Лондон, Нью-Йорк и Одесса могут уйти под воду. Как мир бросил вызов глобальному потеплению
Следом за Римом, где 31 октября завершился саммит стран "большой двадцатки", мировых лидеров принимает шотландский Глазго. Там с 1 ноября началась 12-дневная эко-конференция ООН, которую СМИ прозвали COP26 или "важнейший экологический саммит" с 2015 года.
Событие – мирового масштаба. На следующие две недели портовый город на юге Шотландии стал стратегическим центром планеты, где эко-активисты, финансовые корпорации и лидеры 120 стран будут решать судьбу человечества.
"Наша зависимость от ископаемых видов топлива толкает человечество к пропасти. Перед нами стоит строгий выбор: либо мы положим этому конец, либо кризис остановит жизнь на планете", – заявил на открытии саммита глава ООН Антониу Гутерриш.
Его мнение, похоже, разделяют большинство участников конференции. С глобальным потеплением нужно что-то делать, признают активисты, политики и ученые. Однако из года в год выбросы СО2 в атмосферу Земли остаются высокими.
"Это серьезные негативные последствия для нашей повседневной жизни и благополучия, для состояния нашей планеты и будущего наших детей и внуков", – уверен профессор и генсек Всемирной метеорологической организации Петтери Таалас.
Каким образом страны планируют решить эту проблему и удастся ли им вообще реализовать свои амбициозные обещания?
"Важнейший эко-саммит". Что такое COP26 и какие цели она преследует?
СОР – аббревиатура от словосочетания conference of parties ("конференция сторон") и название официальной эко-платформы, где лидеры стран обсуждают борьбу с глобальным потеплением. Подобные мероприятия проходят почти каждый год, начиная с 1995 года, кроме 2020-го. Тогда конференция должна была пройти в Мадриде, но она была отменена из-за пандемии COVID-19.
Нынешнюю эко-конференцию принимает Великобритания. Это 26-й по счету форум. Его главная цель – согласовать все возможные меры по выполнению Парижского соглашения, которое подписала 191 страна мира. Они обязались каждые пять лет представлять свои климатические амбиции и четкий план их достижения.
Конечная цель Парижского соглашения – сократить выбросы CO2 в атмосферу и умерить глобальное потепление, чтобы к концу этого столетия средняя температура на Земле не выросла более чем на 1,5°C.
"Страны, исторически и сейчас наиболее ответственные за выбросы, не делают своей части работы. Если мы хотим, чтобы COP26 не закончилась провалом, это должно измениться", – говорил премьер министр Борис Джонсон 31 октября по итогам саммита стран "большой двадцатки", который также касался климата.
В основе борьбы с глобальным потеплением лежат два международных документа – Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Парижское соглашение, заменившее в 2015 году Киотский протокол. Конвенция ООН и Киотский протокол были подписаны большинством стран мира на протяжении 1994-1997 годов.
Согласно Парижскому соглашению, страны сами определяют, как они будут сокращать свои выбросы, пересматривая эти мероприятия каждые пять лет. Поэтому одни страны планируют стать "климатически нейтральными" к 2030 году, а другие – к 2060 и позже.
По словам президента Владимира Зеленского, в рамках Парижского соглашения, Украина планирует к 2030 году сократить выбросы СО2 в атмосферу на 65%, а "климатически нейтральной" стать "не позже 2060 года". Для этого в планах правительства – развивать "зеленую" энергетику и внедрять энергоэффективные проекты.
"Задача XXI века": почему эта конференция важна?
По данным ООН, уровень СО2 в атмосфере Земли с каждым годом растет. Причина – чрезмерное использование ископаемого топлива – угля, нефти и газа, при сжигании которых выделяется метан и углекислый газ.
По сравнению с 2019 годом концентрация СО2 в атмосфере Земли в 2020 достигла нового рекорда – 413 млн ppm. Это почти на 1% больше, чем было в доковидном 2019 году.
Высокая концентрация в атмосфере СО2 провоцирует повышение температуры на планете.
По расчетам Всемирно-метеорологической организации (ВМО), за последние 120-170 лет средняя температура воздуха на Земле возросла примерно на 1,2°C. Средняя температура на планете в 2020 году составила 14,9°C. Это самый теплый за всю историю наблюдения показатель.
