Бой с тенью, или Борьба с нелегальными АЗС по-украински
К 9 января премьер-министр Алексей Гончарук велел закрыть все нелегальные АЗС. Областные и центральные власти рапортуют, что закрывают станции пачками. Со стороны напоминает настоящее соцсоревнование: ГФС закрыла 264 объекта, а СБУ рапортует о 300-та. Гончарук сообщил, что за три недели правоохранительные органы проверили 787 АЗС, из которых 439 нелегальных объектов прекратили свою работу, а 111 принудительно демонтированы. Работа бурлит, несмотря на самые затяжные в году праздники. Красота!..
Проблема в одном – эти цифры невозможно проверить. Нет ни адресов ликвидированных станций, ни имен, ничего. Между тем, силовики неоднократно были пойманы на том, что для сообщения в соцсетях трубили о неких проверках и ликвидациях, постили фоточки с места событий. Но по горячим следам выяснялось, что, в лучшем случае, была произведена документарная проверка без каких-либо последующих санкций.
Нынешние реляции точь-в-точь напоминают события годичной давности, когда темой нелегалов внезапно озаботилась Генпрокуратура. Тогда изначально все пахло плохо – куратором программы поставили одного из самых коррумпированных заместителей генпрокурора. Были созданы региональные штабы, горячие линии. По итогу прокуроры попросту состригли "капусты" с кого надо и с кого не надо, и поэтому все работает по сей день.
Есть основания полагать, что то же самое происходит и сегодня. Запущенная премьером волна под конец минувшего года достигла регионов, сигналы оттуда пришли отчетливые. Но затем начали поступать сообщения от участников рынка, что кто-то откупился сразу, кого-то действительно закрыли, но на 95% эти объекты вскоре откроются опять.
Как говорят мои источники из числа владельцев АЗС, всесторонних проверок не проводят, идут по адресам, которые указаны на сайте. То есть претензии к объектам не на основании проверок всего пакета документов, а просто потому, что станция есть в списке.
Да, в какой-то степени это удар по нелегалам. Но, во-первых, далеко не все они есть на указанном сайте. Во-вторых, это говорит о формальном подходе и о скором возобновлении работы временно закрытых объектов. Если делать по уму, то это не только закрыть АЗС, но и добиться демонтажа станции. А это судебные процессы, которые быстро не происходят.
И в-третьих, принято считать, что главная проблема, – это типичные подзаборные заправки, как правило, торгующие одним-двумя видами топлива. Но это не совсем так. Ключевая проблема – торговля топливом мимо кассы, без выдачи чека или с выдачей липового фискального документа. Это оборот топлива за наличные, это налоговые ямы, скрутки, когда в при входе бензин, а на выходе бананы. Именно это дает основную маржу, позволяет демпинговать и тем самым деформирует рынок. И эта проблема намного шире, чем бочки под забором, и вот ей как раз никто особо не занимается.
Зеленский анонсировал на 14 января заседание силовиков по вопросу борьбы с нелегалами. Если и будет команда, то только там. Скепсис многих не разделяю, мол, все это до лампочки. Но смогли же закрыть игровые салоны! И каждый день, глядя на закрытые салоны и ободранные вывески Космолота, я понимаю, что невозможное возможно. И у меня есть свои маркеры по нелегальным АЗС, притом и в Киеве, и в области, и во многих регионах. Когда увижу их закрытыми, буду понимать, что что-то меняется и здесь. Уверен, эта программа станет прекрасным маркером способности этой властной команды что-то радикально менять.