Подарок на День рождения Злочевскому от НАБУ, или История взятки в $6 млн

Как стать миллионером на сумасшедшей взятке. Опыт министра, налоговика и агента НАБУ







Подарок на День рождения Злочевскому от НАБУ, или История взятки в $6 млн
Как стать миллионером на сумасшедшей взятке. Опыт министра, налоговика и агента НАБУ
Большой куш
Три чемодана со стодолларовыми купюрами, которые следователи пересчитывали 12 часов подряд. Так выглядит крупнейшая взятка в истории Украины за остановку уголовного дела (фото ниже).

О баснословной взятке стало известно 12 июня, когда Специализированная антикоррупционная прокуратура заявила о попытке подкупа руководителей САП и НАБУ Назара Холодницкого и Артема Сытника.

Им готовились заплатить $6 млн за закрытие уголовного производства против экс-министра экологии времен Януковича Николая Злочевского. При передаче трех чемоданов с деньгами был задержан посредник - уже отстраненный от должности первый замглавы ГФС Киева Николай Ильяшенко (в налоговой он отвечал за координацию и мониторинг возмещения НДС).
За шестизначную сумму следователи и прокуроры должны были закрыть последнее дело, в котором Злочевский имел статус подозреваемого. Он был числе фигурантов уголовного дела о незаконном завладении деньгами стабилизационного кредита НБУ. Речь о 800 млн грн, выданных в 2013 году банку-банкроту "Реал Банк", подконтрольному на тот момент сбежавшему в Россию бизнесмену Сергею Курченко.

Остальные уголовные производства против экс-министра и его компаний были закрыты в 2016-2017 годах. В том числе, о незаконном обогащении Злочевского на $35 млн, причастности к незаконной выдаче лицензии на разработку недр, уклонению подконтрольными ему компаниями от уплаты налогов и прочее.

Вместе с Ильяшенко детективы НАБУ задержали двух сообщников: Андрея Кичу, экс-директора юротдела компании Burisma (подконтрольная Злочевскому) и экс-начальницу организационно-распорядительного департамента ГФС Елену Мазурову. Обоих глава НАБУ Сытник назвал "доверенными лицами Злочевского".

Еще один соучастник преступления, официально не назван. Это сотрудник Офиса Генпрокурора, который отслеживал в реестре досудебных расследований статус Злочевского в уголовных производствах против команды экс-президента Януковича.
Подарок на День рождения
С момента первого разговора до факта передачи денег прошло всего 11 дней. Стремительность событий, по мнению Сытника, связана с датой: по его словам, закрытие дела должно было стать подарком на день рождения для Злочевского (14 июня). Это позволило бы ему вернуться в Киев из Объединенных Арабских Эмиратов, где экс-чиновник живет в последнее время.

Ильяшенко действовал через внештатного агента НАБУ Евгения Шевченко. На него налоговик вышел 1 июня, сообщив о готовности его знакомых предложить $1 млн за перевод дела Злочевского в Нацполицию. Второй вариант предполагал закрытие уголовного производства в НАБУ. За эту услугу спецагенту предложили $2 млн.

«Раньше практика передачи наших дел в другие органы широко использовалась. Например, дело VAB банка. После этого эти дела закрывались при имитирующих обстоятельствах, - объяснял Сытник журналистам 13 июня. - Но после отказа было предложено $5 млн и закрытие до 14 июня... - ко дню рождения Злочевского».

Следующие десять дней стороны обсуждали условия и согласовывали все формальности.

В комментарии LIGA.net Евгений Шевченко уточнил, что в последний день Ильяшенко с ним поделился новостями: Злочевский решил повременить с приездом и не спешить на свой день рождения, опасаясь возможных неприятностей в Украине.

«Он хотел повременить два - три месяца, пока все не уляжется», - рассказывает агент НАБУ.

Но договоренность оставалась в силе. Передача денег произошла вечером 12 июня в подземном паркинге офиса ГФС в Киеве на улице Шолуденко 33/19.

