Закон №3220: полумеры как форма реакции на опасность
Степень заботы государства о гражданах и бизнесе всегда вызывала здоровый скепсис у большинства украинцев. И в этот раз государство не подвело своего гражданина.
Читайте нас в Telegram: проверенные факты, только важное
Законопроект по защите бизнеса от последствий COVID-19 (проект №3220), принятый сегодня парламентом, содержит следующие нормы:
1. Штрафные санкции за нарушения налогового законодательства не применяются три месяца (до 31 мая 2020 года). Но одни из самых актуальных на сегодня нарушений (акцизные, рентные и НДС) по прежнему в силе.
2. До конца мая документальных и фактических проверок не будет.
3. Подача декларации физическими лицами продлена до 01 июля 2020 года.
4. Два месяца (до 30 апреля 2020 года) не уплачиваются:
- компаниями и физическими лицами - плата за землю и налог на недвижимое имущество;
- работодателями и физическими лицами - предпринимателями - ЕСВ, а его несвоевременное или неполное перечисление не наказывается штрафами и начислением пени.
Читайте также - Коронавирус и бизнес: сейчас надо перейти в режим максимальной экономии
5. Самое важное, этапы проведения фискализации, рост штрафов, а также вступление в силу некоторых иных норм, предусмотренных Законами 129 и 128, перенесены:
- законы набирают силу не с 19 апреля, а с 1 августа 2020 года;
- действующая сегодня норма о применении кассовых аппаратов продлена на три месяца (до 01 января 2021 года). Более того, из сферы обязательного применения РРО исчезли платные услуги в сфере охраны здоровья (как это повлияет на качество обслуживания больных граждан в сущности загадка);
- тотальная фискализация произойдет не с 01 января 2021 года, а тремя месяцами позднее - с 01 апреля 2021 года.
В довесок к налоговым аспектам, проект №3220 на два месяца освобождает от ответственности за просрочки платежей по потребительским кредитам и устанавливает размер помощи по временной нетрудоспособности (50% от средней зарплаты). А еще, под шум оваций, меняет механизм формирования и распределения Национальным банком общих резервов и прибыли к распределению.
Подводим итоги.
С учетом пункта (1) и (2), моратории на штрафы и проверки не является таковыми абсолютно, так как не коснулись еще одного вида проверок - камеральных, связанных, например, с своевременностью регистрации налоговых и акцизных накладных в соответствующих Единых реестрах. А это значит не так интенсивно, но проверять и штрафовать будут и в кризис.
Несомненно, позитивными опциями станут отказ государства от части имущественных налогов и особенно взимания ЕСВ с фонда оплаты труда. Но именно "налоговыми каникулами" предложенные инициативы так и не станут - послаблений по НДС, налогу на прибыль и единому налогу совершенно не предусмотрено, как и совершенно уместных рассрочек платежей в бюджет.
Промолчим о поддержке наиболее пострадавших секторов экономики (нет у нас туризма, авиакомпаний, сферы торговли и обслуживания).
Ну и напоследок, изменения в Законы №128 и №129, скорее, отражают не степень заботы чиновника о налогоплательщиках, а имеют признаки:
- во-первых, неготовности государственных органов своевременно и качественно провести в жизнь "драконовские" нормы про тотальную фискализацию;
- во-вторых, попытка сбить накал весенних протестов представителей малого и среднего бизнеса, возмущенных указанными нормативными документами.