Партнерский проект
Содержание:
  1. Газовая независимость
  2. Украинская добыча
  3. Нужен ли Украине газ из России?
  4. Перспективный газовый хаб Европы
  5. Финальная цель – энергонезависимость

Шесть лет тому назад Украина отказалась от закупки российского газа. За это время удалось диверсифицировать источники поставок энергоресурсов, создать прозрачный рынок и привлечь крупных поставщиков со всего мира. А также отказаться от кабального контракта с Россией, который мог угрожать большими штрафами.

Так, северный сосед потерял один из крупнейших европейских рынков и теперь прибегает к шантажу других стран ЕС. Украина не только не замерзла, как прогнозировали кремлевские пропагандисты, но и провела основательное реформирование газового сектора. Об этом рассказываем в партнерском проекте Федерации работодателей нефтегазовой отрасли (ФРНО).

Газовая независимость

Последние кубометры газа от российского "Газпрома" Украина получила 25 ноября 2015 года.

Отказаться от голубого топлива из РФ было очень непросто, ведь в 2013 году газовая зависимость Украины от России составляла почти 90%. Месяцы решительных реформ, переговоры с альтернативными поставщиками – вот что предшествовало этому решению.

До 2014 года страна уже получала незначительные объемы топлива из Польши и Венгрии. Но настоящим прорывом стало открытие крупнейшего словацкого направления – по нему сейчас транспортируются основные поставки газа в Украину.

Что важно, с 2020 года ресурс можно импортировать не только физически, но и проводить так называемый виртуальный реверс. Операторы газотранспортных систем Украины и соседних европейских стран осуществляют взаимозачет топлива. При этом физически газ через границу не перемещается. Это позволило существенно снизить затраты на транспортировку.

География закупки газа тоже широкая. В отличие от России, где действует один монопольный поставщик голубого топлива, страны Европы предлагают приобретать ресурс у множества компаний. По данным аналитического центра DiXi Group, в прошлом году Украина покупала газ у поставщиков из 13 стран. Две трети газа – 60,1%, или 4,4 млрд кубометров, были приобретены у трейдеров из Швейцарии и Германии. Также почти в 6 раз был увеличен объем импорта из Словакии – до 1,1 млрд кубометров. Всего за 2020 год Украина получила 7,3 млрд кубометров импортного голубого топлива для собственных нужд.

Фото: ВГО "ФРНО"

Отказ от российского газа принес не только рыночную, но и энергетическую и политическую независимость. Но просто прекратить покупать голубое топливо у РФ было недостаточно, ведь до 2019 года между "Газпромом" и НАК "Нафтогаз Украины" действовал контракт с дискриминационными условиями. 

Этот документ обязывал украинскою сторону принудительно приобретать ежегодно 52 млрд кубометров топлива или платить штраф. При этом стоимость газа была привязана к цене нефти, поэтому существенно превышала стоимость голубого топлива на европейском рынке. Украина не могла ни физически потребить такое количество ресурса, ни закачать его в хранилища, ни перепродать на европейском рынке. Очевидно, что выполнить условия контракта было невозможно – поэтому начал накапливаться долг перед Россией, который страна-агрессор оценила в колоссальные 50 млрд долларов.

Поставить точку в этой истории должен был Стокгольмский арбитраж. Он стал самым крупным коммерческим арбитражем в истории. Ведь взаимные претензии двух компаний составили около 125 млрд долларов. Это угрожало банкротством как "Газпрому", так и "Нафтогазу".

Спор продолжался с июня 2014 года по февраль 2018 года. Благодаря работе украинской команды суд, в конце концов, стал на сторону "Нафтогаза", что принесло компании почти $5 млрд. Из них $2,56 млрд российская сторона должна была выплатить деньгами. Еще 2,1 млрд долларов Нафтогаз получил в виде поставленного в 2014 году газа.

"По контракту на покупку газа мы отразили иски "Газпрома" на сумму более 80 млрд долларов. Это фактически весь объем украинской экономики. То есть, если бы мы проиграли, то "Нафтогаз" оказался бы банкротом, Украина выплачивала бы эти долги еще много лет и много поколений, – вспоминает глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко. – Это самый большой в мире коммерческий арбитраж. Нет других примеров, когда российская сторона – мощная государственная корпорация "Газпром" – должна была бы заплатить 5 млрд долларов украинской стороне. И это мы вынудили их выполнить решение Стокгольмского арбитража".

