Портал EX.ua большинству пользователей знаком как один из крупнейших украинских файлообменников. Как ресурс планирует развиваться далее, как регулируются вопросы защиты авторских прав и проходит работа с правобладателями, в эксклюзивном интервью корреспонденту BIZ.liga.net рассказал представитель портала EX.ua Юрис Писковой.

В чем изначально была идея создания вашего портала, который сейчас в основном воспринимают, как файлообменник?

– Идея в том, что любой пользователь имеет право размещать неограниченное количество информации: хранить, публиковать и обмениваться ей. С самого начала идея заключалась не в том, что "все бесплатно", а в том, что есть возможность хранить неограниченные объемы своих данных.

Да, но пользователи далеко не всегда "заливают" в Интернет личные данные…

– У нас работает "презумпция невиновности" пользователя: по умолчанию мы считаем, что он использует наш ресурс в легальных целях. Публикация контента – это его (пользователя – прим.ред.) право и его же ответственность. Об этом прямо сказано в правилах ресурса, которые описывают требования к публикуемым файлам.

А своего контента у нас публикуется достаточно. Один из пользователей недавно съездил в Чернобыль, снял свое собственное небольшое документальное кино. По его словам, уже через 5 минут появилось множество восхищенных отзывов, несмотря на то, что документалистика – это не очень популярный раздел портала.

– Но файлообменники – это не только хранилища, это еще и способ делиться такими данными. И они не всегда "личные".

– Да, функционал площадки это позволяет. Собственно, само название EX.ua – сокращенное от "exchange".

У нас почему-то постоянно происходит подмена и путаница между понятиями "обмениваться" и "распространять". Ведь можно назвать сотни изобретений и идей, которые повышают удобство пользования Интернетом, позволяя пользователям обмениваться и делиться. Даже почтовые сервисы, предлагающие "виртуальные диски", сюда входят. Что касается распространения и пропаганды нелегальных закачек – у нас, если Вы заметили, контент не делится по жанрам или тематикам. Мы специально предусмотрели, чтобы контент на EX не индексировался поисковыми системами, такими как "Google", чтобы найти некий файл через поиск не представлялось возможным. Это сделано, прежде всего, чтобы файлы, локально размещенные на EX, могли быть найдены только внутри ресурса.

Кроме того, мы постоянно ведем работу с теми, кто заинтересован в том, чтобы прекратить распространение камрип-копий файлов.

EX.UA: Правообладателям нужно перейти от угроз к переговорам

– По вашим правилам, "все размещенные на ресурсе EX.ua материалы (файлы) считаются собственностью разместивших их пользователей до тех пор, пока не будет оснований считать иначе". И эти основания – это?

– Обращение к нам правообладателя, подкрепленное документально. Если с документами все в порядке, мы пересылаем жалобу пользователю или же правообладатель может связаться с ним напрямую. Мы можем закрыть контент, если видим веские основания, или же дать правообладателям права администрирования на ресурсе. Правообладатели могут закрыть свой контент, но они также могут продавать его через портал – загрузить на серверы EX, ввести систему оплаты.

Понимаете, объемы, "файлооборот" у нас таков, что практически невозможно разбираться в миллионах файлов, у которых достаточно часто даже четкого названия нет. За десять минут, которые будут потрачены на выяснение происхождения десятка файлов, будет подгружена еще сотня.

Кстати, хотел бы отметить, что тон крупных правообладателей и их представителей по отношению к нам постепенно "теплеет", становится все более дружелюбным. Они начинают понимать, что за этой моделью распространения контента будущее, и что надо учиться работать с файлообменниками.

– EX – пока еще полностью бесплатный ресурс. Как он будет трансформироваться со временем?

– Он уже трансформируется, расширяется функционал, но не все пользователи "в курсе" насчет уже существующих возможностей. Например, у нас предусмотрено создание групп. Любой пользователь, зайдя под своим паролем, может создавать клоны EX всередине самого ресурса. Может создавать "группы по интересам" – многие пользователи этого просто не знают, а когда узнают, создают себе группы, которые достаточно быстро разрастаются, они очень удобны для профессиональных сообществ – представителей банков, дизайнеров, разработчиков ПО...

Они закрыты извне? Вступить можно только по инвайтам?

– Нет. Если вы являетесь основателем группы, то все пользователи группы видят и обмениваются только теми файлами, которые находятся внутри нее. Соответственно, эта информация доступна только группе пользователей, ее администрирующих. Как правило, это связано с желанием участников группы иметь тематические разделы, выделенные в основном комьюнити. Как правило, это профессиональные группы или группы по интересам.

