В кулуарах  Пятого международного форума по возобновляемой энергетике и энергоэффективности посол Польши в Украине рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ  сланцевых ожиданиях Варшавы, о закупках российского газа и о том, что даст Украине в энергетической сфере ассоциированное членство с ЕС. 

- Как вы оцениваете усилия Украины в энергосбережении?

- Высокие цены на газ должны подтолкнуть Украину к решению вопросов, касающихся энергоэффективности. Ведь до определенного момента страна потребляла, в частности, российский газ по низкой цене. И работа в этом направлении не велась. Сейчас мы видим обратную ситуацию.

Кстати, сегодня Европейский Союз участвует во многих проектах с Украиной в этом направлении. Будем надеяться, что с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС сотрудничество только усилится.

- Может ли реализация сланцевых проектов способствовать достижению энергетической независимости Украины?

- В Польше мы подходим к реализации этих проектов со всей серьезностью. Их реализация важна как для нашей страны, так и для Украины. Однако некоторые вопросы, связанные с охраной окружающей среды, ставят под вопрос не саму добычу нетрадиционного газа, а финансовый баланс проектов. Ведь некоторые экологические ограничения по добыче сланцевого газа могут привести к существенному удорожанию добываемого топлива.  Однако мы надеемся на то, что дорога в направлении добычи нетрадиционного газа будет дружественной как со стороны добывающих компаний, так и со стороны экологов.

- Какие препятствия стоят на пути добычи сланцевого газа в Польше?

- Препятствий, которые бы помешали добыче сланцевого газа, у нас нет. Но есть работа, которую необходимо провести для того, чтобы начать промышленную добычу. Международные компании, которые зашли в Польшу, пока что ведут поисковые и разведочные работы. Ведется оценка относительно промышленной добычи.

-  Смогут ли Польша и Украина со временем сократить до минимума потребление российского газа?

- Мы уже сократили потребление российского газа. Но в то же время мы, как и Украина, связаны с нашими российскими партнерами многолетним соглашением, которое определяет  и объемы поставок, и цену. Поэтому быстро решить этот вопрос не удастся. Но ведь, в конце концов, дело не в том, чтобы не использовать российский газ. Для Польши это удобно.

Вопрос состоит в том, чтобы рынок газа становился все более свободным, таким как сегодня день выглядит рынок нефти. Когда рынок станет конкурентным, все страны-потребители начнут себя чувствовать более комфортно.

Сможет ли ЕС расширить финансирование энергетических проектов в Украине после подписания соглашения об ассоциации?

Могу сказать, что исходя из парафированных документов относительно соглашения об ассоциации, Украина будет иметь больше возможностей, не будучи еще членом ЕС, чем Польша в качестве ассоциированного члена в свое время.

Это предполагает участие Украины во многих проектах при финансовом участии Европейского Союза. Речь здесь идет не о помощи как таковой, а об участии. Возможности для Украины, в том числе в экономической, энергетической сферах существенно увеличатся. Энергетическая сфера очень важна для Европы.