Евровидение 2019 как приговор украинской экономике
Украинский отбор на Евровидение взбудоражил сознательную часть общества. Оказалось, что часть талантливых артистов, вышедших в финал, мягко говоря, не разделяют антироссийскую позицию, а, называя вещи своими именами, - активно гастролируют и строят карьеры на рынке страны-агрессора.
Победа певицы Maruv - она из лагеря “коллаборантов” - взорвала украинский Фейсбук. Топы “Суспільного” (формально нацвещатель выдвигает представителя страны на конкурс), вице-премьер по культуре Вячеслав Кириленко и еще тысячи блогеров высказали протест: артист, зарабатывающий деньги в стране-агрессоре, не может и не должен представлять Украину. Из запомнившихся аргументов - это аморально, непатриотично, идеологически незрело и постколониально. Рецепт выхода из кризиса у большинства простой - надо выбирать среди нормальных, талантливых и патриотичных артистов, которые не ездят в Россию.
Согласен - надо! Но у меня для вице-премьера Кириленко и разъяренной общественности есть плохая новость: таких правильных артистов с каждым годом будет все меньше. И вот почему.
Когда кошелек побеждает идейность
В дискуссии про поведение и мотивы представителей шоу-бизнеса много спорили про артистов (шоу), но совсем забыли про вторую составляющую - бизнес. Скандал с Maruv - хороший повод честно посмотреть на украинский бизнес (и не только шоу-бизнес) в контексте российского вопроса. Это не популярная тема, но давайте честно. Для части, очень большой части бизнеса кошелек давно победил идейность: деловые отношения между украинскими и российскими предпринимателями активно развиваются.
Не верите? Изучите внимательно отчет об украинском экспорте Госкомстата. В прошлом году Украина продала товаров (в почти сотне категорий) в Россию почти на $4 млрд. Это на 7% меньше чем годом ранее. Но, если присмотреться, снижается товарооборот в больших концентрированных отраслях - ГМК, тяжелое машиностроение, реакторы. А растут направления, в которых много игроков, - агро, животноводчество, мелкое машиностроение и т.д.
Или кто-то думает, что трехкратное увеличение авиарейсов из Киева в Минск, после запрета на прямые полеты в Россию, связано с взрывным ростом интереса к белорусскому модернизму? Конечно, это транзит в Москву, и львиная часть этих пассажиров - бизнесмены и менеджеры, летящие зарабатывать деньги.
Украинцам не надо далеко ходить за конкретными примерами, Липецкая фабрика, принадлежащая президенту государства, проработала почти три года после начала войны.
Украинские предприниматели - не уникальны в своей жажде наживы. Зарабатывать деньги - цель номер один почти любого бизнеса (и шоу-бизнеса в том числе). Для ее достижения собственники, а тем более наемные менеджеры, найдут, в первую очередь для себя, тысячу веских причины, оправдать деловые отношения с Россией.
Повторюсь, так поступает часть бизнесменов любой страны. Посмотрите в 2019-ом году на немецких промышленников-финансистов, яро поддерживающих Северный поток 2. Или нагуглите сотни историй колаборации американских компаний с нацистами.
Запреты, санкционные списки, патриотическая риторика и общественное порицание - меры, которые в среднесрочной перспективе проигрывают экономическим стимулам: большому рынку, платежеспособному спросу, более высокой маржинальности.
Предложите альтернативу
Чтобы отвернуть бизнес (в том числе и шоу-бизнес) от России ему надо предложить соизмеримую альтернативу. Никакого пиетета перед российскими деньгами у Украинцев нет. Вот свежий пример: Россия долгие годы была самым популярным направлением трудовой миграции, но последние три года бесспорный лидер - Польша. Почти европейские зарплаты в Польше и крах рубля 2014-2015 года сыграли в этом не последнюю роль.
Но украинская экономика, к сожалению, далека от польской и, к еще большому сожалению, сильно отстает от российской. При разнице в населении в 3,5 раза, экономика России больше украинской в 12 раз, средняя зарплата превышает украинский показатель почти в 2,5 раза. Как отличается емкость концертных рынков статистика умалчивает, но думаю, что раз в 8-10.
Кратный разрыв в экономических показателях и ориентация части малого и среднего бизнеса (в том числе и шоу-бизнеса) на Россию - не повод делать вид, что экономики не существует, а скорее - последний звонок для любой власти создать условия для динамичного и стабильного экономического роста.
Для Украины - это вопрос не только, как люди будут жить и какие песни слушать, но и в какой стране.