы компаний ЛИГА и CEO Ligamedia

От последствий экономического кризиса может пострадать гораздо больше людей, чем от эпидемии коронавируса. Поэтому украинское правительство обязано думать о том, в какой стране, с точки зрения экономики, мы окажемся после окончания карантина и последующего запуска бизнеса. 

После отмены карантина, люди не смогут вернуться на прежние рабочие места, будет катастрофически не хватать денег, выручка, которая была у бизнеса до введения карантина, сиюминутно не появится, и тут запускается циклическая ссылка. Вывод очевиден - нужно поддерживать людей, потерявших работу. Им нужны деньги на жизнь, на потребление.  

Сейчас в Украине полностью замерло не только большинство отраслей, но и все связанные логистические, торговые и сервисные цепочки. Кроме того, международная пандемия со всеми запретами и ограничениями, экономический спад самых сильных стран-производителей и стран-потребителей, плюс глобальное падение финансовых рынков, - все эти факторы уже нанесли удары по украинской экономике.  

В такой ситуации, украинский бизнес как никогда нуждается в поддержке. Нужно не дать ему свернуть обороты для того, чтобы после карантина, нам всем было куда возвращаться.*

Виталий Антонов, основатель OKKO Group

Здесь вопрос не только в карантине. Если у нас он затянется это однозначно наложит свой отпечаток и кризис неминуем. Посмотрим правде в глаза – наша медицина не готова бороться с таким вызовом. Если бы статистика, которая пока что только растет, пошла на спад, я бы поддержал идею возобновления деловой активности в легкой форме. Поэтапно.

Бизнес оказался в карантинной ловушке, многие терпят убытки. Сложнее всего сейчас придется малому и среднему бизнесу. Считаю крайне необходимым сделать стресс-тесты для всей Украины, которые будут основаны на экономико-математических моделях развития. Например, во сколько нам обходится каждый день "заморозки страны": в доходах бюджета, граждан, уровню ВВП, имеет ли это прогрессивный характер и т.п.

Данная стресс-модель даст понимание за счет каких внутренних и внешних ресурсов мы сможем покрыть возникшие дефициты. Также, что мы можем предложить рынку в новых условиях, как нам катализировать те точки дифференциации, которыми владеет Украина и которые могут выйти на первый план (например, потенциал по производству спирта для антисептиков). Модель покажет нам, где могут быть и точки роста, даст понимание определенности и владения ситуацией. Ведь здесь все, как с лечением при болезни: чем позже начинаешь, тем больше шансов, получить осложнения.*

Дмитрий Деркач, совладелец сети Планета Кино

Мы изначально понимали, что карантин будет продлен до конца апреля. Вероятно, его продлят и до конца мая. Ситуация очень плохая. Многие бизнесы закрыты, доходов нет, но часть расходов все еще остаются. Многие компании увольняют сотрудников или отправляют в недоплачиваемый отпуск. Этим людям надо за что-то жить, платить за квартиру, покупать еду. Я не представляю, как люди и бизнесы смогут продержаться еще хотя бы месяц.

Но важно понимать, что, если бы не было карантина, ситуация с распространением вируса могла бы стать критичной и мы бы получали больше смертей. А это хуже, чем финансовые проблемы в бизнесе.

Владислав Бурда, совладелец и основатель компании RedHead Family Corporation

Это предсказуемо. Стратегии по-прежнему нет. Просто все закрыли по максимуму. Но пока нет массового тестирования, введение карантина не даст эффекта. Нужно тестирование и изоляция инфицированных и людей из группы риска. А так мы закроемся на месяц, угробим экономику, а выигрыша по эпидемии не получим, поскольку после снятия карантина из-за отсутствия тестов, пойдет повторное заражение. А от экономики уже ничего не останется.

Читайте также - Карантин забирает у экономики 300 млн в неделю. Дальше - хуже. Три сценария

*Дополнено после публикации материала