Под прикрытием войны: какие могут быть последствия принудительной национализации компаний
Давно не было таких несуразных и необоснованных решений от нашей власти, как принудительное отчуждение акций пяти крупных украинских предприятий в пользу государства. Почему наш президент Владимир Зеленский считает, что такая экспроприация будет способствовать "эффективному и слаженному отпору врагу" во время войны? Об эффективности управляемых чиновниками предприятий уже давно ходят анекдоты. А на какую слаженность можно рассчитывать, когда у тысячи людей в один день отбирают имущество? И делают это не оккупанты.
Конечно, АвтоКрАЗ, Запорожтрансформатор, Укрнафта, Укртатнафта и Мотор Сич являются стратегическими предприятиями, и их эффективная работа может ускорить нашу победу. Но передача контроля над этими предприятиями государству – это решение, не соответствующее здравому смыслу.
Посмотрим на Укрнафту, у которой были тысячи миноритарных акционеров. Неужели экспроприация 8% акций компании у большого количества людей и фондов улучшит ее деятельность? Почему контрольный пакет, десятилетиями принадлежавший государству, не помог Кабинету министров Украины получить контроль над компанией? Более значительный пакет что-то изменит? Кто мешал правительству назначить туда свой менеджмент и эффективно распоряжаться этим активом раньше? Ведь для этого были все предпосылки.
Далее, в случае Укрнафты, мы хорошо помним о многомиллиардных исках от миноритарных акционеров, связанных с Игорем Коломойским, из-за экспроприации газа государством. Очевидно, теперь правительству нужно готовиться к более масштабным искам этих миноритариев, ведь рано или поздно государству придется компенсировать стоимость отчужденного имущества. И не сомневаемся, что упомянутые миноритарии принесут такой обоснованный чек правительству, что все налогоплательщики в стране будут долго его отрабатывать.
Что не говорите, решение об экспроприации компаний не выглядит направленным на их улучшение управлением, ведь как минимум две из них уже находились под контролем государства. Может оно просто направлено на борьбу с неудобными олигархами? Но случай Мотор Сичи говорит об обратном.
Акции компании Мотор Сич уже больше года находятся под арестом, и у государства фактически был полный контроль над его корпоративным управлением. Но вместе со всем, из пленок Службы безопасности Украины мы узнаем, что по факту предприятием руководил ее президент – Вячеслав Богуслаев, активно продвигавший продукцию в Россию, и даже договаривался об "откатах" покупателям за счет государственной компании.
Как новая экспроприация акций Мотор Сичи может повлиять на улучшение ее деятельности?
Может это такой саботаж – ведь акции компании не арестованы, а отчуждены. Это означает, что по закону их бывший владелец имеет право на компенсацию или возврат акций. Неплохой подарок для Богуслаева и китайских "инвесторов", не правда ли?
Справка LIGA.net.
Владельцем компании Мотор Сич был Вячеслав Богуслаев, продавший в 2017 году 56% акций компании китайскому холдингу Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. Из-за наличия нарушений, в частности по соблюдению антимонопольного законодательства, операции с акциями Мотор Сичи были заблокированы, а впоследствии – арестованы. Богуслаева в октябре арестовали, обвинив в государственной измене.
Далее, есть Укртатнафта, то есть Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который, как мы знаем из сообщений в прессе, получил большие разрушения и не работает. Государство точно сможет вложить средства в его восстановление, а потом еще заплатить частным акционерам компенсацию, когда они за ней придут?
Что еще? АвтоКрАЗ и Запорожтрансформатор. Давайте честно, эти предприятия нуждаются не в сильной государственной руке, потому что от этого их работники не произведут больше продукции. Они всего лишь нуждаются в государственных заказах. Мы ведь не так много слышали о том, что государственные оборонные заводы массово производят новую технику и оборудование для нашей победы. Так почему увеличение количества заводов под зонтиком государства может что-то изменить? Кто-то верит, что их продукция может стать дешевле от того, что там будут хозяйничать ставленники государства?
Ну, и не забываем, эта несуразная инициатива с отчуждением ставит крест на пенсионной реформе, о которой почему-то в последнее время довольно активно заговорили. В условиях, когда акции любого стратегического предприятия (а других у нас на бирже и не найдешь) могут быть отчуждены правительством, ни один пенсионный фонд в акции такого предприятия инвестировать не будет.