Рост цен на проезд, нашествие евроблях, пробки. Что будет с нашим транспортом завтра
Давно наблюдаю за развитием общественного транспорта в Украине. Участвовал во многих интересных проектах, которыми горжусь. Рад общаться с многими потрясающими экспертами отрасли как украинскими, так и зарубежными.
И знаете что? Задаю себе вопрос: что будет с нашим транспортом завтра?
Мне все чаще видится один и тот же сценарий.
Снова будет подорожание стоимости проезда без улучшения качества сервиса в общественном транспорте, и обязательно после местных выборов, что вызывает возмущение граждан по всей стране.
Закрытие или ограничение доступа к общественному транспорту в связи с новой волной пандемии сделает его даже более убыточным и ухудшит и без того низкое качество сервиса: маршрутки и автобусы старые, ржавые и опасные, не инклюзивные, переполненные; водители уставшие, потому что нужно работать по 14+ часов; по прежнему нет элементарных средств безопасности.
Происходят новые резонансные ДТП, когда, например, уставший водитель маршрутки врезается в толпу людей на остановке. Возмущение людей растет.
Оборот наличных средств в системе городского и пригородного общественного транспорта продолжает быть на уровне 40 млрд грн, что по-прежнему делает этот бизнес интересным криминалитету для крышевания.
Из-за ограничений уменьшается выручка перевозчиков, отчего крупицы легальных перевозчиков трансформируются в нелегальных, что еще ухудшит условия жизни пассажиров и работников перевозчиков.
Случаи, как-то стрельба в Броварах, продолжаются по всей стране. Еще больше происходит невидимых общественности разборок и передела оборота наличности.
Вследствие коррупционной составляющей, города внедряют электронный билет и не развивают муниципальный транспорт. Они покупают новые троллейбусы или автобусы, но этим не увеличивают выпуск, а только списывают действующие до того машины, которые могли бы еще служить.
Состояние общественного транспорта и его возможные закрытия на время пандемии провоцируют еще больший спрос на личные автомобили. Власть идет навстречу людям и делает растаможку подержанных автомобилей из Европы даже еще более доступной.
Кроме того, европейцы запрещают дизельные автомобили в своих городах и радостно задешево продают их нам, чтобы не платить утилизационных сборов. Уровень автомобилизации увеличивается на 20% при сохранении очень высокого уровня автомобиле пользования.
Растет спрос на "специальные" перевозки работников предприятий на работу и домой, увеличивая расходы бизнеса. На эти перевозки переходят автобусы, ранее курсирующие на городских, пригородных и междугородных маршрутах, таким образом сокращая предложение перевозок на общественном транспорте еще больше.
Поскольку на специальные перевозки переходит транспорт высшего качества, средний показатель комфортности поездки для пассажира также снижается (на маршрутах остаются только автобусы, которые не могут заинтересовать ни один завод/фабрику/колл-центр для перевозки его работников). Уменьшение предложения общественного транспорта стимулирует еще больше бизнесов организовывать "специальные" перевозки еще больше уменьшая рентабельность предложение общественного транспорта.
Вместе с тем, существенно увеличиваются заторы, ведь даже при наличии финансирования построить инфраструктуру дольше, чем купить авто. А существующий уровень бюджетов, в лучшем случае, позволяет только поддерживать уже существующую инфраструктуру.
Общественный транспорт еще больше задерживается, не может перевезти всех желающих, еще менее рентабельный. Это провоцирует еще больший спрос на автомобили.
Экология существенно ухудшается за счет роста заторов и используемых старых автомобилей из Европы с вырезанными катализаторами. Срок жизни украинцев сокращается, здоровье и работоспособность ухудшаются. Увеличивается количество онкологических заболеваний.
Транспортные потери существенно увеличиваются. Вместо производства ВВП, украинцы стоят в пробках, попадают в аварии и страдают заболеваниями дыхательных путей и онкологии.
Люди, которые не могут купить или управлять автомобилем, остаются без транспортной доступности. Это еще больше расслаивает общество, делая бедных беднее.
Все попытки точечного решения проблем проваливаются и еще больше возмущают граждан. Все органы власти перекладывают ответственность друг на друга.
Чиновники и депутаты ищут пути, как быстрее перемещаться по городу сквозь пробки, возвращаются кортежи, что еще больше возмущает граждан.
Из-за повышенной нагрузки инфраструктура разрушается еще быстрее, а закрыть ее на ремонт невозможно, поскольку заторы станут еще большими.
Многие люди начинают покупать мопеды – как альтернатива общественному транспорту или автомобилю. От того Украина все больше начинает напоминать Индию. Убер-шаттл и другие новые перевозчики, чья деятельность не регулируется законодательством (например, сервис "блаблакар"), расширяют сеть маршрутов, поскольку становится альтернативой общественному транспорту.
Возможно возникновение конкурентов в сфере dial-a-ride от других сетей такси. Также сервис может расшириться на другие крупные города, в частности, Харьков и Одессу.
Увеличивается спрос на поездки на велосипеде. Отсутствие инфраструктуры провоцирует все больше конфликтов между велосипедистами и пешеходами.
Еще больше распространение получают шеринги электросамокатов, поскольку передвижение на ОТ и авто (в том числе, такси-подобных сервисах) не будет обеспечивать необходимую скорость перемещений для платежеспособных пользователей.
Граждане продолжат терять терпение...
Как вам такой сценарий? Жутко, правда?!
По счастью, мы очень терпеливые. Но...
Все написанное выше может не произойти, но только если начать действовать сейчас. Общественному транспорту в наших городах нужно внимание. Ему нужна реформа! Иначе...