«Сначала туда заехал микроавтобус с охраной Злочевского, которая привезла $6 млн, потом я спустился с Ильяшенко – мы пересчитали деньги и вернулись в его кабинет», - рассказывал он в интервью одному из телеканалов.

Вместе с Шевченко в кабинете столичного налоговика были Андрей Кича и Елена Мазурова, «которые должны были засвидетельствовать закрытие дела», говорит тайный агент НАБУ.

За $5 млн злоумышленники требовали полностью закрыть уголовное дело (якобы из-за отсутствия состава преступления) - с внесением изменений в электронный Единый реестр досудебных расследований [ЕРДР].

В итоге дело «закрыли» фальшивым изменением в ЕРДР, которое прописали в постановлении с личной подписью руководителя САП, говорит Сытник.

Без сюрпризов не обошлось. По словам Холодницкого, изменения в досудебном реестре злоумышленники контролировали через сотрудника в Офисе генерального прокурора. По данным издания Цензор. Нет, речь идет об Ирине Бакай - начальнике управления организационного обеспечения ЕРДР в ГПУ.

«Мы удивились, что именно по этому делу в период, когда происходили следственные действия, в Офисе генпрокурора с флешки одного из работников (прокуратуры - Ред.) был онлайн-мониторинг ЕРДР», - заявил Холодницкий на брифинге 13 июня. - Я надеюсь, генеральный прокурор умеет проводить служебные расследования и сообщит обществу, есть ли в этом состав правонарушения».

Согласно данным Цензора, факт выполнения сделки подтвердил телефонный звонок одному из ее участников. Получив подтверждение, Шевченко и Ильяшенко спустились в паркинг и перегрузили два чемодана с $5 млн в автомобиль агента НАБУ.

«Ильяшенко сообщил [Шевченко], что в сумках с деньгами находились не $5, а $6 млн. Один из них предназначался Ильяшенко и другими участникам сделки, - заявил прокурор на заседания суда. – Сумку с оставшимися деньгами он оставил в своем служебном авто».

По данным следствия, налоговика задержали при попытке выезда Шевченко из паркинга. Ильяшенко оказал сопротивление: при задержании он попытался сбежать, выхватив пистолет. Но сдался, после того, как в паркинг ворвался отряд спецназа НАБУ.

«Мой клиент испугался, он подумал, что это нападение. Когда он понял, что к нему подошел сотрудник правоохранительных органов, он перестал препятствовать (задержанию)», - объясняла поведение Николая Ильяшенко его адвокат Вероника Зарубицкая.
Последнее дело Злочевского
Подозрение Злочевского в хищении средств стабкредита для Реал банка - это одна из веток большого расследования афер Сергея Курченко (бизнесмен близкий к семье Виктора Януковича). Курченко подозревается в отмывании денег и завладении чужим имуществом.

Уголовное производство, которое пытались остановить взяткой «от Злочевского», начато в ноябре 2014 года по факту завладения и растрат топ-менеджментом Брокбизнесбанка и Реал банка в 2013 - 2014 годах государственными и банковскими деньгами в особо крупных размерах, легализации доходов.

В рамках этого же уголовного производства прокурор Константин Кулик минувшей весной сообщил о подозрении экс-главе АПУ Борису Ложкину, экс-главе НБУ Валерии Гонтаревой, замглавы АПУ Алексею Филатову и Злочевскому.

В конце года Генпрокуратура передала расследование в СБУ, но через месяц остановила производство. В связи с розыском Злочевского. В феврале прокуратура перевела дело с СБУ в НАБУ. Но возобновилось оно лишь после 14 мая, когда Высший антикоррупционный суд по ходатайству адвоката Филатова реанимировал расследование.

В чем подозревают бывшего соратника Януковича? История уголовного дела берет начало в 2003 году, когда ООО «Инфокс» в результате санации получила контроль над ООО «Херсоннафтопродукт», которой принадлежал Херсонский нефтеперевалочный комплекс.

