Сделка на 44 млрд грн. Почему Витренко хочет переписать газовый контракт НАКа с Фирташем
Письма в Антимонопольный комитет, рабочие группы в Министерстве энергетики и непубличные встречи в Офисе президента – весь государственный аппарат с июня сосредоточился на крайне важной, но не менее деликатной теме для газового рынка – условиях годового контракта между НАК Нафтогаз Украины и газовым трейдером Йе Энергия Дмитрия Фирташа.
"Почему вы перепродаете бизнесу газ, предназначенный для населения?", – главная претензия органов власти к подписанному контракту, которую озвучил LIGA.net один из участников этих встреч.
Речь не о каком-то рядовом соглашении. Компания Фирташа – главный поставщик газа для 16 газсбытов, поставляющих голубое топливо большей части населения Украины.
По данным Нафтогаза, только за май Йе Энергия могла заработать миллионы за счет перепродажи по высокой рыночной цене около 20% поставленного ей дешевого газа для населения.
Участники рынка говорят, что условия контрактов с Нафтогазом позволяют делать это и другим поставщикам газа населению.
На этом основании, по словам трех собеседников LIGA.net из Минэнерго, Нафтогаза и Йе-Энергии, НАК намерен перезаключить контракт со всеми продавцами газа домохозяйствам, исключив возможность перепродажи, и предложить им трехгодовой контракт на тех же условиях – по той же цене, что и трейдеру Фирташа – 7,42 грн за кубометр.
Почему Нафтогаз этого до сих пор не сделал? Спойлер – это может стоить ему миллиарды.
Сделка с последствиями
Немного истории. Газовому контракту Нафтогаза и Йе Энергии предшествовали несколько знаковых событий. Резкий рост цен на газ для населения прошлой зимой спровоцировал в нескольких областях Украины "тарифные майданы".
Чтобы погасить пожар, Кабмин де-факто откатил реформу разового рынка, ограничив тариф для населения до 6,99 грн за кубометр. Больше всего это решение не понравилось группе компаний Дмитрия Фирташа, которая обеспечивает газом 70% потребителей. Там утверждали, что закупают дорогой газ за границей и, выполняя решение Кабмина, по сути работают в убыток. Поэтому допустили суд.
Чтобы исключить "тарифные майданы" в будущем, с подачи Владимира Зеленского, население перевели на годовые контракты с поставщиками, а последних – решили обеспечить дешевым газом украинской добычи. Каким образом?
В НАКе и Минэнерго видели это по-разному.
По данным LB.ua, 12 марта по инициативе бывшего и.о. министра энергетики (ныне – глава Нафтогаза) Юрия Витренко Министерство экономики предложило обязать газодобывающую "дочку" НАКа Укргазвыдобування продать по фиксированной цене 13 млрд кубометров газа. Покупателями должны были стать ТКЭ и поставщики газа населению, чтобы до мая 2022 года тарифы на газ для домохозяйств остались в пределах 6,99 грн за куб.
Но от планов пришлось отказаться. Инициативе Витренко и Минэкономики помешал подписанный всего через семь дней, 19 марта, прямой годовой контракт между Нафтогазом и Йе Энергией.
Соглашение, с одной стороны, выполняло задачу президента. Большая часть населения до следующего мая могла получать газ по 7-8 грн за куб. Но с другой, помогало сохранить монополию Нафтогаза на рынке сбыта голубого топлива и фактически поделила рынок поставок газа населению между НАКом и сбытовыми поставщиками Фирташа.
"По предложению господина Витренко, контракт с Йе Энергией должен был быть в диапазоне 6,3-6,5 грн за кубометр. Мы вышли на диапазон на одну гривну выше. Эта цена означает миллиарды дополнительных доходов и доходов всей группы", – пояснял тогда экс-глава Нафтогаза и оппонент Витренко Андрей Коболев в интервью агентству Интерфакс-Украина.
Детали контракта
На каких условиях договорились компании? Единственная деталь, которую озвучили публично – Йе Энергия получила годовой контракт на покупку 6 млрд кубов газа по цене 7,4 грн за куб. Это на 200 млн кубов газа больше, чем годовое потребление всех бытовых клиентов сбытового бизнеса Фирташа в 2020 году, уточнил LIGA.net один из крупных участников рынка.
Ориентировочная стоимость соглашения – 44,52 млрд грн.
"Это гибкий контракт. Он предполагает отсрочку платежа за газ на месяц, объемы поставок можно корректировать на 25%, но трейдер должен гарантированно выбрать в течение года 50% от законтрактованного объема", – рассказал на правах анонимности один из контрагентов Нафтогаза, знакомых с условиями контракта.
