Бюджетный процесс: как отогнать политиков от казны
Когда я наблюдаю за нынешней ситуацией в бюджетном процессе и за сектором государственных финансов в Украине в целом, это очень напоминает мне ситуацию в Словакии в 2002 году. Тогда я начал работать заместителем премьер-министра и министра финансов во втором правительстве Дзуринды. Отличный анализ сотрудника Киевской школы экономики Илоны Сологуб напомнил мне о тех временах. Илона пришла к выводу, что бюджетный процесс в Украине был "довольно хаотичным и сильно зависимым от политических условий". Нужно признать, что пока, он таким и остается. Именно поэтому крайне необходимы изменения в этой важной области.
В конце 2002 года в Словакии мы создали правоцентристскую коалицию в составе четырех партий и представили очень амбициозную экономическую программу. 2003 год был годом подготовки комплексного, всестороннего пакета структурных реформ (налоговая реформа, фискальная децентрализация, реформа социальной системы, реформа рынка труда, пенсионная реформа, реформа системы здравоохранения). Важную роль в этих преобразованиях играла реформа государственных финансов, включая модификацию бюджетного процесса. Ее основные цели были следующими:
■ Увеличение прозрачности государственных финансов. Для достижения этой цели мы приняли Европейскую систему национальных и региональных счетов (ESA-95). Пересчет дефицита госбюджета с использованием системы ESA-95 показал, насколько наши данные о государственных финансах расходились с реальностью. В 2000 году, например, правительство сообщило о дефиците в 3,4% ВВП. Пересчет по ESA-95 показал дефицит в 12,3%.