Инфокс, которую АМКУ связывает с компанией Burisma, «действуя в сговоре с неустановленными лицами» заключила неформальную сделку: на базе активов Херсоннафтопродукт они создали ООО «Херсонские нефтепродукты».

Первая - в сентябре 2003 года внесла в ее уставной капитал собственные активы стоимостью 9 млн грн: нефтеперевалочный комплекс, нефтегавань и АЗС; вторая - должна была внести более 28 млн грн, увеличив ее капитал до 38 млн грн. Так, компания, связанная со Злочевским получила 76% в новосозданной ООО.

В отличие от партнера, фирма из орбиты Злочевского свою часть сделки выполнила не полностью. Согласно расследованию ГПУ, Инфокс внесла в уставной фонд предприятия лишь 30% от необходимой суммы, то есть 8,7 млн грн, после чего перепродала свою долю подконтрольной себе компании ООО «Укрспецтранс».

Через семь лет, в декабре 2010 года, Инфокс продала перевалку и нефтегавань «Всеукраинскому промышленному союзу». Стоимость сделки не раскрывалась, но как удалось узнать ГПУ, стороны сошлись на более 2,83 млн грн.

Продажа была чистой формальностью. Согласно расследованию ГПУ, у обеих компаний был общий учредитель - ООО «Бриллиант спирит Украины», чей бенефициар Stemp Leasing Ltd за месяц до сделки продал свою долю в «Союзе» ООО «Остро». Ее владельцем в госреестре числится оффшор Vestorgia Holdings Ltd, который принимал участие в схемах и махинациях Сергея Курченко.

Именно Херсонскую нефтебазу в 2013 году «Всеукраинский промышленный союз» указал в качестве залога для стабилизационного кредита от НБУ для Реал Банка на 800 млн грн.

Кредит выдавался на два года - до ноября 2015 года, однако в итоге так не был возвращен. Следствие полагает, что при заключении договора о предоставлении стабкредита «Союз» существенно завысил стоимость залогового имущества.

Нацбанк из-за открытых уголовных дел против Курченко так не смог взыскать с бизнесмена залоговые активы.
Дружба по разные стороны баррикад: «Я увидел его вторую натуру»
Громкого задержания не состоялось бы без господина Харченко. Под этой вымышленной фамилией в материалах дела о взятке на $6 млн скрыто настоящее имя агента НАБУ Евгения Шевченко. Он выступил «посредником» в передаче денег от представителей Николая Злочевского правоохранительным органам.

Для Евгения это уже не первое громкое дело, где он работал под прикрытием. До этого агент НАБУ «засветился» в деле одесского бизнесмена Вадима Альперина, который якобы был готов передать через Шевченко $1 млн за снятие ареста со своих счетов. А позже – вел негласное наблюдение в деле о махинациях в Укроборонпроме.

Почему такой «шлейф» не отпугнул представителей Злочевского? В разговоре с LIGA.net Шевченко поясняет, что знаком с топ-руководителем киевской налоговой Николаем Ильяшенко почти четыре года и за это время у них сложились теплые дружеские отношения.

Причем о том, как состоялась их первая встреча можно узнать из новостей. В декабре 2016 года «Слідство.інфо» опубликовало сюжет о внушительных активах первого замначальника киевской налоговой Николая Ильяшенко. Журналисты насчитали у его семьи 11 квартир и свыше 1000 кв.м. нежилых помещений.

Комментарии о подозрительном богатстве чиновника журналистам-расследователям тогда давал именно Евгений Шевченко. Правда, не в роли агента спецслужб, а как активист Автомайдана, который заинтересовался «миллионами» налоговика.

Доходы Ильяшенко вызывали недоумение у Шевченко настолько, что он решил узнать об их происхождении непосредственно у чиновника. Он добился приема замглавы киевской налоговой и во время встречи потребовал от Николая Ильяшенко написать заявление в НАЗК и НАБУ с просьбой проверить декларацию.

Налоговик якобы согласился и пообещал показать посетителю копию этих заявлений. «Он записал мой номер телефона, но, к сожалению, так и не позвонил», — уточнял Шевченко журналистам.

