Бернд Шантц: Строить центры утилизации без поддержки невыгодно
На открытии дилерского центра Citroen в Киеве, генеральный директор по операциям в странах СНГ группы PSA Peugeot Citroen Бернд Шантц, рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ, почему компания отказалась строить завод в Украине, что нужно поменять в законах об утилизации авто и о том, когда страну накроет бум автопродаж.
- Украина намерена изменить схему взимания утилизационного сбора в соответствие с требованиями ВТО. В частности, предлагается распространять утилизационный сбор, не только на импортеров, но и на производителей. В качестве еще одного варианта развития событий, в правительстве предлагают разрешить импортерам строить в Украине утилизационные мощности, взамен на освобождения от уплаты сбора таких компаний как ваша. Какой сценарий развития событий является приемлемым для PSA Peugeot Citroen ?
- Чтобы ответить на ваш вопрос, мне нужно вспомнить ситуацию в России. Утилизационный сбор, введенный в сентябре 2012 года, затронул только автоимпортеров, при этом производители получили определенные преференции. ВТО опротестовало это решение, посчитав нововведение дискриминационным по отношению к импорту. И Россия решила распространить утилизационный сбор также на местных производителей.
Что касается группы PSA, для нас ситуация в России более-менее сбалансирована - 40% продаваемых на российском рынке автомобилей производятся на заводе в Калуге. Сейчас на эти авто утилизационный сбор не распространяется, но мы его будем платить в следующем году. С другой стороны, изменения в закон способствуют нашему импорту, который сейчас дискриминируется, так как цена импортируемых авто отличается от цены авто, изготовленных на местном производстве. Я могу вам привести удачный пример в сегменте коммерческих автомобилей. Из-за утилизационного сбора, разница в цене между моделью Jumper, которая импортируется и Ford Transit, выпускающийся в РФ, составляет около 3600 евро. Новые правила сбалансируют эту ситуацию в будущем.
Я не знаю что будет в Украине. Это зависит от отношений с Европейским Союзом (ЕС) и от налоговой ситуации в стране. Мы будем действовать в зависимости от развития ситуации.
В компании когда-то была дискуссия о поиске стран для строительства завода. Мы рассматривали Турцию, Россию и Украину. В итоге решили построить такой завод в Калуге
- Готовы ли вы построить здесь утилизационные мощности, как предлагают в украинском правительстве, взамен на освобождения вас от уплаты сбора?
Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях
- Мне сложно ответить на этот вопрос, так, как я не изучал ситуация конкретно в Украине. В РФ организация утилизационных центров проходит на национальном уровне, при поддержки правительства. Каким образом это будет происходить в Украине - не понятно. Но в любом случае мы должны это делать, привлекая другие источники финансирования. Самостоятельно это невыгодно. В любом случае это долгосрочные проекты. Речь идет даже не о месяцах, а о годах. - Группа PSA собиралась строить завод в Украине, в Броварах. Что не сложилось? Намерена ли компания размещать производство в нашей стране, учитывая протекционистские действия украинского правительства?
- Действительно в компании когда-то давно была дискуссия о поиске стран для строительства завода. Мы рассматривали Турцию, Россию и Украину. В итоге решили построить такой завод в Калуге.
Сегодня мы по-прежнему рассматриваем Украину в качестве потенциальной площадки для размещения производства, но украинский рынок нестабилен. Мы смотрим на другие страны СНГ, такие как Казахстан и Беларусь. Например, с нашим казахстанским партнером запустили производство автомобилей Peugeot на заводе "Агромаш".
Но в любом случае в этом регионе (страны СНГ, - ред.) мы ищем не столь активно, потому что у нас уже есть завод в Калуге, который не задействован на полную мощность.
- Какие новые модели собираетесь поставлять на украинский рынок из России?
- Сегодня мы уже продаем в Украине дизельные версии кроссовера Peugeot 4008. Собираемся вывести на рынок в Украине бензиновую модификацию седана Citroen С4. Сейчас разрабатываем экономические условия для запуска.
- Снижение продаж в Европе сказалось на политике компании в Украине и на других развивающихся рынках?
- Наша группа, которая является второй по объемам продаж в Европе, поставила для себя цель: к 2015 году достигнуть показателя 50% продаж вне стран ЕС. Сейчас мы слишком зависимы от ситуации на европейском рынке, который переживает не лучшие времена. Мы на правильном пути, в 2013 году достигли 41% продаж вне Европы. Этот рост обеспечили в первую очередь главный для нас рынок за рубежом - китайский, а так же страны СНГ. Будем развиваться и в Латинской Америке.
Не буду говорить какой путь выбрать - пророссийский или европейский. Это должно быть решением самих украинцев. Главное действовать уверенно, что позволит обрести понятные и прогнозируемые правила игры на рынке
- Какая роль в ваших планах отводиться Украине?
- Рынок в Украине все еще низкий, но он имеет огромный потенциал. В 2013 году он составит порядка 220 тыс проданных автомобилей, при этом в 2008 году его объем достигал 660 тыс авто. Это позволило Украине стать шестым по размерам рынком в Европе. При населении в 45 млн человек, автомобилизация страны остается очень низкой - примерно 117 машин на 1 тыс человек, в то время, как в Европе этот показатель достигает 550 авто на тысячу человек. Кроме того, автопарк в Украине очень старый - в среднем 18 лет. Я уверен, что украинский рынок в скором времени ожидает бум автопродаж. Но вопрос в том, когда это произойдет.
- По прогнозам The Boston Consulting Group, к 2020 году продажи новых автомобилей в Украине вырастут более чем на треть - до полумиллиона штук. Высчитаете реалистичным такой прогноз?
- Это оптимистичный сценарий, но наши прогнозы схожи. Объем рынка в 2017 году составит 332 тыс единиц, а в 2018 году - 400 тыс автомобилей. Это на 20% больше, чем сегодня.
- Украина находиться на стадии подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Какой вектор внешней интеграции необходим Украине, чтобы рынок мог развиваться?
- Сложно ответить на этот вопрос, учитывая, что я работаю на французский бренд, но живу в Москве (улыбается - авт.). У меня простой принцип: это должно быть решением самих украинцев. Но к выбору нужно подходить скрупулезно, оценив все за и против, так как вектор развития определит будущее страны на многие годы. Не буду говорить, какой путь выбрать - пророссийский или европейский. Главное действовать уверенно, что позволит обрести понятные и прогнозируемые правила игры на рынке. Ваша страна нуждается в уверенности в завтрашнем дне.