Коломойский, НАК и выборы:почему Укрнафта опять в центре внимания
Выборы – время чудес. По-новому раскрываются люди, начинаются маневры олигархических объединений, для которых в этот деликатный период открываются редкие возможности. Зимой 2010 года, в разгар предвыборной кампании, один из кандидатов, по совместительству глава правительства Юлия Тимошенко, решила срочно подписать акционерное соглашение с миноритарными акционерами Укрнафты, группой Приват.
Несмотря на меньшинство в капитале (около 43% против 50% у НАК Нафтогаз Украины), соглашение полностью цементировало управление компанией за группой Игоря Коломойского. Теперь она (граппа-ред.) назначала председателя правления, который в свою очередь формировал правление. Государство же великодушно получало квоту главы и большинство в наблюдательном совете, но без участия миноритариев этот орган был недееспособен. Разбить ключевые пункты акционерного соглашения удалось лишь весной 2018 года в Лондонском суде.
В те же дни произошло еще одно интересное событие. Находящийся в прямом подчинении Тимошенко и.о. главы НАКа Игорь Диденко, дал доверенность на участие представителя госкомпании в собрании акционеров крупнейшего украинского НПЗ Укртатнафта, в котором НАК контролирует 43% акций. (На тот момент завод уже находился под контролем группы Приват и Александра Ярославского, захвативших его в 2007 году).
Участие НАКа обеспечило кворум, а затем и легализацию дуэта бизнесменов в качестве владельцев контрольного пакета акций завода после множества весьма спорных манипуляций с этими самыми акциями.
Эти фокусы дорого будут стоить государству: Минюст проиграл бывшему держателю контрольного пакета акций НПЗ, российской Татнефти, все европейские арбитражи и бюджет страны будет вынужден заплатить россиянам минимум $150 млн грн.
Вернемся в наши дни
28 марта, за три дня до выборов, "Нафтогаз Украины" созывает собрание акционеров Укрнафты. В повестку дня внесены вопросы, которые откроют дорогу к разделению компании на "газовый" и "нефтяной" бизнесы.
Первый, заявил глава Нефтегаза Андрей Коболев, отойдет НАКу, второй – Привату.
На пути этого весьма странного и непонятно кем придуманного плана стоят долги Укрнафты перед госбюджетом в размере более 30 млрд грн. Долг возник в 2015 году в результате вывода группой Приват более 15 млрд грн, что уже три года расследует НАБУ. С 2013 года за компаниями Привата тянется еще 2,7 млрд грн долга… Нюанс в том, что погашать этот долг НАК решил государственными деньгами и опять же весьма странным образом.
Во-первых, НАК собирается вернуть Укрнафте 2 млрд м3 природного газа, который взял еще в 2006 году. Тогда Укрнафта хотела за него по $33/1000 м3, а сейчас НАК собирается выкупить его по цене импортного паритета или по $300. Раньше Коболев утверждал, что готов отстаивать цены 2006 года в суде своего любимого города Стокгольма, а теперь резко поменял свое мнение и готов заплатить почти в десять раз больше.
Во-вторых, еще 2 млрд кубометров Нафтогаз готов выкупить у Укрнафты наперед (этот объем компания будет добывать четыре года).
Вопрос: а почему миноритарные акционеры не принимают паритетное участие в сделке и не участвуют в погашении долгов компании?
Но эти шаги ценой под 40 млрд государственных гривен – только начало. Деньги НАКа позволят Укрнафте расплатиться с ГФС, снять аресты с имущества и начать его делить. Тут начинаются вопросы касательно справедливости раздела.
Из финансового отчета Укрнафты за 2017 год следует, что газовый сегмент (вместе с производством аммиака) Укрнафты обеспечил всего 10% чистого дохода компании, остальные 90% - это нефть и нефтепродукты. В денежном выражении Игорь Коломойский получит нефти с газовым конденсатом на 18,6 млрд грн в год (1,4 млн т) и вторую по величине сеть заправок в стране (537 единиц), тогда как НАК довольствуется 4 млрд грн, в которые сегодня можно оценить 550 млн куб. м товарного газа, получаемого Укрнафтой для реализации. И при этом неясна судьба выведенных в 2015 году 15 млрд, тогда как "Нафтогаз" готов заплатить 35-40 млрд грн для спасения компании.
А теперь о главном
По сути Нафтогаз хочет самоустраниться от управления не только нефтедобывающей отраслью (на Укрнафту приходится 60% национальной добычи), но фактически и от перспектив развития нефтеперерабатывающей промышленности.
Сегодня у НАКа есть все возможности создать вертикально-интегрированную структуру на базе Укрнафты и Укртатнафты, разумеется, найдя алгоритм взаимодействия с Приватом.
Госкомпания энергетически зависимой страны может стать лидирующим игроком рынка и сильным элементом стабильности. Но вместо этого топ-менеджеры НАКа готовы не только простить Игорю Коломойскому почти 18 млрд грн долгов, которые ушли из Укрнафты на его структуры в 2013-2015 годах, но и доплатить, чтобы расстаться с ним…
Чем вызвана эта активизация накануне президентских выборов, мы обязательно узнаем. Вы все еще не верите в предвыборные чудеса?