Несколько раз появлялась информация о том, что EX или часть его сервисов – более удобная навигация, разбивка по жанрам – может стать платным.

– Знаете, наш проект – это своего рода лаборатория, мы постоянно думаем над новыми возможностями, обсуждаем их с пользователями.

– Вы ранее говорили, что пользователи морально готовы к тому, чтобы платить за контент.

Возьмем, например, игры от "Alawar Entertainment". Игры уже размещены, отрисован интерфейн, все работает. Можно было бы уже ввести оплату, и пользователи даже готовы платить. Но вопрос в том, как эту оплату взимать?

– Вы разрабатываете какое-то свое платежное решение?

Да. О нем расскажу немного позднее. Сейчас мы, с одной стороны, договариваемся с правообладателями, пытаемся выстроить совместную стратегию на ближайшее время. И с другой – занимаемся расчетами, потому что, для того, чтобы пропускать увеличивающийся трафик, просто не хватает емкости.

– То есть, разговариваете с Интернет-провайдерами?

Естественно.

– А с кем конкретно?

Со всеми. Начиная с крупных, потому что у них больше возможностей.

– С какой стороны файлообменник может заинтересовать провайдера?

С одной стороны есть правообладатель, с другой пользователь, с третьей – рекламодатель, с четвертой – провайдер. Можно связать всех в одну финансовую схему. Например, предложить крупному правообладателю ресурс со значительной аудиторией, дать возможность размещать там очищенный контент. И одновременно предложить провайдерам платить за каждого пользователя, скажем, 5 центов в месяц: при условии крупного портала и растущей аудитории провайдеры получат трафик, рекламодатели – растущую аудиторию, правообладатели – регулярные фиксированные отчисления.

– Но здесь, опять же, поднимается тема платежной системы.

У нас есть опыт в разработке платежных систем, который был выработан еще в конце 90-х годов для других проектов. Разработки есть и они работают. Все, что надо сделать – настроить, брендировать и "вывесить" на ресурсе.

Схемы, о которых я говорил, на Западе уже запущены в действие. Многие площадки там уже работают с правообладателями, рекламодателями, провайдерами. Там лед уже тронулся. И пользователям предлагаются очень "вкусные цены" например, 1 цент за трек.

– Это вдесятеро меньше, чем на "iTunes"…

Так не нужно все мерить "айтюнсом". Если выкладывать треки по центу за штука, их будут скачивать в сотни раз чаще. Хотя в нашей стране в любом случае проблема заключается не так в цене, как в способе оплаты.

Как альтернатива - можно ввести систему подписки, с какой-то символической для пользователя месячной платой. Все равно пользователь будет обмениваться файлами по необходимости, а платить будет постоянно. Таким образом, рано или поздно это может превратиться в некий "налог" присутствия на EX, который будет перечисляться владельцам контента. Мне кажется, это все со временем придет к некоему симбиозу. Например, провайдер будет предлагать пакет с большим количеством мультимедийных продуктов, куда будут включены и файлообменные сервисы.

Кроме того, не стоит забывать о том, что правообладатели могут иметь отчисления с рекламы. В Украине этот рынок растет, и уже к середине 2012 года, по нашим прогнозам, возможности онлайн-рекламы и ее цены позволят в конечном итоге снизить стоимость платного контента, который будет предлагаться на таких площадках.

То есть, со временем, как мне кажется, в любой стране мира цена легального контента онлайн либо сильно уменьшится, либо правообладатели придут к модели подписки, к некоему "виртуальному налогу". И контент окончательно легализуется.

– Как считаете, онлайн-каналы распространения контента, в том числе, аудиовизуального, насколько влияют на "физические носители"? IFPI, например, в последнем отчете указывала, что продажи музыкальных дисков в США и Европе падают критически – "благодаря" Интернету.

Мне кажется, претензии такого сорта не совсем обоснованны. По этой логике, "Укрпочта" могла бы обвинять почту электронную в потерях клиентов и прибыли. К "Skypе" неоднократно предъявлялись такие обвинения: что мол альтернативные виды связи убьют рынок телекоммуникаций и крупные компании потеряют прибыль. Непонимание технического или научного прогресса возникает в истории человечества с какой-то завидной периодичностью. И те, кто сначала устраивают "охоту на ведьм", сжигают Джордано Бруно, но позже всегда признают свои промахи. Нам бы не хотелось стать "жертвой инквизиции" 21-го века, поэтому мы постоянно пытаемся донести свою позицию до общественности.