Украинская добыча

Роль импорта газа для Украины значима, но все же основные потребности Украина закрывает благодаря собственной добыче. В год страна потребляет около 30 млрд кубометров голубого топлива. Две трети из них – около 20 млрд кубометров – обеспечивают украинские компании государственной и частной формы собственности.

Значительную долю газа для украинского рынка поставляет государственная компания АО "Укргаздобыча", входящая в Группу Нафтогаз. В 2020 году предприятие добыло более 14 млрд кубометров топлива. За 10 месяцев текущего года "Укргаздобыча" обеспечила 11,37 млрд кубометров газа. Предприятие поддерживает действующий фонд скважин во избежание падения добычи. Вместе с этим компания готовится разрабатывать Черноморский шельф и уже осваивает глубокие заложения. Перспектива – десятки миллиардов кубометров газа.

Фото: ВГО "ФРНО"

Благодаря наличию топлива собственной добычи, отечественные домохозяйства получают ресурс значительно дешевле, чем стоит импортный газ. По данным консультационного центра "ГазПравда", в ноябре ценник для населения у разных поставщиков колебался в пределах 7,79 – 13,5 грн за кубометр. Такие же цены сохранятся в декабре.

Государственный газ также используется для обогрева многоквартирных домов. Предприятия теплокоммунэнерго, отапливающие жилье украинцев, получают ресурс по цене 7,42 грн за кубометр.

Нужен ли Украине газ из России?

Хотя дефицита голубого топлива нет, разговоры о возобновлении поставок газа из РФ не утихают каждый год. Мол, там дешевле – потому что Россия предлагает поставщикам долгосрочные контракты. Европа же ведет все операции на краткосрочном волатильном рынке.

В момент, когда Украина отказывалась от российского газа, утверждение о выгодности цены было абсолютно ошибочным. В I квартале 2015 года газ из ЕС импортировался по средней цене 304 доллара за тысячу кубометров, тогда как "Газпром" просил на $33 дороже – $337 за тысячу кубометров. Более того, приобрести этот более дорогой российский газ не можно было просто так – несмотря на то, что в 2015 году между Украиной и Россией действовал уже упомянутый кабальный контракт.

Каждый квартал "Нафтогаз" и "Газпром" при участии европейской комиссии проводили очередной раунд переговоров и подписывали дополнительный к контракту документ. Только тогда поставки газа из России становились возможными. При этом всегда оставалась угроза, что страна-агрессор в одностороннем порядке перекроет вентиль.

Прошло шесть лет, и Россия спровоцировала беспрецедентный энергетический кризис по всей Европе.

Высушивая европейский рынок, "Газпром" добился роста цен на бирже до уровня почти $2000 за тысячу кубометров. А средний показатель этой осенью держится на отметке около $1000 за тыс. кубометров. В то же время Россия заключает контракт с Молдовой, куда закладывает цену 450 долларов. О более "выгодном" по сравнению с рынком контракте с "Газпромом" заявляют и в Венгрии. Поэтому российский газ – это исключительно политическое ценообразование.

Есть ли альтернативные России рынки, еще не открытые для Украины? Однозначно – да. Одной из таких перспектив рынок Азии, отмечает Юрий Витренко.

Фото: ВГО "ФРНО"

"Речь идет о десятках миллиардов кубических метров. Газ из Центральной Азии сам по себе может заполнить всю украинскую газотранспортную систему", – убежден Витренко. По его словам, именно за этот газ Украина попытается бороться с Газпромом, блокирующим азиатское направление, в новых арбитражах.

Также выгоду для украинской экономики может принести развитие рынка сжиженного природного газа: строительство СПГ инфраструктуры и прокладка морских маршрутов поставок. По словам соучредительницы Фонда сталого развития, народной депутатки VIII созыва Натальи Кацер-Бучковской, это – один из доступных инструментов достижения энергетической независимости.

"Украина имеет выгодное географическое положение в центре Европы, развитую инфраструктуру газотранспортных и газораспределительных сетей, значительный потенциал экономического роста, морскую инфраструктуру, потребность в диверсификации путей поставок газа и острую необходимость в замещении угольной генерации. Поэтому государство должно быть заинтересовано как можно скорее идентифицировать пути поставок СПГ, а также использовать возможности развить собственную инфраструктуру регазификации сжиженного газа", – говорит эксперт.

