"Нафтогаз" с газом и без: что предполагает новая стратегия компании до 2025 года
На прошлой неделе НАК "Нафтогаз Украины" презентовала новую стратегию на ближайшие 5 лет, до 2025 года. В компании анонсируют, что благодаря ей в течение ближайших 10 лет будет создано 290 тысяч новых рабочих мест, государственный и местные бюджеты получат дополнительно 361 млрд грн, Пенсионный фонд — 36 млрд грн, а ВВП вырастет на 438 млрд грн. Что же планирует сделать компания, чтобы достичь этих результатов?
НАК "Нафтогаз Украины" объявила о масштабной трансформации компании. К 2025 году она стремится отойти от классической модели добывающей компании и стать национальным оператором "энергетических сервисов". Под этим в "Нафтогазе" понимают не только продажу газа или нефти: госкомпания планирует расширить свои поставки на электричество, теплоснабжение, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, производство водорода и т.д..
Зачем меняться?
Необходимость трансформации в Нафтогазе объясняют, прежде всего, развитием самой компании и отрасли в целом.
"Обновление стратегии является желанием нашей команды понимать, куда и как мы движемся, и какие ресурсы для этого нужны. Программы в нефтегазовом бизнесе на 10 лет – это норма", — отметил во время презентации стратегии председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев.
Однако ковидная реальность и связанные с ней тенденции на мировых рынках не могли не повлиять на принципы новой стратегии: в прошлом году крупнейшие мировые нефтегазовые компании понесли рекордные потери за всю свою историю. Из-за введения карантинов потребление углеводородов упало более чем на треть.
"В 2020 году цены на нефть и газ иногда демонстрировали даже отрицательные значения. Индустрия пережила тяжелый год", – напомнил во время презентации новой стратегии финансовый директор Группы Нафтогаз Петер ван Дрил.
Пандемия ускорила тенденцию перехода на возобновляемую энергетику. В связи с этим мировые лидеры отрасли разрабатывают новые бизнес-стратегии.
Например, британский нефтяной гигант BP еще в сентябре прошлого года представил новую, революционную стратегию. В ней указано, что компания к 2030 году сократит добычу углеводородов на 40%, а выбросы снизит на 35-40%. Также она прекратит инвестировать в новые нефтегазовые проекты и свернет геологоразведку. Вместо этого BP направит деньги в зеленую энергетику, чтобы успеть занять лидирующие позиции в водородной энергетике.
Крупнейшая нефтегазовая компания Европы – Royal Dutch Shell — заявила о планах к 2050 году сократить чистые выбросы углекислого газа вдвое по сравнению с уровнем 2016 года. Как говорится в отчетности компании, Shell диверсифицирует производственный портфель в сторону газа, развивает проекты в электроэнергетике, инвестирует в развитие новых источников энергии, участвует в разработке экспериментальных технологий.
Почти все крупнейшие добывающие страны добавили развитие возобновляемых источников энергии в свои долгосрочные стратегии.
"Украина в этом – не исключение. Несмотря на ряд различий и отставание от европейского рынка нефтегазовая отрасль должна заботиться об адаптации к новым реалиям экономики. Впереди – исторические изменения в связи с климатическими вызовами и стремлениями достичь нулевых выбросов углерода в атмосферу. ЕС ставит своей целью добиться этого к 2050 году в так называемом "Зеленом пакте", — напоминает председатель Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталий Щербенко. — Поэтому уже скоро и украинские нефтегазовые компании начнут превращаться из просто добывающих в полноценных операторов энергетических сервисов. А среди их продуктов будет не только газ или нефть, но и электричество, а также водород".
Как изменится Нафтогаз?
Стратегия предусматривает развитие Группы Нафтогаз на базе трех бизнес-платформ:
- "Газовый бизнес" — как основное направление;
- "Поставки конечным потребителям";
- "Низкоуглеродные бизнесы".