С такими темпами, по мнению генсека ВМО Петтери Тааласа, страны могут не успеть выполнить условия Парижского соглашения: "В последний раз подобный уровень концентрации CO2 на Земле был 3-5 млн лет назад, когда температура воздуха была на 2-3°C выше, а уровень моря – на 10-20 метров выше, чем сейчас".
Его скепсис разделяет Антониу Гутерриш. По его словам, сейчас "уровень моря поднимается вдвое быстрее, чем 30 лет назад", а "океаны горячее, чем когда-либо, и продолжают нагреваться". Именно поэтому, в Сибири тает вечная мерзлота, а у Австралии Большой барьерный риф потерял половину кораллов.
"В этом веке мы стремимся к катастрофическому повышению температуры на 3-5 градусов по Цельсию. Установить мир с природой – определяющая задача XXI века. Это должно быть главным приоритетом для всех и повсюду", – считает генсек ООН.
Расчеты Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) показывают, что повышение среднемировой температуры на 1,5°C может спровоцировать большее количество аномальной жары на Земле, теплые времена года станут длиннее, а холодные – короче.
При глобальном потеплении на 2°C жара станет серьезной угрозой для людей, в первую очередь из-за растущего количества паводков, пожаров, тайфунов и подтоплений, что может спровоцировать голод в определенных регионах.
Если ничего не изменится, из-за изменения климата могут оказаться под водой десятки городов и поселков по всей планете, прогнозируют ученые из организации Climate Central.
По их расчетам, до 2050 года под водой могут оказаться часть Великобритании и Бангладеша, Багамские острова и прибрежная часть США. Отчасти или полностью вода может затопить Амстердам, Венецию, Лондон, Гамбург, Нью-Йорк и даже Одессу.
Как страны собираются бороться с глобальным потеплением и каковы риски?
Главная цель организаторов COP26 – ускорить переход на электромобили, сократить вырубку лесов, ограничить выбросы метана в атмосферу и "отправить уголь в историю". Для этого в 2009 году развитые страны, в том числе Канада и Германия, договорились мобилизовать к 2020 году $100 млрд.
Эти средства шли в так называемый Зеленый климатический фонд, финансирующий мероприятия по декарбонизации в малоразвитых странах или странах, что развиваются.
Но возникли проблемы, поэтому амбициозные цели пришлось перенести.
По последним подсчетам ООН, Фонду не хватает $20 млрд. Чтобы снизить разницу, страны ЕС могут внести в него к 2027 году еще $5 млрд дополнительно, пообещала президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Еще $11,4 млрд пообещал к 2024 году президент США Джо Байден и $10 млрд – бизнесмен Джефф Безос.
Но и этого может оказаться недостаточно. Причина – в политике самых больших "загрязнителей" воздуха планеты – Китая, США, Индии, России, Южной Африки и еще 11 стран мира. Как отмечают в ООН, большинство из них "продолжают оказывать значительную политическую поддержку для производства ископаемого топлива".
Это ставит под еще больший риск выполнения Парижского соглашения: правительства этих стран планируют выработать к 2030 году вдвое больше ископаемого топлива, чем обещали. И это не конец.
Еще один риск – отказ Китая, России, Индии и Ирана уменьшать свои выбросы метана. 2 ноября они так и не подписали с другими 100 странами специальное "метановое соглашение". Этот договор предполагает, что к 2030 году страны-подписанты должны сократить свои выбросы в атмосферу на 30%.
В то же время они подписали так называемое лесное соглашение, пообещав остановить вырубку лесов до 2030 года. С чем связана избирательность в подходах? Причина – в политических и экономических интересах стран. Во-первых, Россия и Китай даже не приняли участия в конференции. Во-вторых, у тех же россиян немного другие приоритеты.
По словам президента РФ Владимира Путина, российское правительство и так в полной мере выполняет условия Парижского соглашения. Поэтому вместо дополнительного сокращения выбросов он предлагает сосредоточиться на развитии "зеленой" энергетики и "поглощающих" углекислый газ проектах.
И здесь еще один риск. Если ставка россиян не сыграет, другим странам придется или еще больше уменьшать свои выбросы в атмосферу, или продолжить давить на Китай, Россию, Индию и Иран, чтобы частично выполнить взятые перед планетой обязанности.
И время в этом случае играет против эко-активных государств. "Человечество давно тянуло время в вопросах изменения климата. Сейчас, когда до полуночи остается одна минута, мы должны действовать", – считает премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.