Днепропетровские бизнесмены Геннадий Корбан и Борис Филатов, которым принадлежит ТЦ Пассаж и ряд других бизнесов, заявили, что покинули Украину из-за угрозы ареста. Их политическим преследованием, по их мнению, занимается вице-премьер Александр Вилкул.

Александр Вилкул комментировать обвинения бизнесменов отказался. "Мы не будем комментировать каждое заявление в Facebook (заявление было опубликовано на странице Филатова в соцсети - ЛІГАБізнесІнформ). Вице-премьер сейчас занят, он проводит совещания по вопросам системы жизнеобеспечения страны", - отметил пресс-секретарь и. о. вице-премьера Сергей Милютин. 

Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ поговорил с Геннадием Корбаном, который сейчас находится в Израиле.  
- Из-за чего вам пришлось покинуть страну?

- Во время событий на Грушевского мы организовали трансляцию 5 канала (принадлежит оппозиционеру Петру Порошенко - ЛІГАБізнесІнформ) на экранах нашего торгового центра Пассаж в Днепропетровске. Мы также вывесили флаги Украины и Евросоюза на зданиях. После этого в трех торговых центрах отключили энергоснабжение, в том числе и резервные системы. 

Это произошло в самый разгар работы торговых центров, в 17.30, когда в лифтах, на эскалаторах находились люди. На наши вызовы МЧС, милиция и другие органы не откликнулись. Не приехала ни одна служба. Людей доставали из лифтов собственными силами.

Через некоторое время нас вызвали на допрос. Пока адвокат выяснял причины, по которым правоохранители собираются нас допрашивать, судьи выписали санкции на принудительный привод, хотя мы нигде не скрывались от следствия. Естественно мы приняли решение покинуть Украину, опасаясь ареста.

- Что вам инкриминируют?

- Мы не знаем. Очевидно, это и есть тайна следствия. Но вчера народный депутат от Партии регионов Дмитрий Шпенов фактически обвинил нас в финансировании и организации днепропетровского Евромайдана и попытках захвата местной облгосадминистрации. Это неправда. Тем более, что захватывать администрацию не имеет никакого смысла. Я думаю власть, просто ищет козлов отпущения.

- Борис Филатов обвинил в организации преследований местные власти Днепропетровской области, курируемые вице-премьер министром Александром Вилкулом. Почему вы так считаете?

- У нас с Александром Юрьевичем сложились неприязненные отношения, к сожалению. Очевидно, он таким образом решил свести счеты.

- У вас был конфликт?

- У нас была история отношений, которая, очевидно, оставила определенную неудовлетворенность. После одного интервью Вилкул обвинил нас в том, что мы его оклеветали. В такие смутные времена люди используют инструменты власти для того, чтобы свести личные счеты.

- Во времена губернаторства Вилкула Борис Филатов заявлял, что они знакомы около 15 лет и дружат. 15-летние отношения испортило одно интервью?

- Да. Наши отношения никогда нельзя было назвать теплыми, но в определенный период они были достаточно продуктивными. А после этой истории отношения были испорчены.

- У вас пытались забрать бизнес?

- Нет. Но после этих событий в наши офисы приезжал днепропетровский "Беркут", который вместе со следователями управления МВД области проводили проверку в зданиях. Мы не препятствовали, несмотря на то, что у них не было ни единого документа, разрешающего подобный осмотр.

- Они извлекали документацию?

- Нет, только осматривали здания.

- Ваши торговые центры сейчас работают?

- Да. После переговоров с компанией ДТЭК объекты достаточно быстро подключили к питанию. 

- Есть ли вероятность их закрытия?

- Надеемся, что до этого не дойдет.

- Кто управляет предприятиями в ваше отсутствие?

- Мы, дистанционно.

- На вас пытались давить через другие бизнесы, не связанные с ритейлом?

- Нет.

- Не связываете ли преследования с вашими отношениями с Игорем Коломойским?

- У меня хорошие отношения с Игорем Коломойским и Ринатом Ахметовым. Они могут быть конкурентами в бизнесе, но тем не менее мы остаемся друзьями. Эти бизнесмены точно не имеют отношения к данной истории.

- На вас пытались давить через родственников или семью?

- Пока нет.

- Рассматриваете ли вы сценарий, при котором вы прекратите заниматься бизнесом в Украине и распродадите свои активы?

- Да. К продаже активов мы подходим прагматично. Любой бизнес продается, независимо от событий в стране. Я считаю, что можно продать все, кроме близких и родины. 

- Есть конкретные предложения по приобретению ваших активов?

- Сейчас нет.

- Когда вы вернетесь в Украину? Зависит ли это от того, останется ли у власти Виктор Янукович? 

- Мне хотелось бы вернуться на родину при благоприятном развитии событий. Мы свою судьбу никак не связываем с судьбой Януковича. Я бизнесмен, всегда был аполитичен и сейчас не планирую идти в политику. 

- Какой вариант решения конфликта в Киеве  был бы приемлем для вас?

- Это должны решать политики.

- Какую развязку вы прогнозируете в противостоянии власти и людей, поддерживающих Евромайдан?

- Для Украины в сложившейся ситуации можно применить польский сценарий. Это мягкий вариант, когда власть соглашается на реформы и передает власть представителям народа. Через год или раньше назначаются выборы парламента и президента. Когда Солидарность подняла восстание в Польше, там использовался именно такой вариант передачи власти. Я не сторонник кровопролития и радикализма. И власть, и оппозиция должны быть благоразумны.

- Вы полагаете, при нынешнем президенте это возможно?

- Трудно сказать. Не знаю. В конце концов, есть парламент, группы влияния среди депутатов, и они в состоянии влиять на волю президента и высших должностных лиц.    

***

Геннадия Корбана называют специалистом по недружественным поглощениям и связывают с группой Приват Игоря Коломойского. В 2006 году так называемую группу Корбана-Филатова-Брагинского-Аксельрода обвиняли в организации рейдерских нападений и захватов имущества в Днепропетровске, которое контролировал Павел Лазаренко. Также Геннадий Корбан препятствовал попыткам захвата российским бизнесменом Максимом Курочкиным (в 2007 году он был застрелен снайпером во дворе Святошинского райсуда в Киеве) продовольственного рынка "Озерка" в Днепропетровске. В результате взрыва в октябре 2009 года погиб друг и партнер Корбана Вячеслав Брагинский, а весной 2012 года был убит еще один его партнер - Геннадий Аксельрод. На жизнь самого Корбана дважды покушались (2006 и 2009 годах). Состояние Геннадия Корбана оценивается в $153 млн.

Борис Филатов - юрист, медиаменеджер, бизнесмен. Выступал адвокатом в делах, связанных с переделом корпоративной собственности. До 2010 года был автором и ведущим оппозиционной телепрограммы "Губернские хроники" на днепропетровском региональном канале. Но закрыл ее из-за нежелания критиковать Вилкула, который тогда был губернатором Днепропетровской области. "Это человек, которого я знаю уже около 15 лет и к которому отношусь с большой симпатией. Критиковать его в эфире, даже если бы появился подходящий повод, я бы не смог по этическим соображениям, а оставлять губернатора вне критики невозможно, исходя из концепции передачи", - объяснял он тогда.

Филатов и Корбан - не первые люди, покинувшие страну из-за преследований в связи с поддержкой Евромайдана. В январе один из организаторов Автомайдана Сергей Коба уехал из Украины, опасаясь тюремного заключения. Журналист и общественный деятель Виталий Портников покинул страну после того, как в его адрес начали поступать угрозы от неизвестных.