Именно они стали "тремя китами" новой стратегии, объясняют в компании.
"Газ остается одним из основных источников генерации энергии на планете. Поэтому этот бизнес в корпоративном портфеле Нафтогаза был и остается важным. Мы хотим увеличить добычу, но экономически целесообразным способом", — прокомментировал основные приоритеты председатель правления НАК "Нафтогаз Украины".
Главный исполнительный директор "Нафтогаза" Отто Ватерландер отмечает, что при условии привлечения инвестиций, Украина способна показать существенный рост добычи газа. Более того, мы являемся единственной страной Европы, которая будет иметь такой потенциал в ближайшие несколько лет.
"Нефтегазовый сектор Украины предлагает нам удивительные возможности. Если мы посмотрим на другие страны Европы, добыча газа там снижается. То же в последние годы видим и в Украине. Но только Украина имеет потенциал наращивать эту добычу, ведь она имеет ресурсную и резервную базу. Подключив инвестиции, мы сможем расти", — объясняет Отто Ватерландер.
В то же время для повышения операционной эффективности Нафтогаз планирует развиваться как трейдер.
"Мы хотим увеличить компетенции в трейдинге и вернуть себе статус крупнейшего трейдера газа на оптовом рынке, который по своей сути будет исполнять роль банка или страховки всего рынка, сглаживая ценовые пики", — говорит Андрей Коболев.
Также НАК решил всерьез сфокусироваться на потребностях клиентов и новых бизнесах: продаже электричества, развитии альтернативной энергетики и энергоэффективных решениях.
"Группа имеет все возможности стать полноценной вертикально интегрированной компанией, работающей напрямую с конечными потребителями. Такой формат позволяет нам предложить качественные услуги по лучшим ценам, способствовать развитию конкуренции и обеспечить украинцам равный доступ к качественным и доступным энергетическим продуктам и услугам", — добавил Андрей Коболев.
Платформа "Газовый бизнес"
Согласно новой стратегии, за пять лет Нафтогаз стремится достичь стопроцентного замещения запасов газа. Это более 250 млрд кубометров. Именно столько компания планирует разведать новых залежей топлива. А в следующие 10 лет запасов углеводородов Нафтогаза должно стать больше в два раза — около 500 млрд кубометров!
Это означает поиск и разведку новых, перспективных участков, которые придут на замену уже истощенным месторождениям-гигантам вроде Шебелинского. Следовательно, естественное падение добычи в стране остановится, а со временем отрасль станет добывать больше, чем сейчас.
Основания для этого есть. Финализированы и подписаны с государством соглашения о разделе продукции на крупных перспективных нефтегазовых участках общей площадью более 7 тыс. кв. км. Четыре из этих участков будет разрабатывать Группа Нафтогаз, еще три — частные инвесторы ДТЭК Нафтогаз, Гео Альянс и Западэнергосервис. Вместе они обязались инвестировать 335 млн долларов в течение ближайших 5 лет.
Кроме того, Нафтогаз получил доступ к другим перспективным участкам, которые были заморожены в течение многих лет: уже в этом году начнется разведка Черноморского шельфа и разработка Юзовского участка. Это самый газоносный участок на суше, и там уже пробурили разведывательные скважины.
"Мы начали работу над масштабными проектами в рамках новой стратегии. Речь идет о Черноморском шельфе, Юзовской площади, четырех крупных нефтегазовых участках по подписанным соглашениям о разделе продукции (СРП) — признанном в мире отраслевом механизмом сотрудничества, который увеличивает вероятность возвращения международных инвесторов в нефтегазовый сектор Украины. В соответствии с соглашениями, мы планируем начать сейсморазведку в 2021 году, поисково-разведочное бурение — в 2022 году", — объяснил директор дивизиона "Нафтогаз Разведка и Добыча" Александр Романюк.
Инвестиций для поиска новых, больших залежей газа понадобится немало. Только Нафтогаз в течение ближайших 10 лет планирует вложить 20-25 миллиардов долларов.