Интересно, что другим поставщикам Нафтогаз предложил более жесткие условия. Главное отличие – стоимость газа. В зависимости от поставщика она колеблется от 7,9 до 8,8 грн за кубометр.
Почему так? По словам Коболева, цены для каждого соглашения были привязаны к дате переговоров и котировкам на газ на европейском рынке.
Но в новом руководстве НАКа в это объяснение не верят. Там считают, что прошлое правление Нафтогаза якобы специально подписало с Йе Энергией контракт на заведомо выгодных для трейдера условиях. Утверждают, но документальных доказательств не приводят.
"В контракте с компанией нет ограничений или обязательств для газосбытовых предприятий поставлять природный газ исключительно для бытовых потребителей. Такая ошибка привела к тому, что в мае более 20% проданного природного газа были перепроданы по рыночным ценам (выше фиксированной цены в договорах) для других категорий потребителей", – утверждает директор по интегрированным коммуникациям Нафтогаза Максим Белявский.
Подобные перепродажи проводит не только Йе Энергия, но и другие участники рынка. В беседе с LIGA.net один из газовых топ-менеджеров Фирташа подтвердил такую возможность – все последние контракты Нафтогаза с поставщиками это не запрещают.
"Мы этим не занимаемся. Я знаю, что есть ряд поставщиков, которые это делают, но к нашей группе они не имеют никакого отношения. В мае нам наоборот пришлось докупить на рынке дополнительные 5 млн кубометров, чтобы покрыть резкий рост спроса – 135 млн кубов", – утверждает он.
Еще один интересный момент: подписанный контракт с Нафтогазом поставил на паузу подготовку Йе Энергии к суду против Кабмина о компенсации убытков за фиксацию цен прошлой зимой. По словам собеседника LIGA.net в Йе Энергии, у компании есть еще три года, чтобы подать иск. Но его пока нет.
Новый поворот
По словам Коболева, об условиях контракта между Нафтогазом и трейдером Фирташа "прекрасно знают" лично премьер-министр Денис Шмыгаль, президент Владимир Зеленский и Антимонопольный комитет Украины, с которыми он якобы согласовал все детали будущего соглашения.
Но с уходом Коболева из Нафтогаза и появлением в НАКе Витренко, взгляды на подписанный контракт, изменились. По крайней мере у части чиновников. По словам двух собеседников LIGA.net из Йе Энергии, с июня обе компании активно ведут переговоры о новых условиях сотрудничества. "Переговоры идут в рабочих группах в Офисе президента, в Министерстве энергетики", – уточнил один из них.
Параллельно, согласно предоставленной LIGA.net аналитической записке Нафтогаза, с середины мая Минэнерго уже дважды просило АМКУ рекомендовать НАКу пересмотреть контракт с трейдером Фирташа и заключить новый годовой контракт с другими контрагентами "на экономически-обоснованных и равных условиях".
Специально для этого, по словам топ-собеседников LIGA.net в Нафтогазе, Минэнерго и Йе Энергии, госкомпания хочет предложить всем поставщикам газа в стране "или новые контракты, или дополнительные соглашения", где цена на газ будет зафиксирована на три следующих года – 7,4 грн за кубометр – и будет вписан запрет перепродавать бизнесу все "излишки".
"Наш ответ – "балансирующие группы" (куда войдут газсбыты). Команда Нафтогаза под руководством Юрия Витренко, вместе с НКРЄКУ и Минэнерго, работает над внедрением такого подхода. Также рассматривается вариант инсталляции "алокацийних соглашений", – осторожно рассказывал Белявский 28 июля.
Назад дороги нет?
Почему Нафтогаз не может в одностороннем порядке разорвать действующий контракт? Ответ – в условиях соглашения. При таком решении, по словам высокопоставленного собеседника из Йе Энергии, госкомпании придется выплатить трейдеру Фирташа около 4,4 млрд грн компенсации.
Но оставить все как есть тоже не получится. По словам главы НАКа Юрия Витренко, если не менять условия контракта с Йе Энергией, на фоне падающей добычи газа на месторождениях Укргазвыдобування, в Украине может возникнуть "нехватка газа для населения по низкой годовой цене". И все недостатки госкомпании придется покрывать за счет дорогого импорта.
Какой из этого может быть вывод? Несмотря на появление газового рынка, правительство и президент все еще не решаются отпустить его в свободное плавание. Сложность в том, что им приходится выбирать между дешевым газом для населения, которое в противном случае может устроить новый "тарифный майдан", и побочным эффектом в виде заработка трейдеров на разнице с ценами для бизнеса.
Но простого решения у этой истории, похоже, нет.