В комментарии LIGA.net агент НАБУ рассказал несколько иную версию разговора с чиновником.

«Он (Ильяшенко – Ред.) рассказал, как его семья заработала свои миллионы, как начинался бизнес супруги, сколько декларировал, показал документы… То, что я увидел – задекларированные доходы – действительно позволяли приобрести те активы (11 квартир и свыше 1000 кв м нежилой недвижимости)», - вспоминает Шевченко.

Этот день стал решающим для будущего агента НАБУ и налоговика. С тех пор между ними завязались дружеские отношения, которые подпитывались общими интересами. Дословно, их объединяли приверженность к трезвому образу жизни, страсть к автомобилям «Mercedes», любовь к Крыму (Ильяшенко оттуда родом, а Шевченко – заядлый турист).

Было ли сложно перечеркнуть отношения и участвовать в негласных действиях против своего друга? Словами Шевченко, он не ожидал от товарища такого поступка (участие в подкупе следователей и прокуроров).

«Внезапно я увидел его вторую натуру», - Шевченко рассказал, что налоговик просил его содействовать в закрытии уголовного производства против Злочевского, но в будущем рисовал перспективу открытия новых дел (в отношении беглого экс-министра и его окружения).

«Мол, в их деятельности много других пробоин, он будет давать дела и можно будет обилечивать…», - пересказывает услышанное спецагент НАБУ. – «Это крайне низко и цинично».

Шевченко признал, что его карьера агента “под прикрытием" подходит к концу – он стал слишком узнаваем. С другой стороны, если расследование закончится судебным приговором, в дальнейшей работе у него не будет острой необходимости.

Согласно закону о разоблачителях коррупции, вступивший в силу с 1 января, Евгению Шевченко будет положено 10% от коррупционного платежа – $600 000. Таким образом, он может стать первым, кто получил такое вознаграждение. Остаток из $6 млн пойдет в государственный бюджет
Позиция защиты
LIGA.net попросила о комментариях адвоката Николая Ильяшенко Веронику Зарубицкую.

По ее словам, все действия Евгения Шевченко в истории со взяткой воспринимаются защитой как провокация.

“К господину Холодницкому у нас нет доверия. Он сначала рассказывает на всю страну о чуть ли не преступной деятельности Шевченко и его вызывающих вопросы отношениях с НАБУ, а потом привлекает его для контроля за совершением преступления в рамках уголовного производства", - добавляет адвокат.

По словам Зарубицкой, есть явный конфликт интересов в том, что Холодницкий входит в состав группы прокуроров, может ее создавать и изменять, и является лицом, которому якобы предназначалась взятка (что дало основание НАБУ переквалифицировать деяния моего подзащитного на ст. 369 ч. 4 УК Украины).
Что грозит "помощникам" Злочевского?
По факту происшествия детективы САП возбудили уголовное дело по части 4 статьи 369 Уголовного кодекса Украины (предложение взятки). "Эта статья предполагает от пяти до 10 лет лишения свободы с конфискацией/или без конфискации имущества", - объяснил 13 июня глава НАБУ Сытник.

Суд уже заключил под стражу подозреваемых с правом выйти на свободу под залог. Например, Андрея Ильяшенко арестовали с правом внесения 84 млн грн залога, для Елены Мазуровой сумма залога составила 120 млн грн. Легче всех отделался Андрей Кича. Суд отправил его под арест с правом внесения залога в 40,3 млн грн.

15 июня Высший антикоррупционный суд сообщил, что за Кичу внесли залоговую сумму. Это значит подозреваемый будет освобожден из под стражи, но до суда ему нельзя покидать территорию Киева и он должен носить электронный браслет.
Текс: Заика Богдан, Федр Орищук
Редактор: Борис Давиденко
Фото: пресс-служба НАБУ, страница Facebook Евгения Шевченко, Pixabay.com
Дата публикации: 16.05.2020
© 2019 Все права защищены. Информационное агентство ЛІГАБізнесІнформ.
Made on
Tilda