Как Гетманцев и таможенники стреляли в контрабандистов, а попали в масленщиков
Многие наверняка слышали про легендарный законопроект №1210 (закон №466), который Верховная Рада приняла еще в январе, а на позапрошлой неделе подписал президент. Тогда внимание рынка было сосредоточено на попытках группы нардепов Игоря Коломойского трансформировать акцизы на моторные топлива – бензин, дизтопливо и сжиженный газ. Но как оказалось недавно, когда президент подписал этот закон, там были зашиты очень интересные сюрпризы.
В частности, выяснилось, что акцизом обложили базовые, индустриальные и прочие масла общей численностью около 100 позиций, которые растамаживаются по коду 27 10 19 99 00 "другие смазочные материалы и другие дистилляты". При этом впаяли на них максимальную ставку, которая применяется к бензинам – 213,5 евро/1000 л. Такая же участь постигла и мазут. Если честно, я никогда не слышал, чтобы где-то масла и мазут облагались акцизом.
Что значит такая ставка для стоимости продукта?
Первый момент: все масла мы импортируем – либо в виде сырья (базового масла) с дальнейшей доработкой на заводах, либо в готовом виде. Своего производства не осталось, последний маслоблок погиб на Укртатнафте несколько лет назад.
Второй: таможенная стоимость базовых масел в минувшем мае составила $505/т, то есть обложение их указанным акцизом привело бы к удорожанию в полтора раза. Это все плюс для себестоимости товаров и услуг для украинской промышленности, железной дороги, армии.
Читайте также - Ликвидация или украинский оффшор: закон 1210 подписан. Что делать с КИКами?
Но и это еще не все. Наделение масел "акцизным" статусом автоматически накладывает массу требований для работы с ними: надо сделать и оформить акцизный склад, стать плательщиком акциза, получить лицензию на производство, транспортировку, хранение и реализацию акцизных товаров. Удивительно, но закон даже не предусматривает переходной период для выполнения всех эти действий. Соответственно, работа заводов по выпуску масла остановилась. Вчера остановился крупнейших из них – бердянский АЗМОЛ.
Кто же это сделал?
Пытаясь разобраться в происхождении очередного факапа, прихожу к выводу, что это просто хрестомайтиная чиновничья хитрость. А точнее – таможенная.
По словам главы налогового комитета Даниила Гетманцева, акцизную норму ввели для борьбы со схемой ввоза "акцизного" дизельного топлива под видом "безакцизных" масел.
Также известно, что одним из мотивов было убить экономику добавления масел в ДТ для снижения его себестоимости.
Думаю, не ошибусь, что мы имеем дело с отголоском событий прошлого лета в Николаеве, когда таможенники, а затем и налоговики, арестовали 11 000 т базового масла из Греции, обвинив поставщика в контрабанде. Мол, это было не масло, а дизтопливо. Мариновали тогда трейдеров не один месяц, и в конечном итоге это таки оказалось масло.
На сегодня нет ни одного кейса, который бы показывал работу схемы по фальсификации поставок.
Но тем не менее, норму ввели, зачем?
Дело в том, что и раньше импортеры масел сталкивались с произволом таможенников, которые постоянно тормозили грузы для дополнительных проверок. Была использована так называемая схема Курченко, когда под надуманными предлогами, но, разумеется, в рамках действующего законодательства, таможенники отбирают пробы и отправляют их на анализы. А это, знаете ли, процесс не быстрый. Простои достигали трех недель и это влетало поставщикам в дополнительные 800 грн/т. Но в таких случаях всегда был компромисс – $10 с тонны таможенникам и счастливой дороги. Коррупция? Да! Ну так 10 это ж меньше $35!
Читайте также - В Украине начался фискальный террор
Но эта схема несла коррупционерам дискомфорт, риск, так как можно было схлопотать кляузу от особо "отбитых" импортеров, не желающих носить "бруски" кеша. Теперь же, когда масло стало подакцизным, отбор проб станет по сути обязательным. Отныне по коду 27 10 19 99 00 есть две опции – 213,5 евро и безакцизная, но для этого надо доказать, что масло не дизель. А значит отбор проб неизбежен. Соответственно, "коррупционная" опция зацементирована.
Как же это могло произойти?
Версия участников рынка сводится к тому, что матерые таможенники обильно навешали лапши на уши новому главе таможни Максу Нефьодову. Во всяком случае, именно его ведомство должно было проконтролировать этот вопрос. А вот импортеров масел, которые неоднократно жаловались на произвол подчиненных, главный таможенник не услышал.
Еще раз: нет ни одного известного случая, чтобы под видом масла везли дизтопливо. Что касается смешения, то, во-первых, объемы эти небольшие (а сейчас их вообще нет, зачем в дизель за $300 добавлять масло за 500?). Во-вторых, здесь должна работать налоговая служба, отслеживая оборот подакцизных товаров, благо, инструментов хватает, прежде всего это система электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ), которая 1 июля будет усилена обязательной установкой уровнемеров на каждом резервуаре с топливом.
Выход один – норму надо срочно убирать. А заодно поставить на вид этот беспредел с растаможкой масел.
Если этого не сделать оперативно, уже через месяц рынок зальется готовым российским и белорусскими маслом, на которые новая норма не распространяется, с параллельной остановкой украинских производств. Ошибки делают все, но нужно уметь их исправлять.