В интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимир Клименко назвал три условия, при которых Украина сможет сделать рывок в производстве зерновых.

- Можно ли рассчитывать в 2013 году на более высокий урожай?

- При благоприятных погодных условиях можно собрать на 10 млн. тонн больше, чем в 2012 году - примерно 56 млн. тонн. У нас в последнее время каждые 5 лет урожай зерна растет на 10 млн. тонн. С 2000 по 2005 годы средний урожай был примерно 35 млн. тонн зерна, а в следующую пятилетку  вырос на 10 млн. тонн до 45 млн. тонн. Если ничего не поменяется, то в ближайшие 5 лет будет 56 млн. тонн. Это определенный предел, которого мы достигли.

- За счет чего может вырасти предложение зерна?

- В 2012 году был урожай на 10 млн. тонн ниже (46 млн. тонн), чем в 2011 году (56 млн. тонн) исключительно из-за аномально плохих погодных условий. В 2013 году ожидаются нормальная погода, мы выйдем на наш уже стабильный уровень 56 млн. тонн.

- По каким культурам ожидается прирост?

- Восстановим производство пшеницы и ячменя, а по кукурузе - увеличим. Мы только пшеницы в прошлом году 8 млн. тонн потеряли. В следующем году, я надеюсь, получим примерно 25 млн. тонн кукурузы (в 2012 году - более 21 млн. тонн), а в скором времени нарастим до 30 млн. тонн.

Цены на пшеницу будут стабильными, а, возможно, даже несколько упадут. Никто не закупает, потому что не знает, куда ее девать

- Как изменилась в этом сезоне позиция Украины в мировом рейтинге производства и экспорта зерна?

- Согласно последнему прогнозу Минсельхоза США (USDA), в 2012/13 маркетинговом году Украина заняла в мире 11 место по производству зерновых (46 млн. тонн)  и 8 место по экспорту, с объемом в 21 млн. тонн.

- Каких цен можно ожидать на основные зерновые - пшеницу, кукурузу - в ближайшие полгода? Какие факторы будут влиять на  цены?

- Так как мы уже исчерпали обусловленный в меморандуме с МинАПК объем экспорта пшеницы (5,5 млн. тонн), то экспортные поставки были прекращены. Цены на пшеницу будут стабильными, а, возможно, даже несколько упадут. Никто не закупает, потому что не знает, куда ее девать. С учетом 0,3 млн. тонн из Аграрного фонда, мы выйдем в целом на поставки пшеницы в объеме 6 млн. тонн. Поставок ячменя в этом сезоне тоже уже не будет.

А кукуруза как была, так и останется в цене, потому что поставки ее продолжаются. Мы с июля 2012 года уже вывезли зерновых 14 млн. тонн. Еще экспортируем 7 млн. тонн, в основном кукурузы, и достигнем предельного объема, а у нас еще 6 месяцев до следующего сезона. Вывозить 2 млн. тонн в месяц - для нашей инфраструктуры это вообще не проблема. В декабре, например, мы вывезли 3,3 млн. тонн, правда, с большим напряжением.

- Цена на кукурузу останется на нынешнем уровне?

- Со стопроцентной уверенностью можно сказать только одно: весь объем украинской кукурузы, предназначенный для экспорта, будет востребован мировым рынком. Если говорить о ценах, мы уже сегодня наблюдаем их падение, но все-таки нынешняя цена остается достаточно привлекательной для украинских производителей.

- Возвращаясь к объему производства, не слишком ли медленно Украина, с ее потенциалом, увеличивает урожай на 10 млн. тонн каждые 5 лет?

- Да, это медленно. Нужно серьезные шаги предпринимать, чтобы было по-другому.

- Если отбросить погодный фактор, что нужно Украине, чтобы собирать больше зерна?

- Мы дошли до предела производства зерна (55-56 млн. тонн), и пока мы не внедрим в стране несколько интеллектуальных продуктов, принципиальных изменений не произойдет. Речь идет об основных трех механизмах, своего рода "трех китах".

- Что вы имеете в виду?

- Сельское хозяйство необходимо обеспечивать финансовыми ресурсами под будущий урожай. В этом вопросе нам стоит перенять опыт США и Бразилии. Все знают, что средств на посевную обычно не хватает. Вносится недостаточно удобрений, а потому и низкая урожайность, и высокая зависимость от погоды. Ведь когда есть хорошие семена и удобрения, зависимость от погоды резко падает.

