Разминирование под ключ. Война с РФ открыла в Украине рынок на $462 млрд. Кто заработает
18 июля 65-летняя женщина из села Мила Киевской области вместе с мужем пошли в лес. Там среди деревьев и опавших листьев супружеская пара наткнулась на противопехотную мину. В результате взрыва женщина получила многочисленные ранения, не совместимые с жизнью. За три дня до этого во время купания подорвался мужчина, который праздновал день рождения на одном из пляжей Одесской области.
Подобные трагедии происходят все чаще. По подсчетам ООН, только за август от мин и взрывоопасных предметов погибли семь украинцев, еще 47 получили ранения. В целом, по данным ГСЧС, еще до августа, почти за полгода войны, от мин в Украине пострадали 138 человек, 36 из них – погибли (трое – дети).
Разминированием украинской территории занимается пять государственных организаций и пять частных инициатив. Каждый день, по оценке ГСЧС, пиротехнические подразделения спасательной службы в среднем обезвреживают тысячи взрывоопасных предметов. С такими темпами, чтобы разминировать всю заминированную территорию Украины, понадобятся десятилетия.
Как российская агрессия открыла в Украине новую взрывоопасную нишу для бизнеса, во сколько обойдется разминировать территорию страны и кто из международных организаций и частных компаний хочет в этом участвовать? LIGA.net пообщалась с ключевыми игроками рынка и дает ответы на все важные вопросы.
Украина – заминированная
Высокий уровень загрязнения минами и боеприпасами – проблема для Украины неновая. Даже до полномасштабного вторжения российских военных, Украина занимала четвертое место в мире по количеству жертв от взрыва мин ибоеприпасов, рассказывает LIGA.net исполнительный директор компании Demining Solutions Тимур Пистрюга. Его компания проводит гуманитарное разминирование украинской территории уже более пяти лет. Приблизительно столько же Пистрюга возглавляет Ассоциацию саперов Украины.
"Раньше мы были после Афганистана, Мали и Йемена. Сейчас какой-либо обобщающей статистики еще нет, но, учитывая масштабы войны, мы однозначно на первом месте", – считает он. Масштабы проблемы без преувеличения колоссальны. По данным Министерства внутренних дел, на первую декаду сентября заминировано до 30% территории Украины, а это – 185 000 квадратных километров.
Официально наиболее заминированные – территории, где проходят или проходили боевые действия. Например, деоккупированные Киевская, Черниговская и Сумская области. Эта статистика – лишь приблизительная оценка, поскольку, во-первых, она не охватывает оккупированную часть страны, а во-вторых – в условиях активных боевых действий подсчитать точную площадь потенциально опасной территории просто невозможно.
"Чтобы дать точный ответ на вопрос о площади заминированных территорий, необходимо провести полное обследование всех потенциально загрязненных областей. Очевидно, что проблема велика и с 24 февраля выросла в геометрической прогрессии", – объясняют LIGA.net в международной организации "Хало Траст Украина". Это самый большой негосударственный орган, который разминирует украинские земли с 2016 года.
Сколько может уйти времени на разминирование? Согласно международной практике, один день боевых действий равен примерно одному месяцу разминирования, объясняет первый заместитель главы МВД Евгений Енин. "Силами ГСЧС за почти 200 дней войны обезврежено 195 000 взрывоопасных предметов, а обследовано около 70 000 га (или 700 квадратных километров. – Ред.), – рассказал он Суспильному.
Разминирование, по мнению представителя МВД, – это длительный процесс, который может растянуться на годы. Скорость прежде всего зависит от местности и рельефа, объясняет Тимур Пистрюга из Demining Solutions. Более того, на скорость влияет и "загрязненность" территории, поскольку по времени обезвредить несколько авиабомб можно в разы быстрее, чем разминировать заминированное поле.
Такого же мнения и его конкурент, владелец компании ГК Групп Виталий Кучеренко. "Если вы слышите, что заминировано 100 гектаров, это еще не значит, что там все завалено боеприпасами или минами. Там может быть даже одно взрывоопасное устройство, просто его необходимо найти и обезвредить. Главное в этой сфере – не скорость, а качество" , – добавляет он.
Для сравнения: в Мозамбике, где гражданская война длилась 15 лет, разминирование продолжалось 22 года с момента завершения боевых действий в 1992 году. Другой пример – Хорватия, где за почти 27 лет правительство так и не смогло до конца разминировать всю территорию, где в 90-х проходили боевые действия. "Не разминировано – еще 3-7%", – говорит Кучеренко.
СПРАВКА. У противоминной деятельности есть несколько направлений. Ключевые – боевое, оперативное и гуманитарное разминирование. Последнее – важный этап, с которого начинается любое обновление области, общины или территории, где когда-то стояли военные или проходили боевые действия.
Гуманитарное разминирование, в отличие от оперативного и боевого, предполагает не выборочный, а комплексный обзор всей территории, где, вероятно, могут лежать мины или неразорвавшиеся боеприпасы. В Украине им занимаются как государственные, так и частные организации и компании.
По оценке МВД, с конца марта до первых дней сентября силы ГСЧС и других работающих в Украине саперных подразделений очистили от мин и боеприпасов более 400 населенных пунктов в Киевской, Черниговской и Сумской областях. Киевскую область очистили на 75%.
