Замминистра финансов: Наша главная цель - ускорить реформу ГФС
Министерство финансов обещает новую налоговую реформу этой осенью. Правительство хочет изменить принцип работы ГФС, сократить давление на предпринимателей, объединить реестры по возмещению НДС. Поможет ли это предпринимателям? Для беседы с Минфином ЛІГА.net спросила у представителей бизнеса и экспертов, что они хотят знать о будущей налоговой реформе. На вопросы экономистов, юристов, банкиров, руководителей крупных аграрных и IT-компаний отвечает курирующий налоговую сферу замминистра финансов Евгений Капинус.
- На какой стадии находится разработка налоговой реформы?
- На прошлой неделе мы презентовали предварительные изменения в Налоговый кодекс. Изменения наработала рабочая группа. Кроме Министерства финансов в нее вошли представители бизнеса, Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты, общественных организаций, депутаты, эксперты. По результатам общей работы был сформирован пул предложений от всех участников, и эти предложения были проработаны и изложены в едином документе. Мы надеемся, что за несколько недель мы его доработаем. С учетом всех окончательных предложений этот законопроект мы представим в сентябре в Кабинете министров.
- Назовите ключевые пункты будущей реформы. Предусматривается ли пересмотр ставок?
- В законопроекте, который разрабатывается, не будет пересмотра ставок. На сегодняшний день уже есть законопроект, поданный в Кабинет министров, который предусматривает индексацию ставок.
Наш законопроект направлен на создание комфортных и упрощенных условий ведения бизнеса. Частые изменения налогов, их размеров отрицательно влияют на бизнес. Общаясь с бизнесом, мы видим, что главная проблема - администрирование налогов. Главный упор должен быть сделан на упрощение системы, уменьшение затрат времени и финансов бизнеса в процессе обслуживания налогов.
Если четко определить элементы, на которых будет базироваться реформа, то, во-первых, должна меняться сама структура работы ГФС. Мы планируем убрать с районного уровня ее контролирующую функцию, районный уровень должен заниматься исключительно предоставлением услуг. Функция контроля перейдет на областной уровень.
Будет сокращен штат налоговиков. У инспекторов будет меньше времени и возможностей посещать бизнес с проверками.
Вместе с тем мы считаем, что необходимо существенно улучшить работу электронного налогового кабинета. Для этого на законодательном уровне будет утверждена возможность общаться с налоговой дистанционно, начиная с обмена письмами и заканчивая возможностью предоставлять всю отчетность, платить или корректировать налоги.
Кроме этого, мы планируем упростить и сделать прозрачным администрирование НДС. Реестры по возмещению НДС объединят в один. В нем появится информация как о порядке возмещения, так и о фактическом возмещении, чтобы бизнес мог сам контролировать этот процесс.
Также мы предлагаем перенести базу данных ГФС в Минфин, чтобы исключить возможность неправомерного корректирования информации в ней. Мы сможем контролировать и не допускать внесения дополнительной информации в базы, на что сегодня особенно много жалоб.
- Как Министерство относится к перспективе введения налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль? Собираетесь ли вы его внедрять в рамках предстоящих изменений?
- Здесь есть определенные риски. Объясню почему. Во-первых, по нашим подсчетам, это увеличит дефицит в бюджете примерно на 30-40 млрд грн, и, соответственно, нужно искать компенсаторы. Во-вторых, сам бизнес отказывается от этой идеи. В частности, иностранный бизнес считает введение налога на выведенный капитал нарушением конкуренции. Мы не уверены, что введение этого налога значительно упростит администрирование.
Однако мы постоянно ищем альтернативные подходы, которые бы позволили стимулировать рост бизнеса с меньшими потерями. Одной из таких альтернатив, на наш взгляд, является ускоренная амортизация. Это предложение как раз нацелено на то, чтобы бизнес был заинтересован реинвестировать средства. Отличие этого механизма от налога на выведенный капитал в том, что последний дает определенные возможности сохранения средств, но не говорит о том, что эти средства должны быть реинвестированы. Государство заинтересовано именно в этом. Поэтому на данном этапе мы прорабатываем вариант введения ускоренной амортизации для того, чтобы стимулировать инвестиционную составляющую.
