Кафе и рестораны выходят из двухмесячной самоизоляции. В середине мая заработали открытые летние площадки и террасы. Меньше, чем через месяц, 5 июня, Кабмин разрешил полноценную работу всех общепитов. Но финальное решение - за местными властями.

В Киеве, Львове и еще пяти городах из-за высокого роста заболеваемости COVID-2019 полноценное открытие отложили.

Уже точно можно сказать, что до карантинных послаблений дожили не все. Из самоизоляции не вернется целый ряд ресторанов, пабов, баров и кофеен. Среди них, сеть кафе Желток, бар Lost&Found и чебуречная Софра на Олимпийской, сеть пиццерий Челентано, Like a Local’s wine bar на Сечевых Стрельцов, кафе Rakhat Lukum на бульваре Леси Украинки, кофейня-бар "Новый вкусный проект" на Воздвиженке.

Переезжают Бар Пирог и ресторан Фенхель.

"Закрылись те рестораны, у которых дела шли не очень хорошо еще до карантина. Дело в том, что перед карантином были "плохие" месяцы - январь, февраль. Объявление карантина стало последней каплей. Почти полгода убытков, с января по июнь, могут добить любой бизнес", - рассказывает LIGA.net Ольга Насонова, директор компании "Ресторанный консалтинг".

LIGA.net спросила у владельцев заведений о том, почему они закрыли бизнес и что собираются делать дальше. 

 Сергей Климов, сооснователь Like a Local’s wine bar

Решение закрыть наш первый бар на Сечевых Стрельцов далось тяжело. В первую очередь, это связано с нестабильной и непрогнозируемой ситуацией на рынке.

Мы прекрасно понимали, что ситуация по всей стране существенно повлияет на наш бизнес. То, что мы позволяли себе до карантина, например, иногда дофинансировать бар из своего кармана, мы уже делать не сможем. Самое сложное - расставание с командой, с некоторыми из них мы работали с первого дня, а это почти три с половиной года.

Like a Local’s wine bar на Сечевых Стрельцов в Киеве (Фото: Like a Local’s wine bar/ Facebook)

Поэтому решили оставить два бара, на Контрактовой площади и Льва Толстого, и сосредоточить все наше внимание на них.

Надеемся, что ситуация стабилизируется в обозримом будущем, и мы сможем удержать свой небольшой бизнес на плаву, открыть еще один бар, а может и больше. Но это будет уже совсем другая история.

 Сергей Ясюк, управляющий рестораном Rakhat Lukum

В марте Rakhat Lukum, как и многие другие рестораны, строил планы на предстоящий сезон - занимался оформлением документации на летнюю площадку, разрабатывал новое меню и планы развития караоке зала. Но как снег на голову упал Covid-19, а потом и карантин.

Доставка в ресторане - это не заработок, а лояльность к гостю. Несетевому ресторану работать только на доставку - значит работать в большой убыток, а в период карантина это период безграничный. Покупательная способность значительно снизилась, поэтому такой формат работы не перекроет аренду, зарплаты, себестоимость продукции, рекламу и процент комиссии компаний доставки. 

Ресторан Rakhat Lukum на бульваре Леси Украинки (Фото: официальный сайт ресторана)

Поэтому мы приняли взвешенное и обдуманное решение - закрыть проект Rakhat Lukum, дабы не уйти в глубокую долговую яму, из которой никто не поможет выйти. Мы сделали тяжелый, но правильный шаг, так как видим, что ресторанному бизнесу, в целом, отведена роль "козла отпущения" всей пандемии.

К большому сожалению, мы не Швеция, Япония. Последствия экономического характера, стресс, безработица и обнищание населения - куда хуже, чем при прохождении пандемии в открытом режиме с соблюдением минимальных средств защиты. 

 Андрей Чуковский, основатель кафе "Новый вкусный проект"

В отличие от больших игроков, некоторых депутатов, мы не смогли удержать позиции в период карантина. Мы по-честному закрылись с 12 марта и не стали переходить на формат "еда навынос", чтобы не подвергать опасности здоровье клиентов.

Сегодня я чувствую себя обманутым, но это уже другая история.

Ситуацию усугубляли арендодатели, они не были готовы делать уступки, несмотря на то, что заведение долго простаивало. Мы могли дотянуть до 22 апреля, но карантинные послабления для нас так и не наступили - мы закрылись.



Мы не обижаемся на обстоятельства, возможности находит тот, кто ищет. И мы нашли антикризисное решение. В ближайшее время мы презентуем новый проект с тем же неймингом "Новый вкусный проект". На этот раз это будет магазин экологически чистых продуктов, в первую очередь, крафтовых сыров, вина и кофе.

Планируем открыться через два месяца. Наша цель - выстроить плотную связь между городской кофейней и фермой.

 Асан Буджуров, сооснователь и CEO ресторана "Софра"

Мы закрываем один из своих объектов – чебуречную "Софра" на Олимпийской. Продолжает работу ресторан на Кловском спуске и чебуречные на Почайной и на Контрактовой площади. 

На решение закрыть на Олимпийской повлиял карантин. В этот период не каждый арендодатель готов идти на встречу, делать скидки. Не каждая локация самоокупаема, так как падает проходимость места.

Кафе Софра на Олимпийской (Фото: Софра/Facebook)

К тому же, выросли дополнительные расходы. Мы работали на вынос и доставку. До запуска общественного транспорта сотрудники добирались в ресторан и чебуречные на такси. В итоге проезд одного сотрудника иногда обходился до 400 грн в день.

Все это привело к тому, что мы закрылись и ищем новое место.

Сейчас активно развиваем формат доставки. И не все так просто, как кажется. В период карантина оборот сократился до 50%. 

 Нина Антощенко, совладелец бара Lost&Found

Карантин позволил нам понять, что бар, который существует уже пять лет, вышел на свое плато и не развивается.

К сожалению, на данный момент мы не можем полностью посвящать себя бару. И несмотря на то, что арендодатель пошел нам навстречу, и мы на время карантина не платили за помещение, было принято решение закрыть Lost&Found.

Это очень тяжелое решение для нас как для создателей, но так будет лучше. Переоткрывать Lost&Found в будущем или как-то его трансформировать не планируем.

Бар Lost&Found на Олимпийском (Фото: Lost&Found/Facebook)