Как 3G и приход Vodafone изменили рынок мобильной связи в Украине
390563ca0bfd4beb38a294f0f47664a4.jpg

Телекоммуникационная компания МТС Украина (работающая под брендом Vodafone) последней из всех мобильных операторов отчиталась о финансовых результатах прошлого года. В связи с тем что ее бизнес пострадал от событий на востоке и в Крыму предположительно больше других компаний, оборот оператора незначительно просел за прошлый год (на 0,6%) - до 10,03 млрд грн. В то же время аналогичный показатель у конкурентов (Киевстар и lifecell) вырос на 10% и более.

операторы, доход.JPG

Доходы компаний в 2015 году

ЛІГА.net выяснила, почему показатели игроков так заметно отличаются. На это есть как минимум четыре основные причины.

1. Довольно существенно отразилось на отчетности отключение сети МТС Украина в Крыму в августе 2014 года. Компания стала первым оператором, который перестал работать на полуострове. На ее частотах сразу же запустился К-Телеком - первый оператор оккупированного Крыма. Компания обслуживала на полуострове около 2 млн сим-карт, являясь основным игроком. Этих клиентов оператор потерял.

2. В оккупированной части Донецкой и Луганской областей МТС до сих пор оператор номер один по количеству клиентов (до войны контролировал в них более 80% рынка). Только в так называемой Донецкой Народной Республике у компании 2 млн абонентов (по данным сепаратистских "властей"). Оператор удерживает контроль над своими активами. Однако сеть компании на территории непризнанных республик разваливается сама по себе. Как недавно заявляла новоиспеченный гендиректор Ольга Устинова, техподдержка инфраструктуры в ДНР и ЛНР не осуществляется и в рабочем состоянии сохранилось лишь 60-70% базовых станций. Разумеется, и доходы в регионе у МТС продолжают снижаться второй год. Часть абонентов уехали, а у многих попросту нет средств оплачивать счета.

3. Есть и еще одна немаловажная деталь, из-за которой доход МТС в 2015 году выглядел не слишком эффектно на фоне роста у конкурентов. Оператор осенью 2014 года провел довольно заметную сделку, которая заставила выручку III квартала немного подпрыгнуть. Речь о продаже активов в Крыму на открытом тендере за 288 млн грн. Правда, в МТС тогда не раскрывали имена победителей тендера. В этом году таких сделок не было. Всю выручку принесли клиенты.

4. На доход МТС повлияла задержка с запуском 3G-сетей. Если Киевстар и lifecell начали гонку еще с конца мая 2015 года (первый город - Львов), то МТС подключилась к игре лишь в разгар осени, начав с Одессы. Поэтому доход от работы новых сетей МТС мог быть зафиксирован только в последнем квартале года. Тогда как у конкурентов такая составляющая, как 3G, начинается со II-III квартала.

Отдельной строкой: Показатель операционной рентабельности OIBDA margin у МТС на фоне конкурентов тоже выглядит не так уверенно (снизился до 41% в 2015 году с 46,5% в 2014-м). На это тоже есть свои причины. В конце 2014-го - начале 2015 года операционную выручку пришлось корректировать в связи с тем, что у компании около 2 млрд грн зависло на счетах в трех проблемных украинских банках. В Киевстаре тоже заявляли, что с некоторыми украинскими банками были проблемы. Но потеряла компания значительно меньшую сумму - около 18 млн грн.

Что дало 3G

Незначительное снижение дохода и несколько более заметное падение операционной маржи МТС - это вполне прогнозируемые события. Гораздо интереснее было узнать, как повлиял на доходность мобильных операторов запуск 3G-сетей в 2015 году. Как заявил вице-президент МТС по маркетингу Васыль Лацанич, украинская дочка запустила сети во всех основных областных центрах. "К концу года смогли развернуть сети связи вровень с нашим главным конкурентом", - подчеркивает он в информационном сообщении. Каких успехов оператор добился по покрытию в сравнении с конкурентами, можно посмотреть здесь, на постоянно обновляющейся интерактивной карте. Долго можно спорить о том, у какой из компаний стратегия выгоднее: быстрее строить и обеспечивать самое широкое покрытие, или строить медленно, но "вылизывать" качество покрытия город за городом.

Читайте также Черный рынок звонков: кто зарабатывает на международных вызовах

Что же касается абсолютных цифр, то тут уже есть над чем поразмыслить: МТС вложила в Украину в 2015 году 7051 млн грн - больше, чем основной конкурент - Киевстар (6740 млн грн). Ведь, в отличие от звездного оператора, у МТС в конце прошлого года добавилась, помимо 3G, еще одна сфера для инвестиций - ребрендинг Vodafone.

Пока столь солидная инвестиция не принесла мобильной компании равноценной отдачи. Устинова заявила недавно в интервью rbc.ua о том, что количество абонентов, подключившихся к пакетам нового бренда, уже составляет 1 млн. При этом средний чек с абонента (ARPU) в IV квартале 2015 года увеличился незначительно - с 35 до 39 грн в месяц. Это означает, что клиенты пока не сильно спешат много тратить на связь нового поколения. Примерно такая же ситуация и у других игроков. У Киевстара рост среднего чека выглядит чуть более уверенно: с 36 до 41 грн в IV квартале прошлого года.

dohabon.JPG

По всей видимости, красивых цифр роста дохода в несколько десятков процентов в год мобильные операторы больше никогда не увидят. И виноват в этом будет даже не обнищавший украинец. Процент пользователей смартфонов в сетях операторов постоянно растет. А это значит, что с приходом 3G все больше клиентов будут отказываться от привычных услуг мобильной связи и пользоваться мессенджерами наподобие Skype, Viber. Это не говорит о том, что параллельно не будет расти выручка от услуг мобильного интернета. Она уже растет (у МТС в 2015 году - на 12%, до 1165 млн грн). Но будет ли этот рост с лихвой компенсировать падение объемов голосового трафика, падение ценности голосовых услуг в последующих годах? Прогнозировать здесь - дело неблагодарное. Хотя первый тренд уже есть. У lifecell, аудитория которой помоложе и проникновение смартфонов велико, по итогам 2015 года средний показатель использования минут в расчете на одного абонента уже снизился на 10%. 

Резюме

Все три мобильных оператора, получив в начале 2015 года 3G-лицензии, вложили в них, в бренды и новые сети в общей сложности 19,7 млрд грн. Это примерно равно инвестициям в украинские сотовые сети за последние четыре-пять лет. И почти две цены приватизации Укртелекома.

Разумеется, инвестировав такие средства, компании постараются их вернуть в ближайшей перспективе. И времени на это осталось не так много. В начале 2018 года правительство собирается провести еще один тендер, уже на связь четвертого поколения (4G). И цена новых лицензий будет напрямую зависеть от того, успеют ли игроки вернуть вложенное. В случае если потребительский спрос подведет (а он пока не блещет, судя по среднему чеку), продать частоты по 3 млрд грн за "пучок" вряд ли удастся. Возможно, их продажа вообще будет проблематичной.