Шоу должно продолжаться: как медиаиндустрия переживает кризис
Два месяца назад в Украине ввели карантин, который очень повлиял на работу множества бизнесов. Но самый болезненный удар приняли на себя сфера услуг и медиаиндустрия. Обе немыслимы без постоянного человеческого контакта, а при пандемии именно он увеличивает риск распространения инфекции.
Но если работу салонов, кинотеатров и фитнес-центров перестроить с учетом новой реальности почти невозможно, то представители креативного сектора неутомимо доказывают: преград для творчества не существует, а многие этапы создания теле- и киноконтента вполне осуществимы и с соблюдением нужной социальной дистанции.
Как карантин повлиял на функционирование украинской медиаотрасли, какие процессы пришлось приостановить, и что удалось переформатировать под новую реальность?
Карантин - не повод для остановки производства
Когда в марте власти Украины объявили режим карантина, производителям контента пришлось срочно вносить коррективы в свою работу. Главным образом новые обстоятельства повлияли на съемочный процесс: ограничения с первых дней запрещали собирать в одном месте больше 10 человек, и для любого крупного проекта, в котором задействовано большое количество ресурсов, это означало остановку.
Читайте также - Польша и Чехия уже открыли ТРЦ. Без печальных последствий. В чем секрет
Но это не значит, что жизнь в медиаиндустрии замерла: в отрасли полно другой работы, и значительную ее часть можно выполнять удаленно. Например, разработка новых проектов, редактура, определенные этапы постпродакшена – все, что можно перенести в онлайн.
Кроме того, в интернете можно вести почти любую коммуникацию с партнерами. Разумеется, многие процессы пришлось переформатировать, но практика показала, что подстроиться под новые обстоятельства и даже извлечь из них пользу – реально.
Выиграл тот, кто раньше начал
Наверняка, некоторых коллег по индустрии к оптимизации производственных процессов подтолкнул именно карантин. Мы в компании давно пришли к выводу, что отдельные этапы создания теле- и киноконтента не требуют ни регулярных поездок в офис, ни собрания больших команд.
К примеру, департамент постпродакшена постепенно шел к этому последних два года: вместе с IT-службой они продумывали и прорабатывали различные варианты того, как это можно реализовать. Главным критерием была безопасность, так что проект осуществлялся исключительно в рамках инфраструктуры кинокомпании и только с использованием защищенного соединения. Это потребовало определенных ресурсов и времени, зато во время карантина департамент смог беспрепятственно делать свою работу.
Читайте также - НБУ хотят заставить включить печатный станок. Это единственный вариант?
Насколько я знаю, у многих украинских производителей контента процессы постпродакшена были налажены похожим образом задолго до карантина. А вот тем, кто вынужденно задумался об этом только сейчас, пришлось нелегко: они действовали в спешке и запросто могли что-нибудь упустить, поставив выполнение задач под угрозу.
Самоизоляция, как друг творчества и источник вдохновения
Разработка и написание сценариев, редактура и рецензирование составляют заметную часть создания контента, но при этом вообще не требуют поездок в офис. Логично, что меньше всего глобальная самоизоляция повлияла именно на этот этап производства.
Более того, на карантине авторам не нужно тратить время на поездки, так что в определенном смысле он даже пошел на пользу: искать вдохновение и творить можно в любой удобный момент.
Читайте также - Кризис принес сфере Big Tech почти $2 трлн прироста. Остальным не так повезло
Сложность здесь может возникнуть лишь с коммуникацией в онлайн-формате. Но практика показывает, что это вопрос привычки.
Иногда каждому из нас не хватает живого общения, бывает трудно смотреть собеседнику в глаза через монитор, но и к этому можно приспособиться – было бы желание.
Если онлайн – не выход, ищите другие пути
Как бы мы ни старались, полностью перевести процесс создания контента в онлайн не получится: он состоит из огромного количества различных этапов, в которых задействовано очень много людей. Кроме того, для решения определенных задач нужна дорогостоящая и массивная техника, которую обычный человек, даже профессионал, вряд ли поставит у себя дома.
Подобные вызовы мы тоже научились принимать: создавая необходимые условия, обеспечивая специалистам возможность безопасно добраться до рабочего места.
Карантин оказался тем самым кризисом, в котором можно и нужно искать возможности и нестандартные решения. Это намного лучше и эффективнее, чем просто ждать, когда все вернется в прежнее русло – если вообще вернется.
Есть ли жизнь после карантина?
Ограничительные меры постепенно снимают, но и теперь сложно прогнозировать, какой будет жизнь украинской медиаиндустрии после пандемии. Одно могу сказать наверняка: в выигрыше снова окажутся компании, которые внимательно следили за процессами во время карантина и готовились к тому, чтобы выйти из него с минимальными потерями.
Рано или поздно пандемия останется в прошлом. Но даже нескольких месяцев хватило, чтобы она оставила на нас свой отпечаток и повлияла на привычки общества – мы, вероятно, еще долго будем соблюдать социальную дистанцию и помнить о мерах безопасности. Это, в свою очередь, внесет коррективы в производство контента: представителям отрасли стоит иметь это в виду и готовиться к работе по новым правилам.
Подписывайтесь на рассылки Liga.net - только главное в вашей почте
В идеале, нужно брать пример с зарубежных коллег, которые сейчас заняты разработкой унифицированных протоколов безопасности, где перечислены общие требования индустрии к организации съемок, логистике, локациям.
Что касается продакшенов, то крупным компаниям забвение не грозит: у них есть солидные библиотеки контента, который в ближайшие полгода будет очень востребован.
А вот небольшим игрокам, думаю, будет намного труднее: многие из них жили от заказа до заказа, и длительный простой в таких условиях может оказаться губительным.
Контент посткарантинной реальности
Изменится не только подход к производству, но и сам контент.
Уже сейчас на фоне кризиса возвращается спрос на малобюджетные проекты, а во-вторых, благодаря самоизоляции по всему миру взлетела популярность стриминг-сервисов. Это вполне предсказуемо: цифровой мир дает больше свободы в выборе, мы самостоятельно определяем, что, когда и где смотреть. И хотя пандемия, безусловно, ускорила формирование новой привычки смотрения, я нахожу этот процесс не революционным, а эволюционным.
Сколько бы об этом ни говорили, стримингам не удастся в одночасье убить традиционное телевидение, как ему, в свое время, не удалось убить театр, оперу и балет.
Присоединяйтесь к Instagram Liga.net - здесь только то, о чем вы не можете не знать
Вместе с тем, вещателям придется меняться и искать свою нишу, чтобы выдержать конкуренцию с сервисами потокового видео.
Важно помнить, что зрительские запросы одномоментно не поменяются, так что самый действенный инструмент в этом противостоянии – контент.
После карантина и вызванного им экономического кризиса, индустрия столкнется с тем, что качественный теле- и кинопродукт нужно будет создавать максимально скромными средствами. Это означает, что и у телеканалов, и у продакшенов, которые с ними работают, не будет права на ошибку, ведь ее цена — в прямом и в переносном смысле — возрастет в разы.
Но экспериментировать все равно придется, и, рано или поздно, вещатели придут к тому, что важен не поток, а новизна – и пока в этом плане лидируют стриминги.