- Кто главным образом принимает участие в разработке законопроекта - Минфин или комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики?
- Я не могу сказать, кто больше принимает участие, потому что у нас еще есть представители бизнеса, эксперты, которые также задействованы в процессе.
- Когда будет ясность со ставками налогов, акцизов и ренты на 2017 год? В прошлом году об этом стало известно в декабре.
- Как я уже сказал, мы подали в Кабинет Министров законопроект, который предусматривает индексацию налогов и акцизов на уровень инфляции. Но я откровенно хочу сказать, что сейчас длится бюджетный процесс и наша задача - собрать необходимые налоги без давления на бизнес. Мы стараемся выполнить эту задачу на реальной налоговой базе. Поэтому на сегодняшний день мы еще только рассматриваем возможности повышения акцизных налогов, в случае если у нас возникнет критическая ситуация и не будет возможности урегулировать проблему дефицита бюджета другим путем. На данном этапе мы надеемся, что ограничимся только индексацией по уровню инфляции, но я гарантировать ничего не могу. Сегодня ведутся активные дискуссии и о сокращении расходов как социальной сферы, так и других сфер. В ближайшее время мы сможем на этот вопрос дать более четкий ответ.
- Есть два показательных случая. Крупные международные компании - Киевстар и Филип Моррис - недавно попали в поле зрения ГФС. Сумма штрафов в общей сложности может составить 5 млрд грн. Каждая из компаний открыто высказывала свою позицию, аргументируя законность своих действий. Помимо потерь компаний, страдает инвестиционная привлекательность Украины. Бизнес жалуется, что ГФС работает по-старому.
- Да. Вы правы. Это очень показательные случаи. Поэтому наша главная цель сейчас ускорить реформу ГФС. Результатом этой реформы должен быть реальный эффект, ощутимый для бизнеса. Касательно ситуации с компаниями Киевстар и Филип Моррис, Минфин полностью поддерживает их позицию.
- Минфин недавно представил KPI для ГФС. Считаете ли вы, что они действительно помогут улучшить работу фискальной службы, и кто именно будет оценивать результаты?
- Я уверен, что KPI имеют чрезвычайное значение в работе фискальной службы. Любой работник заинтересован в том, чтобы его работа была оценена хорошо. К сожалению, значительное количество проблем в работе ГФС обусловлены тем, что основным критерием оценки качества работы до недавних пор был сбор налоговых поступлений. Мы получали много критики в сторону налоговиков, это негативно отражалось на работе ГФС. Мы пытаемся изменить критерии оценки их работы. Они будут базироваться прежде всего на качестве работы ГФС. В частности, насколько оперативно и быстро они выполняют те или иные обязанности. Мы будем оценивать качественные характеристики работы. Надеемся, что к оценке подключатся не только госслужащие, но и предприниматели. Я думаю, этот процесс будет тем стимулом, который заставит поменять отношение наших сотрудников ГФС к своей работе.
Читайте также: Простые решения. Какой должна быть налоговая реформа
- Если ГФС не будет справляться с требованиями, какие меры будет предпринимать Министерство финансов?
- Будут определенные критерии оценки работы ГФС, по результатам оценки будут предприниматься соответствующие меры. Я абсолютно убежден, что ГФС должна обновляться на конкурсной основе. И мы должны более активно ориентироваться на проведение изменений в системе. Если не будет соответствующих изменений согласно KPI, то это станет основанием для смены состава ГФС, привлечения людей, которые будут должным образом выполнять доведенные показатели.
- В проекте налоговой реформы есть пункт, который предусматривает отмену налоговой милиции и создание фискальной полиции. Бизнес опасается, что такое решение приведет лишь к переделу сфер влияния.
- В первую очередь необходимо оценивать, каким будет новый орган и его полномочия. Мы надеемся, что структура, которая будет создана, позволит привлечь к работе на конкурсных основах новых людей. Важно то, что она не будет силовой. Она будет аналитической. Исходя из того, что их основная задача будет заключаться в формировании аналитики, у них не будет возможности давить на бизнес. Это должна быть структура нового качества.
- Недавно вступил в силу новый порядок передачи материалов в налоговую милицию. Есть уже первые результаты? Уменьшается количество возбужденных уголовных дел?
