Точнее некуда. Как аграрии внедряют технологии precision farming
Современные технологии в сельском хозяйстве семимильными шагами меняют структуру бизнеса и маршруты продовольственной логистики. Такая динамика предполагает, что некоторым участникам рынка рано или поздно, не выдержав конкуренции, придется уйти с поля боя. Ведь те, кто стремится выжить и развиваться, уже сегодня активно постигают азы агроинноваций.
Точное земледелие находится на пике своего развития в Северной и Южной Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе. А Бразилия, Аргентина, Восточная Европа и Китай демонстрируют двузначный рост в этой сфере. Несмотря на то что позитивные тенденции применения новейших технологий наблюдаются и в Украине, сегодня технологии точного земледелия в стране внедряют около 30% аграриев. Инновационные компании активно развивают это направление, дополняя уже имеющиеся автопилоты и курсоуказатели более современными элементами. А вот фермеры только учатся работать с умной техникой.
Зачем же внедрять такие технологии? По словам Ярослава Бойко, кандидата сельскохозяйственных наук, директора AgriLab, члена Международного общества по точному земледелию (ISPA) и его официального представителя в Украине, окупается точное земледелие буквально за год. "При использовании только одного элемента - системы параллельного вождения и автопилота или автоматического отключения секций на перекрытиях - общий экономический эффект может составлять до 7-10%", - отмечает он. В случае введения всего комплекса технологий экономия может составить до 50% и более.
При этом специалисты жалуются на проблему с квалифицированными кадрами в сфере точного земледелия. Поскольку рынок очень узкий, найти человека с опытом работы с системами точного земледелия практически невозможно, если не переманивать его от конкурентов. По сути, единственным вариантом для хозяйств остается воспитывать кадры для себя с нуля, со студенческой скамьи. Поэтому на волне такой потребности создан центр точного земледелия на базе аграрных вузов Украины.
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ. В основе научной концепции точного земледелия (precision farming) лежат представления о существовании неоднородностей в пределах одного поля. Для оценки и детектирования этих неоднородностей используются новейшие технологии, такие как системы глобального позиционирования (ГЛОНАСС, GPS), специальные датчики, аэрофотоснимки и снимки со спутников, а также программы для агроменеджмента на базе геоинформационных систем. Собранные данные используются для планирования посевов, расчета норм внесения удобрений, средств защиты растений, более точного прогноза урожайности и финансового планирования.
В ведущих украинских компаниях эффект от внедрения технологий точного земледелия уже подсчитали. Инструменты precision farming активно внедряют в процессы обработки почвы, высева, опрыскивания посевов от вредителей, внесения удобрений. LIGA.net собрала четыре кейса использования точного земледелия от украинских компаний.
Элементы точного земледелия МХП
В конце 2014 года компания МХП начала внедрять на своих предприятиях системы точного земледелия, рассказывает Андрей Кияненко, руководитель отдела внедрения инноваций агрохолдинга МХП. Основные элементы - это системы параллельного вождения, системы автоматического вождения с точностью позиционирования RTK (2,5 см) (Raven, Hexagon), системы управления высевом (OmniRow, Precision planting), системы управления вылива для самоходных опрыскивателей и для прицепных (AccuBoom, Hawkeye, Hexagon), ленточное внесение удобрений, технология СТРИП-ТИЛЛ. Ежегодно в precision farming МХП инвестирует около $2 млн.
Как рассказывает Кияненко, в зависимости от конфигурации поля экономия ресурсов может составлять от 5 до 20%. "То есть чем сложнее конфигурация и рельеф поля, тем больше экономия ресурсов. При использовании технологии ленточного внесения удобрений экономия составляет около 30%", - говорит он.
В планах компании - оборудование системами автоматического вождения всей самоходной техники, которая работает в полях. "Все системы точного земледелия помогают экономить ресурсы не только при классической технологии работы, но и при работе с переменными нормами высева, внесения удобрений или средств защиты растений", - рассказывает руководитель отдела внедрения инноваций МХП.
Карты для подкормки посевов удобрениями
Консультант компании SmartFarming Вадим Остапенко приводит пример применения технологий спутникового мониторинга для подкормки посевов озимой пшеницы. "Исследовав поле с помощью спутника Landsat-8, в процессе обработки снимка мы создали карту-задание на внесение аммиачной селитры. Для внесения выбрали вместе с владельцем хозяйства три варианта дозировки (нормы внесения 130, 150 и 170 кг на гектар). Базовая норма затрат удобрения на единицу площади составила 150 кг на 1 га. Дифференцированное внесение позволило правильно внести удобрения в зоны, которые отставали, и на участках, где посевы развивались лучше, норму внесения удобрений уменьшили. Таким образом состоялось "перераспределение" питания, и затраты удобрений были сокращены".
