Золотая лихорадка в Закарпатье: спор на $2,3 миллиарда
Вокруг Мужиевского месторождения, расположенного в Закарпатской области, разгорается новый скандал.
Три года назад на него пришла кипрская компания Avellana Gold, которая собиралась вложить $20 млн в разведку и добычу золота и других металлов. В апреле появился новый претендент. Благодаря украинской Фемиде, на активы обанкротившейся компании Закарпатполиметаллы, которая разрабатывала Мужиево в начале нулевых, стала претендовать британская Gofer Mining PLC.
За "британским" бизнесом могут стоять украинские участники скандальных корпоративных конфликтов и партнеры одного из главарей террористов ДНР Александра Ходаковского.
LIGA.net разбиралась, что происходит вокруг золотого запаса Украины и что не могут поделить два инвестора.
Золотоискатели в Мужиево
Мужиевское месторождение - единственное в Украине, которое имеет утвержденные запасы золота. Их размер в Госгеонедрах не раскрывают. Как пишет Экономическая правда без ссылки на источник, речь идет о 55 тоннах. В сегодняшних ценах это $2,3 млрд, следует из котировок на Лондонской бирже металлов.
Месторождение было готово к эксплуатации еще в 90-х, геологов тогда интересовали не столько запасы золота – содержание этого металла в рудах невысокое, сколько запасы свинца и цинка, рассказывает LIGA.net Владимир Михайлов, доктор геологических наук, директор Учебного научного института "Институт геологии КНУ им. Тараса Шевченко".
"Руды там упорные, что осложняет переработку. А особенности распределения золота, уменьшение его содержания с глубиной, требовали разработки новых технологии его извлечения", - говорит геолог.
Добыча золота в Мужиево остановилась в 2003 году. Предприятие Закарпатполиметаллы, владеющее лицензией на добычу, объясняло это нерентабельностью добычи. В 2006-м остановились какие-либо разработки, компания несла убытки, а в июне 2008-го попала в процедуру банкротства.
Через четыре года, в 2012-м, золоторудное месторождение перешло под контроль Карпатской рудной компании (КРК). Ее директором и бенефициаром был донецкий бизнесмен Валерий Бредыхин - партнер в ряде компаний экс-главы МВД Виталия Захарченко и его супруги.
КРК получила разрешение Госгеонедр на добычу в Мужиево сроком на 20 лет, но не смогла приступить к работе, поскольку все наземные сооружения принадлежали обанкротившимся Закарпатполиметаллам. КРК выкупила часть активов на госаукционе. Однако после смены власти в 2014-ом прежние владельцы подали в суд, указав, что имущество было реализовано по заниженной цене.
Против КРК открыли два уголовных дела. В августе 2016-го за 9 млн грн Бредыхин продал Карпатскую рудную компанию новому инвестору - Avellana Gold Ltd.
Avellana Gold Ltd основала группа международных инвесторов после Евромайдана, сообщает компания на своем сайте. Их имена не разглашаются. Компания зарегистрирована на Кипре, но в СМИ позиционирует себя американской, ссылаясь на публичного бенефициара, гражданина США Брайана Сэвэджа. Он более 30 лет работает в горнодобывающей отрасли, известен как директор Amur Minerals Corporation со штаб-квартирой в России и глава совета директоров американской Pioneer Management LLC.
Кроме Мужиевского среди своих проектов Avellana называет Береговское и Квасовское месторождения.
Avellana Gold не успела начать добычу золота в Мужиево: нужно разведать недра и обновить технологии, объясняет LIGA.net директор представительства Avellana Gold в Украине Андрей Смолин. Для этого, по его словам, потребуются около $20 млн.
"Для начала должны устранить экологические последствия, оставшиеся от работы предыдущего предприятия - это условия лицензии. Для этого мы начали внедрять масштабный экопроект общей стоимостью более $5 млн. Специальная технологическая схема позволит очистить отвалы и "хвосты" от тяжелых металлов на 80-90%. Также в рамках этого экопроекта будет осуществляться и добыча цинка, свинца и небольшой объем золота", - говорит Андрей Смолин.
Больше половины дохода компания намерена получить за счет недрагоценных металлов, которые содержатся в Мужиевском месторождении, суммарно - до 1 млн тонн цинка и залежи свинца. "Это единственный способ экономической разработки месторождения, - говорит Смолин. - Наши планы - полностью компенсировать импорт Украины по цинку и свинцу за счет нашего производства". На проект по их добыче и производству компания обещает выделить около $120 млн.
