Инвестор внутренних дел. С чем экс-глава МВД Арсен Аваков покинул министерское кресло
Семь лет, четыре месяца и 16 дней – столько экс-глава Харьковской области и нардеп от Народного фронта Арсен Аваков проработал министром внутренних дел. Это рекорд среди всех украинских топ-чиновников с начала независимости.
Менялись президенты, премьеры, министры и депутаты, Аваков оставался. Про него говорили, что Аваков стал "министром всех дел".
Министерская история закончилась 15 июля. После заявления об отставке и одобрения 291 депутата Верховной Рады.
Аваков ушел, но без дела он точно не останется. Еще до похода в политику в 2004 году Аваков был крупным харьковским бизнесменом со своим банком, активами в нефтегазовой, строительной, пищевой промышленности и медиа. В период правления Виктора Януковича, он покинул Украину и потерял значительную часть бизнеса.
Но за годы в министерском кресле сумел восстановить часть своей бизнес-империи. Чем он владел в нулевых и что сейчас принадлежит его семье и ближайшему окружению?
"Инвестор"
Аваков занимается бизнесом с конца 1980-х. В многопрофильной компании Инвестор, которую он основал вместе со своим коллегой из советского НИИ Геннадием Гаевым, Аваков занял должность президента.
К началу Оранжевой революции 2004-го Инвестор собрал под своим зонтиком десятки предприятий из самых разных сфер экономики. Среди них – нефтегазовые компании Инвестор-Нефтегаз и Энергия-95, ТЭЦ-3 и чайная фабрика Ahmad, местная сеть супермаркетов Восторг, телекомпания АТН, девелопер Инвестор Элит Строй, отель Чичиков, Салтовский хлебзавод, 50% во влиятельном местном "7 канале", несколько радиостанций. Итальянское предприятие Инвестора занималось выпуском моцареллы. Был и собственный банк – Базис.
Бизнес шел под руку с политикой.
Аваков дружил с экс-мэром Харькова Владимиром Шумилкиным и был членом исполкома Харьковского горсовета. "В начале 2000-х Аваков был, если можно так выразиться, региональным олигархом, – вспоминает депутат Харьковского облсовета и активист-антикоррупционер Дмитрий Булах. – Он многое контролировал: медиа, нефтегазовый бизнес, отели, был богатым и влиятельным бизнесменом".
Насколько богатым? Единственная публична оценка активов Авакова в 2000-х – рейтинг журнала Фокус 2007 года. По подсчетам журналистов, в 2007 году его состояние оценивалось в $385 млн. В Харькове Аваков тогда уступал только экс-совладельцам Укрсиббанка Александру Ярославскому и Эрнесту Галиеву.
Аваков на тот момент уже был главой Харьковской областной администрации и входил в команду третьего президента Виктора Ющенко, прошедшего к власти после Оранжевой революции.
Со стартом политической карьеры управление многопрофильным бизнесом Авакова полностью перешло к партнерам и менеджерам. Кроме Гаевого, первые роли играли вице-президенты Инвестора Ашот Амирян и Игорь Котвицкий, советник Авакова по экономическим вопроса при Харьковской обладминистрации и будущий бизнес-партнер его семьи.
Бегство в Италию
Положение Авакова пошатнулось в 2010-м. Переход в команду Юлии Тимошенко, проигравшей президентские выборы Виктору Януковичу, – точка отсчета для будущих проблем бизнесмена.
За следующие два года Аваков проиграл с минимальным отрывом Геннадию Кернесу борьбу за кресло мэра Харькова, переехал в Италию и стал фигурантом уголовного дела – уже бывшего на тот момент главу облсовета харьковская прокуратура подозревала в незаконном выводе 55 га земли из государственной собственности.
Политические неудачи плохо сказались на бизнесе. По словам самого Авакова, переехав за границу, он распродал почти весь бизнес, чтобы "каким-то образом существовать за рубежом".
"Меня атаковали, репрессировали, сотрудников доводили до самоубийства (в 2012-м покончил с собой экс-топ-менеджер Инвестора Александр Мотылевский. – Ред.). У нас тогда все активы практически ушли", – рассказывал Арсен Аваков в интервью УП в 2015-м, уже будучи главой МВД, о событиях тех лет.
Например, Салтовский хлебзавод перешел к Lauffer Group Александра Лещинского, а нефтегазовая компания Энергия-95 – "ушла" Марьяме Сафиуллиной, дочке бывшего министра молодежи и спорта Равиля Сафиуллина и трем малоизвестным оффшорам D-teсh Gaz Energy Limited (Кипр), Energy Ditek Limited (Британские Виргинские острова), Boston Industrial Corporation L.P. (Шотландия).
В 2012-ом Нацбанк отобрал лицензию у банка Базис, а харьковская ТЭЦ-3 и отель Киевский, который несколькими годами ранее выкупила компания, связанная с менеджментом Инвестора, вернули в госсобственность.
Возвращение
Осенью 2012 года Аваков стал депутатом Верховной Рады от Батьківщини и под защитой депутатской неприкосновенности вернулся в Украину. Почти сразу после приезда он заявил о планах вернуть утраченные активы.
После Революции достоинства борьба за возврат собственности стала приносить дивиденды: если не лично Авакову, то его бывшим топ-менеджерам и партнерам. На ряде бывших предприятий Авакова началась смена владельцев.