– На EX, рядом с возможностью загрузить файл или просмотреть/прослушать онлайн, есть еще и опция "торрент". Что имеется в виду?

Часто торрент олицетворяется с неким понятием "пиратской бухты", но это ведь всего лишь программа, позволяющая многим пользователям обмениваться файлами в сетях где такой обмен ограничен. Это просто еще одна удобная технология. И она должна быть на файлообменнике.

Мы пытаемся создать ассортимент: есть продвинутый пользователь, ему удобнее пользоваться торрентом, есть обычный пользователь, которому удобно нажать одну кнопку и скачать, или просмотреть видео в стриме.

– Сколько пользователей у портала на данный момент?

Статистику по просмотрам файлов, по пользователям, по аккаунтам мы не собираем. Это, в первую очередь, хранилище. Каждая учетная запись это как личный сейф, и мы в него не лезем, не пытаемся контролировать личные данные пользователя.

Кроме того, неясно, как подсчитывать аудиторию: один пользователь может зайти с пяти различных IP за сутки, есть динамичные IP… Уникальных IP может быть 5 млн. в месяц (я не говорю, что это наша аудитория, это скорее пример), в день посетителей может быть намного больше – до 20 млн. Мы заметили, что довольно большая аудитория с других зарубежных трекеров и файлоообменников переориентируется со временем на украинские ресурсы.

– Аудитория, какого бы размера она не была, все же есть, возможно, планируете развивать дополнительные опции, вроде соцсетей, чатов…

Концепция самого сайта была создана еще 2 года назад, она уже тогда подразумевала такие методы и способы общения. Дополнительный функционал, видеочаты, звонки, все упирается, как я уже говорил, в трафик. У нас есть, например, собственная разработка, флеш-приложение, с помощью которой пользователи смогут общаться друг с другом в онлайне. Надо сказать, зарегистрированные пользователи видят намного больше опций. Для обычных пользователей, собственно, открыт только поиск по файлам.

Кстати, оплата, которая может взиматься и отчисляться владельцам контента, в любом случае не должна касаться пользовательского контента. Поэтому нам кажется более приемлемым вариант, когда пользователь будет оплачивать какой-то дополнительный функционал. А, соответственно, плата за контент вводится только тогда, когда такой контент будет размещен легально непосредственно его владельцем или авторизованным представителем.

Привлеченные от оплаты средства смогут в дальнейшем компенсировать убытки правообладателей и приносить прибыль, потому что их контент привлечет еще большую аудиторию пользователей, которые смогут потреблять дополнительные сервисы и рекламу – продукты, на которых можно зарабатывать.

– Говоря о заработке, сколько проект зарабатывает сейчас, кто инвестирует в его развитие?

EX сейчас ведет работу по привлечению стратегических инвесторов не только на территории Украины, но и Восточной Европы. Такими инвесторами могут быть и сами правообладатели. Они уже интересуются этим проектом, нашей тактикой, стратегией, поскольку видят, что мы идем к легализации фалоообменных технологий и выстраиваем новые отношения с правообладателями.

Только неделю назад мы были на выставке Midem в Каннах. Это ежегодная международная выставка, в которой участвуют правообладатели, продающие лицензии, треки, представляются решения для продажи и распространения контента.

Там мы познакомились с разработчиками очень многих проектов, которые были "серыми", но легализировались. В Европе правообладатели давно обратили внимание на те возможности, которые предлагают Интернет-площадки. И говоря о цивилизованных моделях взаимодействия: мы подошли к стенду "YouTube", спросили, как они взаимодействуют с правообладателями. Оказалось, так же как и мы: есть пользовательский контент, в случае, если появляются обоснованная претензия – этот контент закрывается.

Кстати и Украина, и Россия на этой выставке почти не представлены и в будущем году мы планируем масштабно представить Украину.

Тем более, что уже в этом году, скорее всего в Украине активизируется деятельность по защите авторских прав и мы бы хотели участвовать в этом процессе, разговаривать со всеми заинтересованными сторонами. Тем более, что нас уже привлекают в качестве консультантов и технических экспертов по обмену контентом.

Мы отнюдь не заинтересованы в ярлыке "пираты", мы просто хотим, чтобы правообладатели перешли наконец от угроз к переговорам и совместной работе.

Ольга КАРПЕНКО

Интернет: подборка новостей>>>