Мы дошли до предела производства зерна, и пока не внедрим несколько интеллектуальных продуктов, принципиальных изменений не произойдет. Речь идет о своего рода "трех китах"

В вопросе обеспечения производителей денежными средствами под будущий урожай в Украине определенная работа уже ведется. Во-первых, мы приняли закон об аграрных расписках. Такой механизм финансирования производителей до урожая действует в США, Канаде, Бразилии. Но для того, чтобы этот механизм эффективно действовал, необходимо, чтобы действовало страхование - это, во-вторых. Эти высокоинтеллектуальные механизмы нужно внедрять на уровне государства. А то, что с трибуны кричат: "Давай урожай!" и требуют его с областей, а те - с районов... Так не пойдет.

- Какой третий механизм?

- Также необходима эффективная работа на Чикагской бирже. Пока что торговля контрактом на причерноморское зерно не пошла, так как был неудачный год: в Украине и России было мало зерна. А те, кто торгуют в Чикаго, они хотят ведь продавать и покупать ликвидные контракты. А когда то Украина, то Россия заявляют, что они приостановят экспорт пшеницы - кто захочет торговать такими контрактами?

Когда мне задавали вопрос: когда уже пойдет контракт на причерноморскую пшеницу, я говорил, что лишь к концу маркетингового года (к июлю 2013 года) мы сможем оценить эффективность этого инструмента (торги начались 6 июня 2012 года). А пока результаты нулевые.

Если урожай пшеницы в следующем сезоне (июль-июнь) в Украине и России будет выше, а в Казахстане он более-менее стабильный, к тому же не будет разговоров о запрете экспорта, тогда и контракт этот сдвинется с места.

- Небольшому производителю зерна, однако, торговать на Чикагской бирже проблематично…

- Дело в том, что правительство и Нацбанк не решили важный вопрос. Речь идет о том, что каждый сельхозпроизводитель должен иметь возможность через брокера или сам, напрямую, если у него есть компания, открыть счет на Чикагской бирже. У нас же открытие валютного счета за рубежом до 1 января 2012 года было преступлением. А чтобы открыть счет легально, необходимо просить об этом Национальный банк. То есть перевод валюты на счет за рубежом для осуществления торгов на бирже у нас законодательно не урегулирован. Также неясен вопрос с налогообложением сделок.

Каждый производитель должен иметь возможность через брокера или сам, напрямую, открыть счет на Чикагской бирже. У нас же открытие валютного счета за рубежом до 1 января 2012 года было преступлением

Мы по этому поводу писали и Арбузову (Сергей Арбузов, первый вице-премьер-министр Украины, экс-глава НБУ, - ред.), и Колобову (Юрий Колобов, министр финансов, - ред.), но ситуация пока не сдвинулась с места.

- Сегодня уже можно открывать валютный счет за границей?

- В тюрьму за это уже не посадят. Однако открывать счет все равно нельзя: будут экономические преследования - различного рода штрафы.

- Как Украина, на примере тех же США, может сделать прорыв в производстве зерновых?

- В США, если я фермер и хочу заниматься выращиванием зерна, я прихожу в банк и говорю, что хочу получить определенную сумму денег под будущий урожай. В банке не возражают. Во-первых, они просят продать порядка 10% урожая на Чикагской бирже для определения базовой цены, на основании которой будут рассчитываться кредитные средства. Во-вторых, они просят фермера застраховать урожай. При чем, если 10 лет назад в США в первую очередь страховались от низкой урожайности, то последние 10 лет страхуются от недополучения прибыли. То есть можно даже хороший урожай собрать, но если мировые цены упадут, что имело место на протяжении последних 10 лет, то производители становятся банкротами.

У нас в Украине ни первого, ни второго толком нет. Страховые компании должны иметь страховые пулы, потому что зерно очень дорогое. В Украине, кстати, уже образовался первый страховой пул. А для того, чтобы весь механизм заработал, нужно в полной мере задействовать "три кита": аграрные расписки, страхование и торговлю на Чикагской бирже.

- Получается, что Украина пока слишком медленно развивает зерновой сектор?

- Украина делает шаги в этом направлении, но, к сожалению, они носят экстенсивный характер. При этом во многом успехи Украины в аграрной сфере связаны с достижениями бизнеса, но никак не государства.