"В течение следующих пяти лет наш бизнес-план предусматривает, что в добычу мы инвестируем более 7 млрд долларов, а также ожидаем, что после этого, в следующие пять лет, мы удвоим эту сумму", — рассказал главный исполнительный директор Группы Нафтогаз Отто Ватерландер в ходе презентации бизнес-стратегии компании.
Но данная стратегия предусматривает привлечение в Украину и международных партнеров-соинвесторов. Таким образом компания стремится наращивать инвестиционный капитал, а также доступ к технологиям и опыту. И здесь крайне важно, чтобы рядом с предоставленными украинской газодобыче возможностями правительство продолжало эффективную реформу газового сектора.
Платформа "Поставка конечным потребителям"
Но не добычей единой. Как и мировые энергетические лидеры, Нафтогаз стремится стать поставщиком энергетических услуг для конечного потребителя — централизованной энергетической платформой всей страны.
В этом году компания продолжит развитие платформы поставки природного газа, в следующем — намерена расширить сферу, а уже с 2023 года Нафтогаз планирует продавать интегрированные энергетические решения. Это означает, что у госкомпании потребители смогут покупать не только газ, но и электричество, а также энергоэффективные решения.
"Мы хотим представлять не только газовый бизнес как ресурс, а все ресурсы, которые нужны нашим клиентам. В 2020 году мы стали газовым поставщиком, а дальше собираемся стать поставщиком энергетических услуг", — объясняет директор дивизиона "Розничная торговля" Группы Нафтогаз Максим Рабинович.
По его словам, Нафтогаз уже реализует пилотные проекты по энергоэффективности. Кроме этого, Максим Рабинович отметил интерес Группы к участию в рынке тепла после его открытия. Стратегия Нафтогаза показывает, что компания заинтересована также и в поставках "зеленой" энергии (возобновляемые источники энергии, биоэнергетика, чистый водород).
Это соответствует общемировым тенденциям: самые продвинутые потребители уже сегодня начинают задумываться над источниками происхождения энергии, которую они получают. В некоторых европейских контрактах есть возможность выбрать долю "зеленой" энергии, которая должна гарантированно поступать от поставщика.
Что касается газа для бытовых потребителей, то к 2025 году Нафтогаз хочет расширить долю на этом рынке до 35%, продавая "голубое топливо" четырем миллионам потребителей. Сейчас в газоснабжающей компании Нафтогаза — 800 тысяч клиентов.
При этом вместо создания собственной физической сети обслуживания клиентов Нафтогаз будет расширять взаимодействие с клиентами онлайн, а также работу через сети партнеров. "В частности, мы уже начали сотрудничество с сетями отделений ПУМБ, Ощадбанка и Приватбанка", — говорит Андрей Коболев.
Платформа "Низкоуглеродные бизнесы"
"Зеленый пакт" ЕС диктует Украине амбициозные, но вполне логичные цели — достичь экологически нейтральной экономики. Для бизнеса это означает необходимость трансформации, инвестирования в энергоэффективность, новые технологии, а также развитие альтернативной энергетики.
Нафтогаз со своей стороны объявил, что готов достичь углеродной нейтральности к 2040 году – в ногу с "Зеленым пактом" ЕС.
Компания ставит целью:
— повысить энергоэффективность, уменьшить выбросы метана, углерода и других парниковых газов;
— производить чистую и доступную энергию (солнечную, ветровую, биотопливо второго поколения, а также водород);
— улавливание, использование и хранение углерода.
К 2030 году Нафтогаз планирует получать примерно четверть энергии из зеленых источников.
Первые солнечные станции и заправки для электрокаров компания уже открыла.
А вот водородная энергетика станет полностью новым направлением.
Несмотря на сложности с производством, хранением и транспортировкой водорода, именно его в мире признали энергоресурсом будущего. ЕС потребует водорода в большом количестве, поэтому уже сейчас планирует, откуда его импортировать. И Украина — среди приоритетных вариантов.