Кто разминирует Украину
Количество операторов-деминеров в Украине можно пересчитать по пальцам. Официально их – до десяти. Согласно ответу на запрос LIGA.net от ГСЧС, обследованием и разминированием украинской территории занимаются Вооруженные Силы Украины, подразделения ГСЧС, МВД и Национальной гвардии и Государственная служба по безопасности транспорта.
Также в этот список входят организация "Хало Траст Украина", Представительство Датского Совета по делам беженцев в Украине, швейцарский благотворительный фонд "ФСД в Украине" и компании Demining Solutions и ГК Групп.
В будущем их конкурентами должны стать еще восемь международных и отечественных организаций. Их перечень по состоянию на 11 августа LIGA.net получила от пресс-службы ГСЧС, среди них даже одно из дочерних предприятий госконцерна "Укроборонпром".
Речь идет о:
- международной гуманитарной организации Mine Advisory Group (MAG) из Великобритании;
- турецкой компании Safeland Defense Systems and Logistics;
- датской миссии по гуманитарной помощи и разминированию Danish Church Aid;
- норвежской неправительственной организацию NPA;
- американской компании Ardan Risk Management;
- посольстве Эстонской Республики в Украине;
- Национальном центральном бюро Интерпола в Республике Польша;
- государственном предприятии "Укроборонсервис".
Работают на этом рынке и саперы-любители. Пистрюга их называет "черными саперами". "Здесь ничего нового. На Востоке Украины (до 2022 года. – Ред.) это все было, и сейчас есть случаи в Киевской области. Это теневой и незаконный бизнес, подпадающий под уголовную ответственность", – говорит Пистрюга.
Еще в феврале Demining Solutions ездила на Восток Украины, в город Торецк и собирала всех пострадавших из расположенных рядом сел от взрыва мин и боеприпасов. Около трети пострадавших оказались трактористами. "Мы с каждым тогда общались более четырех часов, каждый из них жаловался на "черных саперов"", – рассказывает представитель компании.
Кто это? Виталий Кучеренко из ГК Групп объясняет, что "черные саперы" работают по простому принципу: ходят с металлоискателями по фермерам и предлагают пройтись по их землям за определенную плату, но без гарантии качества. "Кто будет нести ответственность, если, не дай бог, кто-то пострадает – вышедший в поле фермер или неизвестный сапер, который уже уехал?", – говорит он.
Чтобы избежать подобных проблем, Кучеренко и Пистрюга советуют не нанимать саперов-любителей без соответствующих сертификатов. Официальные операторы-деминеры передают владельцу его землю под ключ – с гарантией безопасности, убеждает Кучеренко. "Да, это, с одной стороны, долгий процесс, но, с другой, – нет ничего важнее жизни. Любую мину очень легко не увидеть", – говорит он.
СПРАВКА . В Украине работу всех саперов и деминеров контролирует и координирует Национальный орган по противоминной деятельности.
Этот орган под руководством Министерства обороны и в партнерстве с Министерством реинтеграции, ГСЧС, МВД и военными, утверждает план по разминированию, выбирает приоритетные задачи и направления. Главный инструмент взаимодействия между всеми деминерами – информационная система IMSMA.
Там, по словам Пистрюги, можно отследить, кто где работает, кто за что отвечает, кто что сделал.
Сколько стоит разминировать Украину
Согласно международной статистике, разминировать один квадратный метр стоит от $2,5 до $8,5, говорит Кучеренко из ГК Групп. Оценка Пистрюги более скромная – $3-4 за один квадратный метр. "Цена будет зависеть от загрязнения. Чем больше на территории опасных предметов, тем дороже. Плюс – территория. Это поле или лес? Какая почва? А может – это болото, река или озеро", – объясняет владелец ГК Групп.
Учитывая эти расценки, если брать за базу даже минимальную цифру, то разминирование 185 000 квадратных метров будет стоить более $462 млрд. По нынешнему курсу речь идет о почти 17 трлн грн, или 13 годовых "довоенных" бюджетах Украины. "Ни одна страна не потянет такое бремя, – говорит Пистрюга. – Поэтому чем больше будет донорской помощи, тем быстрее мы сможем двигаться дальше".
Ограниченные ресурсы не позволяют игрокам рынка расширить штат. По данным Кучеренко, в настоящее время в саперных подразделениях ГСЧС работает около 1000 квалифицированных работников. В Хало Траст – 440 сотрудников, а в Demining Solutions – не более 30. "Этого недостаточно, учитывая масштабы боевых действий", – констатирует Пистрюга.
Правительства США, Канады, Франции и других стран-партнеров обещают помочь. Например, США пообещали в августе выделить Украине для этой цели $89 млн помощи и передать организации "Хало Траст Украина" робота-собаку Spot от компании Boston Dynamics.
"Этот бизнес – неприбыльный. Здесь нет устойчивого финансирования. Чтобы вы понимали, научить одного специалиста-деминера стоит примерно $4000-$5000. В одной группе таких людей – до 12 человек, которых нужно одеть, дать им специальное оборудование, технику, предоставить хорошую страховку. Постоянно нужны деньги и многое другое. Даже начать без финансовой помощи трудно", – рассказывает Кучеренко.