Синэво насчитали, а теперь отменяют 1,1 млрд грн штрафа. Налоговая, чем вы там занимаетесь
20 декабря стало известно, что Государственная налоговая служба отменит пресловутый акт проверки сети лабораторий Синэво Украина о доначислении налога на прибыль на 1,1 млрд грн и назначит повторную проверку.
Какие выводы должна сделать власть и деловая общественность из этой ситуации?
Сначала несколько важных фактов и обстоятельств
Первый. Синэво Украина является частью шведской группы Медикавер. Проанализировал их годовые отчеты.
Годовой доход группы в 2020 году по диагностическим услугам – 473 млн евро, из них 73,4 млн генерировала Украина, это около 2 260 млн грн. В 2019-м – около 1 880 млн грн. За эти два года компания заплатила в Украине 312 млн грн налогов. Это дает налоговую нагрузку около 7,5% от оборота (!). Это немало, любой предприниматель или налоговый юрист вам подтвердит.
И это без учета 180 млн грн налогов на фонд оплаты труда, с которым налоговая нагрузка возрастает до 11,8%. Кстати, то, что компания в коммуникации не добавила эту цифру в сумму уплаченных налогов, а выделила ее отдельно как налоги, перечисленные за работников, – уже свидетельствует о высокой культуре компании.
Второе. Я не видел акта проверки компании, но, насколько мне известно, налоговики без ссылок на конкретные операции и нарушенные нормы законодательства сняли значительную часть расходов компании за три года. Это увеличило базу налога на прибыль и привело к доначислению 1,1 млрд грн.
Ставка налога на прибыль – 18%. Следовательно, налоговики подвергли сомнению 6 млрд грн расходов компании. Компании, которая проходит ежегодный внешний аудит и подвергается жестким требованиям по прозрачности и учету через материнскую структуру, инкорпорированную в Швеции, и акции которой торгуются на Стокгольмской бирже.
Третье. Только описание (!) первичных документов, предоставленных компанией Синэво налоговикам, по словам главного юриста компании, занимает 2 700 писем. С двух сторон. 9-м шрифтом. Сами документы – 21 большая коробка, кузов маленького грузовика.
Что мы получили в сухом итоге после отмены акта проверки, длившейся три месяца?
Тысячи непродуктивных человекочасов, израсходованных компанией на сопровождение налоговой проверки, – анализ запросов налоговиков, поиски документов в архивах, копирование, написание возражений к акту проверки, защита себя в публичном пространстве.
Сотни тысяч гривень налогоплательщиков, израсходованных непосредственно на зарплаты проверяющих, а также руководителей Государственной налоговой службы и даже народных депутатов Украины, которые включились в этот процесс после огласки.
Очередной сигнал для инвесторов и через посольства – для других стран, в первую очередь, Королевства Швеция, которое является важным международным партнером и донором Украины и, кстати, финансирует проект "Шведско-украинское партнерство для современной и эффективной налоговой службы".
Сигнал о том, что деловой климат у нас остается плохим, а также Управление по работе с крупными налогоплательщиками, которое должно привлекать лучших, более опытных специалистов, может допустить таких грубых операционных и коммуникационных ошибок.
"Мы пришли к выводу, что состоялась дискоммуникация между налоговиками и налогоплательщиком во время плановой проверки. А именно – дискомуникация по объему и качеству предоставления документов налогоплательщика", – заявил сегодня Даниил Гетманцев, глава парламентского комитета по вопросам финансов, выслушав позицию обеих сторон на встрече.
"Дискоммуникация". Вот представьте себя на месте налоговика, подписывающего акт, которым компании с приличной налоговой нагрузкой, западными инвестициями и хорошей репутацией доначисляются налоговые обязательства на миллиард гривень.
Что, в первую очередь, сделает ответственный руководитель? Убедится, что каждая копейка доначислений имеет железобетонное обоснование. Проконсультируйтесь с коллегами. Сообщит коммуникационщикам налоговой, которые в сотрудничестве с ним сформируют официальную коммуникацию, с которой придется выходить в деловое сообщество, чтобы объяснить позицию государственного органа.
Похоже, ничего из вышеперечисленного не было сделано. Это не просто "дискоммуникация". Это свидетельство того, что, несмотря на победоносные реляции о перевыполнении планов поступлений налогов, процессы в ГНС остаются далекими от тех, которые должны быть в сервисно-ориентированной современной налоговой службе.
А значит украинская экономика продолжает платить большую цену за неэффективное администрирование налогов – из-за отпугнутых инвесторов, непроизводительных расходов на сопровождение проверок и "перестраховочного" налогового учета, на обжалование результатов этих проверок в судах, апелляции и кассации, которые упорно представляют налоговики у всех, даже самых безнадежных делах (посмотрите в реестре судебных решений, сколько дел против налоговой уже выиграла та же Синэво Украина). И самое неприятное, что вся эта цена ложится именно на белый сегмент экономики, видимый налоговой службе.
"Дело Синэво" – это последний звоночек о том, что настоящая реформа налоговой службы наконец-то должна стать одним из ключевых приоритетов власти и общества. Возможно, власти боятся трогать "священную корову", которая кое-как, но наполняет бюджет деньгами предпринимателей. Но это нужно сделать. Не для галочки и не ради грантов. А ради бизнес-климата и более продуктивной экономики, а значит – благосостояния каждого из нас.