Наглядный пример – компания Энергия-95, которая во времена Януковича перешла к Сафиуллиной и "ничейным" офшорам. Сейчас Энергия-95 принадлежит экс-топ-менеджеру Авакова бизнесмену Игорю Котвицкому и народному депутату от Батьківщини Виталию Данилову.
Им же принадлежит ООО "Сахалинское", чьим руководителем в реестре юрлиц указана Валентина Хачатурова – бенефициар двух других нефтегазовых компаний: ООО "Газоконденсатное месторождение Денисовское" и ООО "Марьинское" (закрыли в 2016 году). Названия компаний созвучны с названиями газовых месторождений в Харьковской области, которыми ранее владел Аваков.
Еще одна показательная история – банк Базис. Как выяснили журналисты Слідство.Інфо, через три года после аннулирования банковской лицензии, суд удовлетворил иск жены бывшего главы МВД Инны Аваковой, отменив решение НБУ.
После этого из банка оперативно вывели и распродали недвижимость, которая находилась на балансе Базиса. По оценкам журналистов Bihus.Info, рыночная стоимость проданных квадратных метров – от 100 до 150 млн грн. Кому досталось имущество Базиса? Этот вопрос долгое время оставался без четкого ответа.
Но позже выяснилось: покупателем оказался офшор Zumaville Holding Limited, который через цепочку других офшоров имеет связь с Геннадием Гаевым и Ашотом Амиряном - бывшими топ-менеджерами и партнерами экс-главы МВД.
А банк в итоге ликвидировали в 2020-м.
Даже за отель Киевский бывшему инвестору по решению суда выплатили 35 млн грн компенсации.
Строительный бизнес, некогда принадлежащий Авакову (фирмы Инвестор Фонд и Инвестор Элит Строй), сейчас оформлены на Дениса Шорстакова, который по совместительству является главой девелоперской компании Сандор, в свою очередь принадлежащей тем же Амиряну и Гаевому.
Теперь официально
Чем сейчас официально владеет Аваков? Судя по его декларации за 2020 год, помимо прав на книги собственного авторства, бывшему главе МВД также принадлежит компания Avitalia S.R.L – производитель сыра и владелец виллы в Италии, площадью 566 кв. м.
У членов семьи Арсена Борисовича более длинный список активов. Инна Авакова и его сын Александр, ставший знаменитым из-за уголовного дела НАБУ о "рюкзаках сына Авакова", владеют тремя относительно небольшими солнечными электростанциями (СЭС) на 3-10 МВт в Киевской, Одесской и Херсонской областях, телекомпанией АТН, финансовой компанией Форсайт, инвестиционным фондом Верона, а также 25% пакетом акций отеля Голосеевский и строительной компанией Бизнес Бил.
Как и раньше, один из главных активов Аваковых – компания Инвестор, под чьим крылом собраны харьковский телеканал и несколько электростанций, которые Александр Аваков делит с экс-партнерами отца – Гаевым и Амиряном. Они – миноритарные акционеры Инвестора.
Может ли такая связь говорить об участии самого Арсена Авакова в бизнесе собственного сына? Бывший глава МВД неоднократно эту версию опровергал. "Мой сын… занимается собственным бизнесом и теми активами, что перешли к нему после того, как я перешел на госслужбу. Его бизнес расположен в Италии, Литве и Украине", - писал Аваков в марте 2015 года на своей страничке в Facebook.
Семья и друзья
Журналист-расследователь Юрий Николов (Наші гроші) и харьковский депутат Дмитрий Булах считают, что Аваков может иметь отношение и к активам, которые контролируют его бывшие топ-менеджеры и бизнес-партнеры (весомых доказательств они не приводят). "Где есть Котвицкий – там точно есть интересы Арсена Борисовича", – утверждает Булах. Бывший журналист и член набсовета Укрзалізниці Сергей Лещенко называл Котвицкого "кошельком Авакова".
Если они правы, то Аваков имеет отношение к очень диверсифицированной бизнес-группе Котвицкого с инвестициями в Артемовский спиртзавод (24% акций), сеть табачных магазинов Кисет (30%), производителя боевых автомобилей Мед Номад (25% акций), харьковский отель Чичиков и четыре СЭС в Николаевской и Черкасской областях на 2-23 мВт. В энергетическом бизнесе у Котвицкого основные партнеры все те же Гаевой и Амирян.
Последним, помимо доли в нескольких активах Котвицкого-Авакова, также принадлежит рекламное агентство Мультимедиацентр, мусороперерабатывающая компания "ПХР Перерабатывающий завод" и две девелоперские компании – Харьков-Будиндустрия и Энседра.
Перечисленные активы – неплохая финансовая подушка для продолжения политической карьеры. При желании ее можно использовать на предстоящих в октябре этого года выборах в мэры Харькова и выборах в Верховную Раду в 2023 году. Впрочем, будет ли он в них участвовать – Аваков пока не говорил.
"Арсен Борисович, скорее всего, уже достиг такого уровня и положения, когда не идут в мэры, а ставят кого-то на должность мэра. Это нормально, так и должно быть. Он давным-давно перерос", – рассказал в интервью харьковскому телеканалу Simon давний знакомый Авакова, местный бизнесмен Александр Давтян.