Предприниматели, погибшие на войне: "Кузнечный дом" Александра Кузьменко
Старший лейтенант, командир разведывательной роты Александр Кузьменко погиб 15 апреля 2022 года от смертельных ранений во время минометного обстрела в Донецкой области. Ему было 42 года. За десять лет до этого они с женой начали собственное дело, о котором он всегда мечтал, — производство металлических изделий и мебели и магазин "Кузнечный дом".
Начинали с кредитов на карте
Александр родился и жил в городе Лиман Донецкой области. Окончил Национальный технический университет "Харьковский Политехнический Институт" по специальности "Транспортные средства высокой проходимости", там же прошел военную кафедру. После выпуска чем только не занимался – продавал мороженое, работал торговым представителем, механиком на песчаном карьере. Но всегда хотел иметь собственный бизнес и заниматься кузнечным делом.
И смог начать его в 2011-м. Брат Александра Андрей рассказывает, что сначала работали вместе, но потом он от бизнеса отошел: "Мне не понравилось. Начинать сложно было — сначала на даче варили, потом в маленьком цехе".
Впоследствии Александр арендовал помещение, купил минимальное оборудование, нашел сотрудников. Уже для развития по собственному делу получил специальность "Менеджмент организаций". Жена Александра Виктория в то время работала в компании, специализировавшейся на продаже окон и дверей.
"Мы начинали с нуля, у нас ничего не было. В начале пользовались ссудами по кредитной карте, чтобы платить аренду и покупать самое необходимое".
В 2012-м в семье родился первый ребенок. Тогда же открыли собственный магазин "Кузнечный двор", где покупатели могли увидеть изделия, не дожидаясь заказа.
Александр ездил в Мариуполь смотреть, как работают другие подобные производства. Начал нанимать сварщиков, давать рекламу. Бизнес развивался, пока в 2014-м не началась война и бои в Лимане. Александр стал добровольцем, помогал военным.
Тогда Виктория с дочерью временно уехали из Лимана, но осенью вернулись. Пока мужа не было, Виктория поддерживала производство: вместе с работниками ездила на обмеры заказов, работала в магазине.
До 2014-го доход составлял около 100 000 гривен в месяц. Когда началась война, доход упал до 20 000–30 000. В 2015-м Александр получил повестку, и обороты бизнеса пришлось снизить.
"Он был командиром взвода. На боевые задания выезжал на Красногоровку, в разные горячие точки. По 2–3 месяца его не было дома. Заказы были, но гораздо меньше", — рассказывает жена.
Грант на развитие
После года службы Александр подписал контракт и был в армии до 2018-го. В конце концов возник вопрос — продление контракта или развитие собственного дела. Вместе с Викторией решили работать дальше. Жена написала бизнес-план, Александр его защитил и получил грант от общественной организации "Український донецький куркуль". Проект стоил 416 000 гривен, из них 25% должны были покрыть самостоятельно.
За полученные деньги удалось арендовать еще одно помещение побольше и купить оборудование. В старом цехе установили камеру порошковой покраски — теперь краска сохла 20 минут вместо нескольких дней.
Со временем определили для себя новую цель — полный цикл производства дверей. Александр считал это направление перспективным, поскольку именно в Лимане этим никто не занимался. Предприниматели преимущественно перепродавали готовые изделия или занимались лишь отдельными направлениями услуг. Зато у Кузьменко делали все.
"Привезли металл. Ты его нарезал, сварил, зачистил, покрасил, собрал, сделал замки и установил. Не надо бегать искать кто что сделает", — говорит Виктория.
После 2018-го доходы могли составлять 700 000-800 000 в месяц в самые активные месяцы. В среднем было около 400 000.
Видеопрезентация предприятия Александра Кузьменко на постоянно действующей онлайн-выставке микро-, малых и средних предприятий востока Украины "Восток Экспо 2020"
Когда разобрались с дверями, начали делать ворота, решетки. Затем добавили мебель. Это была осень 2021 года. К тому времени в семье родился мальчик.
Закупили дополнительное оборудование, искали работников. У компании было пять трудоустроенных людей. Дела шли хорошо: ставили заборы, делали художественные изделия, мангалы, печки. Сделали интернет-магазин, получали заказы из разных городов Украины. Брат Андрей рассказывает, что цех был важен для Александра — часто засиживался за работой допоздна.
Александр ездил на выставки в Киев и Львов. Удалось выкупить помещение, где происходила покраска. Выставку изделий и магазин семья хотела обустроить рядом с цехом. Планов было много.
Разграбленное производство
Накануне 24 февраля Александр Кузьменко говорил жене, что вторжение возможно, но она не верила до последнего — пока в городе не прогремели взрывы.
Мужчина с семьей уезжал из Лимана дважды. Впервые сначала полномасштабного вторжения, но доехали только до Днепра — Виктория расплакалась и попросила вернуться домой. Через две недели, когда начались авиаудары, оставаться было невыносимо.
"Когда ты лежишь, а твой ребенок прячется под кроватью, потому что боится… Я сказала: "Хорошо, вези нас". Надеялась, что он с нами останется, не поедет обратно. Он 15 марта нас покинул, а ровно через месяц погиб".
Александр Кузьменко отвез свою семью в Ивано-Франковскую область, а сам вернулся на восток. На уговоры жены пойти в военкомат во Франковске не согласился. В Лимане сначала был в теробороне, затем стал командиром разведывательной роты.
15 апреля он отправил маму Виктории из Лимана в Прикарпатье и в тот же день во время боевого задания был смертельно ранен.
Сейчас его жена вместе с двумя детьми живут в Ивано-Франковске, а родители и брат — в Калуше. Виктория волонтерит для ВСУ.
"Я Сашу похоронила здесь, поэтому живу во Франковске. Поближе, часто езжу к нему".
Производство в Лимане фактически уничтожено. В большой цех попадали ракеты, там нет крыши, угнали все имущество.
"Стоят только каркасы станков, вся электроника, моторы — все вырвано. Его просто нужно убирать и сдать на металлолом. Лежали штук 30 труб сваренных между собой, их поразбивали и больше половины украли".
Из магазина изделий тоже все вынесли перед самой деоккупацией. Дома у Кузьменко жили оккупанты и тоже все украли.
Виктория говорит, что хотела бы вернуться и возобновить бизнес в память об Александре.
"Если государство будет компенсировать убытки, буду подавать документы. Мне не нужно денег, хочу, чтобы приехали сделали крышу, помогли восстановить помещение. Кузнечеством не буду заниматься, это мужская работа. Может какое другое производство, но пока не знаю".
Текст подготовлен платформой памяти "Мемориал", рассказывающей истории убитых Россией гражданских и погибших украинских военных. Чтобы сообщить данные о потерях Украины, заполняйте формы: для погибших военных и гражданских жертв.
Автор: Наталья Патрикеева