Без России, но с Коломойским. Сумеет ли государство продать ОПЗ
dc1f991e159895b22c1026ddcd9d65da.jpg

18 мая Кабинет министров утвердил условия приватизации Одесского припортового завода со стартовой ценой 13,175 млрд грн ($521 млн). Это вторая попытка продать украинский химический гигант с открытых торгов.

Если конкурс состоится, приватизация ОПЗ станет крупнейшей за последние пять лет и третьей по масштабам за всю историю независимой Украины. Дороже были проданы только Криворожсталь ($4,8 млрд) в 2005 и Укртелеком ($1,3 млрд) в 2011 году.

На покупку предприятия претендуют около 10 компаний. Правда, уверенности в том, что конкурс состоится, нет. Одесский припортовый завод - одна из основных "дойных коров" для украинских чиновников и политиков. Поэтому претендентов зарабатывать на потоках госактива гораздо больше, чем желающих его купить.

ЛІГА.net разобралась, сможет ли ФГИ продать ценный актив и кто этому может помешать

Условия продажи

Одесский припортовый завод - крупнейшее предприятие в приватизационном списке правительства. Он способен ежегодно производить 900 000 тонн аммиака и 650 000 тонн карбамида. Вся продукция завода идет на экспорт.

ОПЗ также принадлежит единственный в черноморском регионе терминал по перевалке аммиака, что делает актив еще более ценным. Ежегодная выручка предприятия - от $400 до 500 млн в зависимости от ценовой конъюнктуры.

Первая попытка продать ОПЗ с аукциона была предпринята в 2009 году. Тогда конкурс выиграла компания Нортима, аффилированная с группой Приват Игоря Коломойского. В ходе торгов Нортима предложила за предприятие $625 млн. Но продажу завода заблокировала премьер-министр Юлия Тимошенко, обвинив участников конкурса в сговоре.

В отличие от первой приватизации, нынешняя декларирует стремление продать Одесский припортовый завод реальным международным инвесторам. Среди интересантов - норвежская Yara, Koch Fertilizers, CF Industries, CIECH SA, химический холдинг IBE Trade американца с украинскими корнями Алекса Ровта, а также структуры Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского.

По словам главы Фонда государственного имущества Игоря Билоуса, к приватизации ОПЗ не будут допущены компании с российским капиталом. Как минимум две из них - Уралхим Игоря Мазепина и холдинг Сибур (входит в группу Газпром. - Ред.) - раньше считались одними из основных претендентов на ОПЗ.

Чтобы сделать приватизацию прозрачной, правительство вписало в условия продажи ряд ограничений. Кроме российских структур в конкурсе не смогут участвовать офшорные компании; компании, которые не объясняют происхождение своих средств; а также структуры из черного списка Международной организации по борьбе с отмыванием денег (FATF) и покупатели, отказавшиеся предоставить документы о конечных бенефициарах.

"Для участия в конкурсе компаниям-участникам необходимо будет предоставить конкурсной комиссии паспорт своего контрольного акционера", - прокомментировал Билоус условия приватизации на заседании Кабмина.

Угрозы для приватизации

Продажей Одесского припортового завода довольны не все. Один из влиятельнейших парламентариев Андрей Иванчук (фракция Народный фронт) - ближайший соратник экс-премьера Арсения Яценюка - уже пообещал обратиться к Генеральному прокурору в связи с решением правительства.

Ему не понравилось, что ФГИ намерен приватизировать завод с долгами перед группой Ostchem Дмитрия Фирташа. "Мы сейчас инвестора, покупателя нашего стратегического предприятия обяжем отдать 5 млрд грн Ostchem (химический холдинг Дмитрия Фирташа - ред.), значит, государство на эти 5 млрд получит меньше, - сказал Иванчук на заседании Кабмина. - Прошу мои слова считать депутатским запросом, а соответствующий документ я направлю Генеральному прокурору".

Фирташ действительно готовится к приватизации. 31 марта по иску компании Ostchem Holding Limited Стокгольмский арбитраж постановил ОПЗ воздержаться от отчуждения необоротных активов. Решение было принято в обеспечение иска о взыскании с предприятия более $193 млн долгов за природный газ, накопленных во времена президентства Виктора Януковича. Тогда компании Фирташа были единственными поставщиками сырья на ОПЗ.