"Это действительно бизнес будущего и оценки его развития сейчас колеблются от 2% в потреблении водорода в настоящее время, к 23% в 2050 году. Цикл довольно длинный, и мы находимся сейчас только в начале развития", — объясняет советница председателя правления компании, руководительница направления "Низкоуглеродные бизнесы" Лана Зеркаль.
Для начала следует освоить и наладить соответствующие технологии. Работу над этим Нафтогаз уже начал совместно с НАЭК "Энергоатом". В сентябре прошлого года компании подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. В частности, стороны договорились совместно работать над раскрытием потенциала водородной энергетики, а также декарбонизацией экономики.
"Мы как компания собираемся идти в ногу с прогрессом в реализации целей Парижского соглашения. Это означает уменьшение эмиссии углерода, связанной с нашей деятельностью. Есть очень много способов, как этого достичь. Прежде всего, это уменьшение эмиссии и выбросов, а, во-вторых, — изменение подходов в предоставлении услуг нашим потребителям", — рассказывает Лана Зеркаль.
По ее словам, Нафтогаз также считает перспективным развитие ветрогенерации, в частности на шельфе Черного моря.
"Всемирный банк оценивает Причерноморскую зону как возможность в наращивании 460 гигаватт электроэнергии, связанной с развитием ветровой энергетики, и Украина с этого портфеля имеет 250 гигаватт возможностей", — отмечает Лана Зеркаль.
Эффект трансформации
Благодаря актуализации своего курса развития в соответствии с мировыми тенденциями Нафтогаз планирует не только войти в мировой клуб современных энергетических компаний, но и создать новые рабочие места, а также неплохо заработать.
По предварительным оценкам, новая стратегия будет иметь долгосрочный эффект: в течение ближайших 10 лет она позволит создать 290 тысяч новых рабочих мест, государственный и местные бюджеты получат дополнительно 361 млрд грн, Пенсионный фонд – 36 млрд грн, а ВВП вырастет на 438 млрд грн.
Таким образом, реализовав стратегию до 2025 года, Группа Нафтогаз ожидает удвоить собственную ценность и выйти на первичное публичное размещение акций (IPO) на большой международной бирже.
"В 2025 году мы планируем выйти на публичное размещение наших акций и завершить процесс IPO", — анонсировал Андрей Коболев.
Правда, глава Нафтогаза заметил: и успешная реализация новой стратегии, и выход на IPO возможны только при соблюдении ряда условий. Прежде всего — политического невмешательства в работу компании, своевременной выдачи лицензий и землеотводов, утверждения финансовых планов, и продолжения реформы управления объектами государственной собственности.
Именно отсутствие такой поддержки со стороны правительства в свое время помешало выполнению программы по увеличению добычи газа "20/20", — утверждают в "Нафтогазе".
"Взгляд в прошлое очень важен. Нам удалось кардинально изменить парк нашего оборудования, инвестировать в это существенные деньги. Но условия, заложенные в 20/20 о предоставлении новых лицензий, упрощении налогового кодекса, подписании новых соглашений о разделе продукции не были выполнены. Из 19 условий, заложенных в программу, полностью и своевременно было выполнено только одно. Все остальные выполнялись или позже, или так и остаются невыполненными", — отметил председатель правления Нафтогаза.
Чтобы гарантировано достичь энергетической независимости на этот раз власти должны будут посодействовать госкомпании. Убеждать Кабмин в этом будут на представлении стратегии правительству.
"На данном этапе стратегия "От добывающей компании — к национальному оператору энергетических сервисов" утверждена Наблюдательным советом. В ближайшее время она будет направлена на рассмотрение Кабинету Министров — нашему акционеру", — подытожил Андрей Коболев.
Текст подготовлен Федерацией Работодателей Нефтегазовой Отрасли и публикуется в рамках проекта ФРНГ.