Компания начала готовиться к активным работам в середине 2018-го. В августе Avellana Gold расширила кредитную линию для КРК до $50млн. Кроме того, КРК договорилась с банком Клиринговый Дом (владельцы – сестра Сергея Левочкина Юлия и бизнес-партнер Левочкина Иван Фурсин) о кредите на 15 млн грн ($570 000).
Второй фронт
В апреле этого года старая история Закарпатполиметаллов (ЗПМ) неожиданно получила продолжение. Комитет кредиторов ЗПМ, которая находилась в состоянии ликвидации, единогласно выбрал британскую компанию Gofer Mining PLC инвестором предприятия, следует из решения Хозяйственного суда Запорожской области.
В ее планах - разработка плана санации, выкуп доли в капитале ЗПМ, восстановление прав на производственный комплекс и земельный участок, где велась добыча. Gofer Mining входит в состав Корпорации Гофер, отмечается из решения суда.
Что это за компания? Судя по информации британского открытого реестра, учредителем Gofer Corporation является компания Cengart Financial и Наталья Чернюх. ФИО и адрес последней совпадают с данными соучредителя киевского торгово-развлекательного центра Мармелад и компании Кайрос-инвест Групп.
Второй учредитель - Cengart Financial - глава комитета кредиторов и крупнейший кредитор Закарпатполиметаллов. Компания несколько лет судилась с КРК времен Бредыхина, обвиняя ее в хищении активов.
В апреле 2019-го Cengart созвала комитет кредиторов, который выбрал Gofer Mining инвестором и добилась запуска процедуры санации (оздоровления) Закарпатполиметаллов.
Кто стоит за этой компанией?
Gofer Corporation торгует агропродукцией, металлами и минералами из постсоветских государств, сообщает компания на своем сайте. В Украине ее представляет Александр Маштепа. В 2012 году он фигурировал в деле о рейдерском захвате киевского универмага Украина. Еще один фигурант той истории - Дмитрий Зайцев, полный тезка руководителя Cengart Financial INC. В 2014-м Человек с таким же именем и фамилией был одним из руководителей организации "Патриотические силы Донбасса" Александра Ходаковского, следует из Единого государственного реестра.
Что у кого есть?
У Avellana Gold Ltd - лицензия на добычу, которую Госгеонедра выдали Карпатской рудной компании.
Gofer Corporation благодаря решению суда может попытаться восстановить права на активы Закарпатполиметаллов, которые были проданы Карпатской рудной компании.
Без двух "переменных" – активов и лицензии, ни одна из компаний на Мужиевском месторождении работать не сможет.
В Avellana Gold Ltd не считают себя связанными с активами ЗПМ. "Этот вопрос связан с судебными разбирательствами между ЗПМ и бывшим руководством КРК. На момент покупки нами активов КРК на площади месторождения уже росли многолетние кустарники, невозможно было найти ни одной металлической детали, - рассказывает Смолин. - В 2018 году мы заново арендовали землю, чтобы в рамках экологического проекта максимально извлечь все металлы из отвалов в ближайшее время".
По словам Смолина, переговоры с Gofer Corporation не ведутся и не планируются. О ее планах вкладывать в Мужиевское месторождение в Avellana Gold узнали из СМИ.
"Это мошенническая деятельность псевдоинвестиционных компаний. Мы видим те же фамилии, что и во время истории захвата универмага Украина. Схема работы сводится к получению контроля над долгами, а дальше идут разные вариации вымогательств от законных собственников. В любом правовом государстве это было бы невозможно", - считает Смолин.
Связаться со второй стороной LIGA.net не удалось. Сообщения, адресованные Gofer Mining PLC и Gofer Corporation на email, указанные на их сайтах, автоматически возвращаются.
Повышенный интерес инвесторов к украинскому месторождению золота можно понять. Золото – остается самым популярным в мире драгметаллом. С середины 2018-го его стоимость неизменно растет.
В сентябре октябре на Лондонской бирже металлов оно торговалось около $1200 за унцию (31,1 г), сейчас - $1280.
Потому, кажется, новая борьба за украинский золотой запас только набирает обороты.