"С текущей деятельностью предприятия, включая этот долг, после приватизации будет разбираться инвестор, - говорит Билоус. - Это касается и других обязательств ОПЗ, в том числе налоговых".

Сопротивлению приватизации ОПЗ со стороны политиков удивляться не стоит. За последний год компания неоднократно становилась предметом расследований как со стороны СМИ, так и прокуратуры. В первую очередь речь идет о скандалах вокруг газового контракта с австрийской фирмой Antra и продаже по заниженным ценам продукции для британской прокладки Newscope Estates Ltd. В обоих случаях бенефициарами схем являются украинские политики.

Еще один метод заработка - поставки газа на ОПЗ. В прошлом году Одесский припортовый потребил 1,3 млрд кубометров газа. Как рассказал ЛІГА.net один из топ-менеджеров завода, сейчас основными поставщиками топлива на предприятие являются Энерджи трейд групп (регулярный победитель тендеров государственных Объединенной горно-химической компании и Восточного ГОКа, входит в сферу влияния Николая Мартыненко), ООО УМВБ Групп Александра Гинзбурга, компания Энергоальянс Игоря Коломойского и Эско-Пивнич Николая Злочевского (до апреля этого года - ред.).

"ОПЗ всегда был кормушкой для всех, кто пытался на него сесть, чтобы получать теневые доходы, - прокомментировал решение правительства по продаже завода премьер-министр Владимир Гройсман. - Поэтому сегодня очень важно, чтобы публичная приватизация вызвала доверие общества и международных партнеров и обеспечила эффективную борьбу с коррупцией".

Фактор Коломойского

25 мая в Киевском апелляционном хозяйственном суде состоится рассмотрение жалобы компании Нортима, которая пытается отстоять результаты приватизационного конкурса по ОПЗ от 2009 года. Компания требует в судах заключить договор купли-продажи 99,6% акций ОПЗ на основании первой приватизации завода.

В июле прошлого года Коломойский объяснял иск Нортимы отстаиванием своих прав и попыткой добиться приоритетного права покупки ОПЗ.

"Мы хотим зафиксировать свою позицию, что мы должны выйти на ФГИ с предложением мирового соглашения по этому суду. Если в результате аукциона кто-то даст какую-то цену, мы хотим, чтобы наша компания (Нортима. - Ред.) имела право первой руки по той цене, которая будет победителем в аукционе, - говорил он. - Если по каким-то причинам цена будет выше, мы скажем, что не покупаем, пускай покупает кто-то другой".

Если суд примет сторону компании Коломойского, нынешний конкурс будет как минимум отложен, а то и вовсе заблокирован. Это идеальный вариант для "Привата", которому может попросту не хватить денег, чтобы конкурировать за актив. В начале года Коломойский заключил два мировых соглашения с Виктором Пинчуком, с которым вел споры в лондонских судах. Олигархи не раскрывают условия мировой, но изначальные требования Пинчука только по одному из исков составляли более $2 млрд.

Конъюнктура

В прошлом году Одесский припортовый завод показал 218,5 млн грн прибыли. Но уже в 2016 году ОПЗ начал генерировать убытки. По итогам I квартала убыток компании составил 418,6 млн грн. Это объясняется резким падением цен на карбамид и аммиак, которое началось в IV квартале прошлого года.

Сейчас аммиак в порту Южном торгуется в пределах $270-280/тонну, тогда как год назад его стоимость превышала $380-390/тонну. Такая же динамика с карбамидом, цены на который упали за год в среднем на $100/тонну. В связи с плохой ценовой конъюнктурой в декабре прошлого года ОПЗ остановил одну из аммиачных установок.

Низкие цены не смогут отпугнуть инвесторов, отмечает руководитель инвестиционной компании Инфоиндустрия Дмитрий Гордейчук.

"Турбулентность на этом рынке - обычная вещь, - говорит он. - Трейдеры и производители понимают, что после падения цены рано или поздно начнут расти. Для инвестора это не причина не покупать завод".