- Прошло слишком мало времени, чтобы оценивать результаты, но со временем эту оценку должен давать бизнес. Мы надеемся, что основание для возбуждения уголовных дел только по факту доказанного преступления или доказанного злоупотребления уже является значительным прогрессом в работе ГФС. До этого была возможность за любое правонарушение, даже не доведенное до какого-то логического завершения, возбуждать дела, что давало ГФС возможность злоупотреблений. В прошлом году было возбуждено 1700 дел, а по факту доказано лишь 50.
- Есть ли в планах реформирование Министерства финансов с учетом того, что его роль в рамках налоговой реформы будет возрастать?
- Конечно. Я уверен, что реализовывать те функции, которые мы предлагаем в законопроекте, фактически невозможно в рамках действующей системы. Определенный ресурс, который есть сейчас в ГФС, должен перераспределиться, и мы также должны привлечь новых людей. В Минфине должны быть созданы новые подразделения на конкурсной основе. Я надеюсь, что это даст нам возможность обновить кадровый состав и привлечь более качественных специалистов.
- В проекте реформы есть пункт об объединении реестров по возмещению НДС. Когда ожидаете завершения процесса?
- Объединить реестры можно только после того, как будут внесены соответствующие изменения в законодательство. То есть после принятия проекта.
- Каким образом будет меняться система налогообложения для аграрного бизнеса в ближайшие 3-5 лет?
- С 1 января 2017 года должно быть приостановлено действие льготного режима налогообложения для аграриев. Чтобы компенсировать значительные изменения, аграриям будет предоставляться прямая помощь. Механизмы этой поддержки еще прорабатываются. Сейчас продолжаются дискуссии, этот вопрос еще открыт. Но я считаю, что льготный режим налога на добавленную стоимость для аграриев должен закончиться.
Читайте также: Андрей Гундер: Коррупция - это рак, который убивает экономику
- Опишите перспективы таможенной реформы и, в частности, единого окна, которое с недавних пор заработало.
- Перспективы - это сокращение времени на проведение операций на таможне и затрат для бизнеса, который совершает эти операции, формирование более прозрачной системы, которая бы не давала возможности совершать коррупционные действия. Ожидаем позитивных результатов. Мы уже видели, что ряд операций в указанной системе были проведены, успешно срабатывает принцип молчаливого согласия. Если на протяжении четырех часов нет реакции от контролирующего органа, это означает, что транзакция проведена. Я думаю, это сократит возможности для коррупции и влияния контролирующего органа на бизнес.
Кроме того, чтобы бороться с контрабандой, сегодня внедряется так называемая черная сотня, которая будет предотвращать коррупцию на таможне. Также правительством принято решение о внедрении межрегиональных таможенных постов, которые будут оперативно временно заменять действующие. Это позволит нам поставить новых людей.
Но эти мероприятия не решат всех проблем. Поскольку требуют, в частности, существенного усовершенствования IT-системы.
- Предусматривает ли налоговая реформа отмену авансовой уплаты акцизного налога для производителей алкогольных и табачных изделий?
- Это сложный вопрос, поскольку мы, с одной стороны, прекрасно понимаем, что, к сожалению, действующая система не является рыночной, в большинстве стран такой системы нет. Но мы также прекрасно понимаем, что сегодня на указанной системе в значительной степени обеспечивается наполнение доходной части государственного бюджета. Отменить сразу мы это не сможем.
- Как вы относитесь к инициативе по возврату налога на упаковку?
- Введения такого налога недостаточно для решения всех проблем в этой области. В любом случае мы сейчас должны ориентироваться на внедрение системы, которая бы снимала проблемы с переработкой упаковки. Чтобы мы наверняка знали, что эти деньги являются целевыми и использованы именно на решение этих задач.
- Бизнес недоволен, что нет понимания, кто и в каких случаях должен платить акциз с розничной торговли топливом. Говорят, ДФС в своих индивидуальных налоговых консультациях трактует законодательство по-разному.
- Во время обсуждения изменений в Налоговый кодекс Минфин предлагает дать определение, что акцизный налог возникает в любом случае при отгрузке топлива от лица, которое является плательщиком акцизного налога, лицу, которое не является таковым. Реализация этого предложения позволит предотвратить возможность уклонения от уплаты акцизного налога.