Заместитель министра цифровой трансформации о реформе игорного бизнеса. Чего ждать?
Украинские чиновники решили еще раз реформировать игорную индустрию ― в парламент внесли законопроект, который ликвидирует два года назад созданный регулятор ― Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей (далее — КРАИЛ). Среди аргументов в пользу ликвидации блокирование работы комиссии из-за сложностей сбора кворума (5 из 7 человек) и постоянной текучки кадров в регуляторе.
Законопроект №9256 предлагает ликвидировать Комиссию КРАИЛ и создать вместо нее новый орган в течение месяца после принятия нормативного акта. Нормативную базу для участников рынка должны подготовить в течение трех месяцев (за два года после легализации азартных игр депутаты этого не сделали). По мнению чиновников Минцифры, ликвидация КРАИЛ уберет человеческий фактор при выдаче лицензий игорному бизнесу.
Правительство предлагает нивелировать коллегиальность регулятора, назначив ответственным за принятие решения руководителя нового органа, в который перейдет бюджет КРАИЛ. Об изменениях условий лицензирования в тексте законопроекта речь не идет. Однако предлагают возможность подавать заявления на получение лицензии через госпортал электронных услуг "Дія".
LIGA.net в Минцифры сообщили, что полномочия по сфере игорного бизнеса Михаил Федоров передал своему заместителю ― Александру Борнякову. Мы записали блицинтервью с чиновником.
Около месяца назад состоялась встреча депутатов налогового комитета парламента и гемблинговых компаний, ранее направивших открытое письмо к власти о налогообложении и регулировании работы индустрии. Речь идет, в частности, об автоматизированной системе электронного администрирования. На каком этапе решение этих вопросов, есть ли понимание, дорожная карта по работе игровой индустрии в будущем и когда планируете ее внедрить?
Меня на этой встрече не было. Так что подробно рассказать о наработанных решениях я не могу. Мы как Минцифры работаем над цифровизацией сферы игорного бизнеса, поскольку считаем, что это ключ к прозрачности и ликвидации коррупции в отрасли.
Сейчас разрабатываем дорожную карту, которая предусматривает максимальную автоматизацию процессов, включая выдачу лицензий для игроков рынка. Мы хотим автоматизировать этот процесс через портал "Дія".
Кабмин также проголосовал за проект закона, предусматривающий ликвидацию Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ). Вместо нее планируется создать новый, более эффективный институт, который будет работать прозрачно и без коррупционных схем. Ждем рассмотрения этих изменений в парламенте.
В марте 2023 года министр озвучил концепцию новой реформы игорного бизнеса: ликвидация КРАИЛ, автоматизированное списание налогов, закрытие сайтов нелегальных компаний, автоматические проверки лицензиатов и т.д. В настоящее время в парламенте уже зарегистрирован соответствующий законопроект. За какие средства будет происходить трансформация и построение обновленной системы управления отраслью?
Реформирование игорного бизнеса в Украине начинается с процесса ликвидации КРАИЛ. Выдача лицензий – один из самых коррумпированных этапов в игровой сфере. А автоматизация процессов снизит коррупционные риски. "Мы планируем изменить подход предоставления разрешений и лицензий на декларативное представление заявки", ― говорит Борняков.
Вместо нее создаем сервисную организацию, которая сделает выдачу лицензий автоматической, основанной на четко определенных критериях. Компетентные органы будут проверять все поданные заявки. Если они не отвечают законодательству, лицензию отзывают, а деньги, уплаченные за нее, оставляют в бюджете и не возвращают.
В то же время, они смогут проверить компанию на предмет бенефициаров и происхождение уставного капитала. Это позволит полностью убрать коррупцию, сделать эту область прозрачной и привлечь в Украину международные компании. Мы хотим, чтобы эти компании зарегистрировались в Украине и платили налоги. Дополнительные средства на трансформацию не предусматриваются – все должно быть в пределах бюджета.
Через два года работы КРАИЛ не удалось запустить Государственную систему онлайн-мониторинга (ГСОМ) по деятельности организаторов азартных игр. Иван Рудой, глава украинской Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей, говорит, что техническое решение у комиссии есть. Что делает Минцифры, чтобы ускорить этот процесс?
Есть технические решения, разработанные частными компаниями. Для того чтобы ускорить их внедрение, необходимо найти деньги в бюджете или донора, объявить тендер и прозрачно его провести, а также определиться, кто будет администратором системы. После этого система мониторинга может заработать.
Видите ли вы положительный эффект в том, что игорке запретили работать по упрощенной системе ― платить 2% налога вместо общей системы налогообложения?
Насколько мне известно, компании-представители игорного рынка не стали платить больше денег в украинский бюджет с введением пониженной ставки. То есть уменьшение уровня налогообложения не повлекло за собой, как ожидалось, выхода из тени части рынка. Поэтому негатива с возвратом в общей системы налогообложения я не вижу.
Игорка сильно лоббирует голосование законопроекта 2713-д, и само внедрение онлайн-системы мониторинга может этот процесс ускорить. Этот документ предлагает установить для онлайн-платформ ставку в размере 10% общего дохода вместо 18%, как было ранее. Как вы относитесь к таким изменениям и нарабатывает ли Минцифры, Минфин и КРАИЛ альтернативные варианты? (Жива ли история о законопроекте с 2% от депозитов игроков?)
Мониторинг ничего не ускоряет, это только инструмент контроля. Что касается законопроекта 2713-д, по нашей информации, депутаты не видят оснований для уменьшения специального "игрового налога".
В то же время, предложенный нами законопроект перезапустит орган регулирования. Он должен предложить налоговую модель функционирования игорного бизнеса и показать расчеты к ней.
Вопросы налогообложения депозитов или системы мониторинга относятся исключительно к плоскости технической реализации. Обе модели имеют право на существование. Преимущества налогообложения депозитов будут очевидны только при наличии банка-налогового агента и скорости реализации этого средства контроля.
Рассматривали ли вы варианты бенчмарка для организации легальной работы игорной индустрии? Опыт каких стран могла бы перенять Украина и что нам для этого нужно?
Мы изучаем опыт других стран. Смотрим, в частности, на Великобританию, Нидерланды и Данию, которые имеют регулируемые игровые рынки. Они создали системы, защищающие потребителей, обеспечивают прозрачность и активно борются с проблемой азартной зависимости. Их опыт может быть ценен для нас.
Однако наш подход к реформе должен быть адаптирован к уникальным условиям Украины. То есть нам необходимо учесть нашу экономическую ситуацию, наши институциональные возможности, а также наши культурные и социальные особенности.