В результате такой дифференциации почти на всех участках поля во время сбора урожая показатели намолота были одинаковыми – около 7 тонн с гектара. Ниже среднего показатель урожайности был только на неурожайных песчаных участках. В то же время на полях, которые обрабатывались по стандартной технологии, - 6,3-6,7 тонны с гектара.
В этом году владелец хозяйства принял решение вносить удобрения по подобной технологии по всем посевам озимых.
Экономия с умными сеялками
Богдан Кривицкий, заместитель гендиректора по инновациям компании ИМК, рассказывает, что компания полностью перешла на посев технических культур сеялками Horsch Maestro SW, которые оборудованы системой секционного контроля. "Технология давно не ноу-хау, но ее использование позволило нам экономить в среднем 3,2% посевного материала на поле (в зависимости от его конфигурации) и нивелировать проблему недополученного урожая на клиновых участках поля, где происходит пересев", - рассказывает он. По его словам, непосредственный суммарный экономический эффект от использования посекционного контроля - около $5 с гектара.
Кроме того, ИМК оборудует тракторы, которые выполняют почвообрабатывающие операции, системами автопилотирования. Математика также довольно проста. Кривицкий приводит пример из личного опыта работы с 500-сильным трактором с глубокорыхлителем. "При рабочей ширине агрегата 5,93 м, по нашим наблюдениям, не менее 0,5 м перекрывается механизатором во избежание погрешностей - это 8,5% ширины. Таким образом, фактический ежегодный объем работ - 2350 га - за счет более рационального использования рабочей ширины можно довести до 2550 га, не отдавая этот объем наемным агрегатам", - говорит он. При рыночной цене услуги на операцию в $25 экономия составит $5000.
Также на аналогичный объем снизится расход топлива на 1 га (около 1,1 л/га), что при плановой выработке 2350 га составит общую экономию $1930 (2350 га х 1,1 л/га = 2580 л х $0,75/л). Общий экономический эффект только за счет повышения суточной выработки и экономии горючего составит $6930. Система автопилотирования на среднестатистический гидравлически подготовленный трактор стоит $7000. Это означает, что она окупит себя фактически за один год только на одной операции.
Планирование техкарт каждого поля
Андрей Григоров, операционный директор агрохолдинга Мрия, приводит пример того, как компания получает оптимальную урожайность при минимальных затратах. По его словам, ранее агрохолдинг работал по единой технологии для культуры в рамках всей компании, не учитывая специфику отдельных регионов. В прошлом году Мрия перешла к планированию работ на местах в соответствии с характеристиками и спецификой конкретного поля, параллельно децентрализуя процессы и делегируя полномочия и ответственность в кластеры. "Сегодня у Мрии около 3300 полей и, соответственно, 3300 техкарт, которые разработаны не только для отдельной культуры, но и для отдельной культуры на конкретном поле. Это стало возможным благодаря собственной разработке - инструменту по планированию техкарты каждого поля. За качество и своевременность обновлений данных отвечают агрономы, закрепленные за конкретным набором полей", - рассказывает Григоров.
В холдинге также используют калькулятор норм посева культур. Он позволяет определить оптимальную норму посева для каждого отдельного поля и помогает раскрыть потенциал поля или, наоборот, учесть его ограничения. "Калькулятор учитывает основные параметры, такие как регион, влажность почвы, предшественник, исторические урожайности и тенденции, сроки посева, и позволяет агрономам оперативно принимать решение об изменении нормы высева в зависимости от актуальных характеристик поля", - говорит Григоров. А дифференцированный подход при обработке почвы и внесении удобрений, по опыту австрийских коллег, позволит распланировать оптимальную глубину рыхления для отдельных участков каждого поля в соответствии с фактической глубиной плужной подошвы, чтобы минимизировать потери топлива.
Будущее - за умным сельским хозяйством
По данным доклада американских ученых Точное земледелие: глобальные тенденции и прогноз до 2020 года, общий объем мирового рынка точного земледелия будет увеличиваться в среднем на 12,2% и достигнет $4,5 млрд к 2020 году. Основные драйверы рынка - растущая урожайность и рентабельность сельхозкультур. Рекордные показатели эффективности выращивания стимулируют аграриев отказываться от других способов ведения сельского хозяйства и выбирать точное земледелие.
Конечно, украинским аграриям нельзя слепо скопировать элементы точного земледелия, которые применяют их коллеги в других странах. Как и любая технология, она требует адаптации к нашим реалиям и к условиям отдельного поля. Но вывод все-таки напрашивается один: точное земледелие позволяет снизить риски аграриев и повысить прибыльность бизнеса. Поэтому украинские агрогиганты, а за ними и современные фермерские хозяйства, активно обновляют парки техники и внедряют цифровые решения учета расхода ресурсов.