Фармацевтический феномен "охотника за препаратами"
Основав в 1997 году компанию "Actelion Pharmaceuticals Ltd", доктор Жан-Поль Клозель (Jean-Paul Clozel) сделал ставку на глубокие исследования в области биотехнологий, разработку и производство инновационных микромолекулярных препаратов для лечения заболеваний легких. Начав "с нуля" в отрасли, отличающейся жесткой конкуренцией, он добился того, что на сегодняшний день компания имеет капитализацию в размере 4 млрд. евро, ведет свою коммерческую деятельность более чем 25 странах при участии более чем 2400 сотрудников по всему миру.
Жан-Поль Клозель после многих лет работы в качестве практикующего врача и 25 лет в кардиологии посвятил себя исследовательской деятельности. В течение 12 лет работал в компании "F. Hoffmann-La Roche", занимаясь исследованиями первых блокаторов каналов Т-типа. В целом, группа под его руководством открыла семь веществ, которые затем были переданы на клинические испытания. А в конце 1997 года вместе с женой Мартиной и коллегами и друзьями Вальтером Фишли и Томасом Видманном, он основал компанию "Actelion", занимающуюся исследованиями в области биотехнологий. В то же время продолжал работу всей своей жизни – осуществлял научные разработки и делал их результаты доступными для пациентов.
"Деньги на создание компании и лицензии мы взяли из собственного кармана, - рассказал Жан-Поль Клозель в одном из интервью. - Было страшно рисковать такими большими деньгами. Нам пришлось отказаться от высокооплачиваемых должностей в "Roche", потратить все наши личные сбережения и у нас все еще не было внешних инвесторов".
Но игра стоила свеч. Благодаря полученным лицензиям и финансовой смекалке, группа ученых-энтузиастов привлекла венчурный капитал, в котором нуждалась. И с выходом на рынок первого продукта "Actelion" - легочного пепарата "Tracleer", компания в рекордные сроки начала приносить прибыль. Далее перед "Actelion" стоял вызов - доказать, что компания способна на большее, нежели просто пожинать плоды успеха своего хоть и феноменально успешного, но единственного препарата. Со временем "Actelion" увеличила портфель готовящихся к выпуску лекарств за счет приобретения "Axovan" - небольшой компании, ведущей разработки в той же области и расположенной двумя этажами ниже в том же здании в Базеле (Швейцария), что и главный офис"Actelion".
На сегодня "Actelion" является лидером в области разработки синтетических микромолекулярных препаратов. Центральный офис биофармацевтической компании находится в Швейцарии. Ее акции котируются на Swiss Exchange. Продуктовый портфель компании включает известные препараты "Tracleer", "Veletri", "Ventavis", "Zavesca" и др. Она покрывает все ключевые фармацевтические рынки мира.
"Actelion" славится тем, что способна обнаружить новые вещества, препараты и быстро перейти от исследования к производству и коммерческому выпуску продукта. Как-то Жан-Поль Клозель сказал, что в фармацевтической промышленности есть только одна реальная стратегия. "Откройте столько хороших препаратов, сколько возможно, и поставьте их на рынок как можно быстрее. Все остальное приложится". Действительно, по мнению аналитиков рынка, успехов этой фармацевтической компании удалось достичь благодаря комбинации таких подходов в своей деятельности, как инновации, предприимчивость и гибкость с финансовым и риск-менеджментом, а также коммерческой дисциплиной.
Основатель компании всегда делал ставку на профессионализм своих сотрудников. Он глубоко убежден, что именно это позволяло и позволяет компании разрабатывать все новые и новые высокоэффективные лекарственные препараты. Что касается управления и совета директоров, то и по сей день решения в "Actelion" принимаются командой, а не по команде. Также фармацевтический гигант старается избегать бюрократии в своей деятельности и избавляется от излишних процедур.
"У нас нет чиновников в исследованиях. Мы принимаем все решения как одна команда. Кроме того, мы избегаем создания каких-либо бюрократических прослоек", - рассказал Жан-Поль Клозель.
Согласно информации на официальном сайте "Actelion", основные ценности компании сегодня - инновационность, открытость, доверие и командная работа, а также нацеленность на результат. "Я абсолютно уверен, что только направив все наше желание, всю волю на то, чтобы быть номером один во всем, что бы мы ни делали, мы можем преобразовать инновацию в ценность", - неоднократно заявлял Клозель.
Принимая ключевые деловые решения, Жан-Поль никогда не терял своего врачебного призвания, оставаясь "охотником за препаратом". По признанию самого доктора Клозеля, врачебная практика помогла ему лучше понимать воздействие препаратов и, соответственно, принимать решение "за" или "против" того или иного решения в фармацевтическом бизнесе.
"Это - не анонимное заболевание, которое мы лечим. Это - человек, лицо", - говорит он, добавляя: "Создавать новые вещества, способные изменить чью-либо жизнь - в этом всегда было что-то волшебное".
Как и много лет назад, сегодня исполнительный директор швейцарской фармацевтической компании "Actelion" Жан-Поль Клозель выступает за то, чтобы его компания оставалась независимой. Хотя компания готова вести переговоры о сотрудничестве с другими фармпроизводителями, после неудач клинических испытаний ряда экспериментальных препаратов, а также потери патентной защиты на "Tracleer". Однако идут по плану последние стадии клинических испытаний гипотензивных средств selexipag и macitentan. И доходы от этих препаратов могут компенсировать потери от продаж "Tracleer".
"Через год мы станем совсем другой компанией", – обещает Жан-Поль Клозель - руководитель компании, продуктовому портфелю которой не устают завидовать конкуренты и рыночная стоимость которой в данное время оценивается в $6,6 млрд.