Балансировать на грани войны – дорогое удовольствие. Кто победит в гонке: Россия или Запад
Мировые рынки испытывают значительную турбулентность. Инфляция как одно из последствий пандемии – непростой вызов. Особенно совмещенная с экологическими вызовами, непредсказуемой торговой политикой Китая и дефицитом на рынке труда.
Как и в случае с дефицитом энергоресурсов, который изначально имел объективные предпосылки, но в дальнейшем был обострен и превращен в энергетический кризис именно российским газовым монополистом Газпромом, Россия и сейчас не стоит в стороне. Кремль с восхищением и энтузиазмом подливает масла в огонь экономических проблем, создавая идеальный шторм на мировых рынках.
Усиление вооруженной агрессии России против Украины, накапливание российских войск на границе с Украиной, безумно наглые заявления Кремля на международной арене, общие беларуско-российские "учения", реакция Украины и Запада… Это все удары в спину постпандемической мировой экономике от Кремля.
Но, похоже, Кремль к этому готовился заранее:
- $640 млрд международных резервов;
– Фонд национального благосостояния эквивалентен 12% экономического производства России;
– собственная платежная система;
– заполненные газохранилища…
Это позволяет Кремлю выдержать идеальный шторм подольше. Но не так долго, как, возможно, им бы хотелось.
Накопления не брались из "воздуха". Фактически это средства, которые должны были инвестировать в развитие и инновации. Как следствие здесь Россия отстает.
Накопления производились за счет централизации основных источников дохода, нефти и газа, в госкомпаниях. В коррумпированной автократии это приводит к значительным потерям, неэффективности и блокирует иностранные инвестиции.
Накопление в автократии тормозит социальные программы. Как следствие – демографические проблемы и усиление оттока человеческого капитала.
20% ВВП страны и 40% федеральных доходов – нефть и газ. И хотя энергетические санкции ударят невероятно больно по мировой экономике, российскую, даже с такой финансовой "подушкой", они пошатнут ощутимее.
Особенно если учесть, что коррупция порождает рукожопость, а значит ошибок будет много и каждая из них будет только усугублять положение Кремля, стоящего на пороге политического вызова передачи власти.
Понятно, что европейская экономика более зависима от российского вопроса, чем США. Россия – в пятерке крупнейших торговых партнеров ЕС и основной поставщик энергии. Для США Россия только в конце третьего десятка списка. Из-за чего и санкции после аннексии Россией Крыма больше ударили по ЕС, чем по Штатам. И сейчас на фоне роста цен на энергоресурсы страны-экспортеры, в том числе США, даже смогли немного заработать на этом.
Учитывая все это, европейцы к вопросу санкций подходят более осторожно. Ибо классическое оружие – лишь один из инструментов Кремля.
И не следует исключать, что целью возможного блефа президента РФ Владимира Путина может быть прежде всего экономика, как украинская, так и европейская. А учитывая объем накопленной российской "подушки", санкционный механизм и алгоритм действий должны быть построены таким образом, чтобы западный мир пережил турбулентность комфортнее и безопаснее Кремля.
Сегодня цены на электроэнергию в Германии побили очередной рекорд. К российским угрозам добавилось лишь отсутствие ветра, и Германия снова оказалась перед угрозой остановки еще большего количества промышленных предприятий. И это при том, что погода пока теплая.
Конечно, не нужно исключать и вины западного мира в этом, ведь за политику "умиротворения Кремля" нужно платить. Как и нашей, потому что при Викторе Януковиче и ОПЗЖ голосовали именно граждане Украины.
Но я не об этом. Смысл этих многих букв прост: за деревьями увидеть лес. Ибо, повторюсь, вооруженная агрессия, кибератаки, провокации – только одни из инструментов влияния, в том числе и прежде всего на экономику. А значит, наша экономическая устойчивость – один из самых больших приоритетов, о котором мы должны заботиться.
И здесь уже все рычаги влияния в наших руках: начиная от давления на политиков и чиновников по поводу реформ и разумных шагов, адекватных обстоятельствам, заканчивая собственной стратегией поведения.
"Дилемма заключенного" для Украины сейчас проста: самый большой профит каждый из нас получит, только работая на всеобщее благо. Мы это можем делать круто, что в последний раз доказали в 2014 году. Сейчас нам нужно повторить это снова, однако уже в экономической плоскости.
Ну, и вы поняли, что разные виды санкций против России мы также должны анализировать под разными углами. Помня, что это марафон, в котором победит тот, кто верит в свои силы и продержится "на ринге" дольше.