О заробитчанах: завтра поедет молодежь, выпускники вузов. Как с этим быть? Никак
О заробитчанах. Пусть меня извинят за такое слово эти социально активные, легкие на подъем, люди, которые не привыкли лежать на диване и ждать манны небесной от кого-то. Я к ним отношусь с уважением и думаю, что их вклад в благосостояние нашей страны еще предстоит по достоинству оценить. Сейчас о другом.
У нас, почему-то, на них привыкли смотреть, как на изгоев, которых надо если не жалеть, то сочувствовать. И еще посыпать голову пеплом, типа какие мы несчастные, что от нас уезжают люди и тому подобное.
На самом деле, это вполне естественный процесс. Во всем мире люди непрерывно мигрируют. Ищут, где лучше жить, работать.
Более того, свобода передвижения, возможность жить и работать где хочется, это одна из главных ценностей Евросоюза, ради которой, в том числе, он и создавался.
Не буду вас утомлять своими рассуждениями, приведу цифры.
За границей живут и работают:
14,5% румын;
12% литовцев;
11% португальцев;
10% болгар и латышей;
8,5% ирландцев;
6,3% словаков и поляков;
4,5% греков и венгров;
3% австрийцев и итальянцев и так далее.
Сколько украинцев работает за границей, точно неизвестно. Но если даже 3 млн, то это меньше 8%. Между ирландцами и эстонцами.
Посмотрим на большие, старые страны.
В Германии работает 600 000 итальянцев. В Испании 300 000 британцев. 190 000 немцев работает в Австрии, 150 000 в Британии и 140 000 в Испании.
Возьмем отдельно взятую Польшу.
За границей живут и работает 2,5 млн поляков. Из них больше 1 млн в Британии и 800 000 в Германии. Согласно соцопросов, 42% поляков подумывают уехать за границу. Можно и дальше продолжать.
Резюме.
Трудовая миграция - это объективный процесс, который никуда не денется, а наоборот, будет нарастать. И у нас в том числе.
Завтра поедет молодежь, выпускники вузов. Кто-то вернется назад, кто-то не вернется.
Как с этим быть? Никак. Не надо их "возвращать". Не надо ставить с лопатой на строительство дорог. Не надо "окружать заботой". Они этого пугаются.
Надо сделать все, чтоб эти люди не утратили связь с Украиной. Экономическую, социальную, культурную. Это главное.
Механизмов много, мы ничего нового не изобретем. Надо смотреть, как это делают в мире. Даже министерства соответствующие есть.