Перспективный газовый хаб Европы

Работая по западным рыночным правилам и имея ряд инфраструктурных преимуществ, Украина может стать одним из ведущих газовых хабов Европы. Страна уже сейчас может предложить партнерам мощную разветвленную газотранспортную систему и крупнейшие хранилища газа с объемом более 30 млрд кубометров. Интерес к отечественным ПХГ подтверждают данные за 2020 год: тогда в украинские хранилища иностранные трейдеры закачали 10 млрд кубометров газа.

В то же время, Россия наотрез отказывается переносить точку передачи газа с западной границы Украины на восточную.

"Пока нет политического согласия Российской Федерации о переносе точки. Они не хотят получить дополнительного конкурента на европейском рынке. При этом, насколько мне известно, европейские трейдеры уже обращались в "Газпром" по этому поводу, но получили негативный ответ", – отмечает генеральный директор ООО "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон.

Специалисты утверждают, что противодействовать такой позиции РФ следует совместными усилиями западных компаний, Европейской комиссии и других политических институтов ЕС. Если точка передачи газа будет перенесена, европейские контрагенты "Газпрома" смогут сами забронировать транзит через Украину, подчеркивает Юрий Витренко.

"На нашей стороне проблем точно нет, у нас все открыто и доступно. Тот факт, что Газпром этого не делает, указывает, что он злоупотребляет своим доминирующим положением на европейском рынке, искусственно ограничивая предложение и фактически блокирует доступ третьих сторон к транзитным газопроводам. То есть Газпром не играет по европейским правилам и продолжает использовать газ как геополитическое оружие против Европы и против Украины", – прокомментировал глава правления "Нафтогаза".

Фото: ВГО "ФРНО"

Перенос точки на восточную границу важен не только для усиления роли Украины на рынке Европы, но и для обеспечения энергетической безопасности всего Европейского Союза.

"Для безопасности Европы нужно, чтобы транзит через Украину сохранялся – до тех пор, как природный газ будет заменен на возобновляемые источники энергии, а это, по крайней мере, до 2035 года. Украина – надежный транзитер, готовый предложить самые конкурентные условия для транзита в настоящее время", – отмечает Юрий Витренко.

Пока нет свободного движения газа по территории Украины, Россия будет продолжать давить на Запад и навязывать ему свой геополитический проект "Северный поток-2" как безальтернативный маршрут поставки голубого топлива.

Финальная цель – энергонезависимость

Энергетика Украины уже шесть лет успешно обходится без газа из России. Но возможности гораздо большие: вообще отказаться от импортного газа, а то и начать экспортировать энергоресурс. Для этого нужно двигаться по двум параллельным направлениям – наращивание добычи и сокращение потребления. Последнее отвечает не только энергетическим, но и экологическим целям Украины.

"Мы разделяем климатические цели цивилизованного мира – следовательно, движемся в направлении сокращения потребления невозобновляемых энергоресурсов, уменьшения выбросов СО2 и метана. Еще некоторое время Европа будет использовать природный газ как "переходное" топливо. Но рано или поздно откажутся и от этого ресурса. Когда это произойдет? На Западе называют разные цифры: как 2050 год, так и 2035. Украина должна готовиться к обоим этим сценариям. Ключ к климатической нейтральности – разумный подход к декарбонизации экономики и модернизация жилищно-коммунального сектора", – подчеркивает глава Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталий Щербенко.

Он отмечает, что потенциал сокращения потребления газа – огромный. Речь идет об около 10 млрд кубометров голубого топлива. То есть, именно столько, сколько Украина импортирует на сегодняшний день.

Еще около 10 млрд кубометров ископаемого природного газа можно заменить биометаном и синтез-газом. Украина как аграрная страна способна обеспечить такие объемы производства. Альтернативные газы можно закачивать в газотранспортную систему, ведь их свойства идентичны традиционному голубому топливу.

"Украина в ХХ веке была крупным экспортером газа. Благодаря агрессивной российской пропаганде об этом, к сожалению, редко вспоминают. Мы долгое время снабжали топливом страны Европы и даже саму Россию. Вернуть статус экспортера – это действительно вопрос 3-5 лет активной комплексной работы по всем направлениям. Все эти направления уже прорабатывает Группа Нафтогаз: увеличение добычи на новых участках, развитие альтернативных источников энергии, энергоэффективность, эффективное управление предприятиями теплокоммунэнерго. Уверен, что международные партнеры понимают наш потенциал и будут готовы присоединиться к нам на этом пути", – резюмирует Виталий Щербенко.

Текст подготовлен Федерацией работодателей нефтегазовой отрасли и публикуется в рамках проекта ФРНО