Что изменится после легализации ГМО в Украине
Верховная Рада 23 августа приняла в целом законопроект №5839, внедряющий новые правила обращения генетически модифицированных организмов (ГМО). Документ поддержали 276 депутатов.
Какие бизнесы коснутся легализации ГМО? Кто выиграет, а для кого минус? Ответы на эти вопросы искал LIGA.net.
Создается впечатление, что в Украине ГМО вообще не существует: на продуктах нет ни одной этикетки "содержит ГМО", а в Государственном реестре генетически модифицированных организмов – почти пусто. Из записей – только звездочка. Она расшифровывается как "Информация отсутствует в связи с отсутствием обращений хозяйствующих субъектов относительно регистрации указанных генетически модифицированных организмов". Почему же затаили дыхание мировые лидеры ГМО технологий – американская Corteva и немецкий Bayer? Пока они отказываются комментировать перспективы нового закона.
Большое ГМО
На самом деле украинские аграрии широко используют генетически модифицированные (ГМ) культуры. И объемы их выращивания увеличиваются из года в год. Как сообщил LIGA.net исполнительный директор ассоциации "Дунайская Соя" Владимир Пугачев, по рыночным оценкам в Украине около 50% сои, 12% рапса и 5% кукурузы являются ГМ.
Их общая стоимость превышает 25 млрд грн в год – исходя из объема урожая этих культур в 2022 году и текущих цен.
Если это действительно так, то Украина является крупнейшим в Европе производителем ГМ агропродукции и может войти в мировой ТОП-10. Украина легко выходит за пределы 1 млн га посевов ГМ-культур.
Так, посевная площадь сои в Украине около 1,5 млн га. Еще около 1 млн га – под рапсом. Добавляем кукурузу и сахарную свеклу с отредактированными генами. И получаем шанс сдвинуть Боливию с десятой строчки мирового рейтинга.
Эта новость станет ночным ужасом для украинских эко-активистов и ортодоксальных церковников, которые пугают свою паству технологиями ГМ подобно тому, как они делали это с индивидуальными налоговыми номерами.
Официальная статистика подтверждает, что в стране постоянно увеличивается применение ГМ семян в аграрном секторе. Такая тенденция имеет простое объяснение – заниматься ГМО выгодно.
Себестоимость выращивания ГМ культур ниже традиционных форм – хотя бы потому, что требует меньше пестицидов для борьбы с вредителями. Украинские аграрии за последние 10 лет почти в четыре раза снизили использование пестицидов, наращивая при этом урожайность. Так, по данным Latifundist Media, урожайность сои выросла в 1,5 раза. Если в 2009 году она составляла 1,7 т/га, то в 2019 году составила уже 2,6 т/га. Урожайность рапса в 2009 году была 1,9 т/га, а в 2021 году достигла 2,67 т/га. По сахарной свекле: 2009 год – 31,8 т/га; 2021 год – уже 46 т/га.
"С минимумом пестицидов такой рост возможен только благодаря ГМО культурам", – говорит LIGA.net руководитель крупной агрофирмы из Сумской области.
Для сравнения – в соседних странах ЕС, где жестче контроль за ГМО в агросекторе, использование пестицидов, в отличие от Украины, имеет растущий тренд и сейчас в три раза больше в расчете на гектар поля.
Аграрии и переработчики
Существующее положение дел почти устраивает украинских фермеров и переработчиков сельхозсырья. Аграрии самостоятельно, на свой риск выбирают нужную для выращивания им культуру – будь то традиционная или ГМ – без лишних административных затрат.
Внутри Украины оборот ГМ продукции не имеет барьеров – ни один поставщик не декларирует, что товар является ГМ. Не беспокоятся об этом и их клиенты.
"При производстве мяса нет переноса трансгенов из кормов. Вот почему мясная отрасль ЕС ежегодно закупает до 40 млн т сои из США, Канады и Аргентины, а это почти все ГМО", – рассказал LIGA.net Николай Бабенко, исполнительный директор Ассоциации "Мясная отрасль". Такая же ситуация с сахаром – в компании "Астарта-Киев" уверяют, что ГМ сахарная свекла не оставляет следов ГМ в сахаре.
Справка. Что такое ГМО ?
ГМО – это любой организм, генетический материал которого целенаправленно изменен путем внесения в его геном нуклеиновой кислоты. Такая замена требует значительного времени или невозможна при скрещивании естественным путем.
За счет ГМ аграрные культуры получают устойчивость к определенным вредителям, к засухе и т.д. Иногда организм получает совершенно новые качества. Так, в Швейцарии разработан "золотой рис", содержащий витамин А: новый ген для него создан из нарцисса и бактерии рода Эрвиния.
В Канаде одобрен к выращиванию ГМ плющ, способный очищать воздух в помещениях от бензола и хлороформа благодаря добавленному гену кролика.
Некоторое недовольство аграриев связано с тем, что сейчас им приходится покупать ГМ семена, импортированные "по-серому", без отметки о генных изменениях. А значит, у них нет официальной гарантии от производителя.
"Фермер, который сейчас покупает ГМ семена, получает кота в мешке – нет 100% определенности с качествами сорта, ему остается надеяться только на репутацию продавца", – говорит Олег Лисовский, менеджер по развитию Laboulet Ukraine (представительство французской семенной компании).
Что для них изменит новый закон? Из приятного: действительно, импорт ГМ семян "побелеет". Появятся официальные партии лидеров этой технологии. А это американская Sorteva и немецкий Bayer, в который входит Monsanto – легендарный пионер ГМО. Пока украинские представительства этих компаний не комментируют законопроект №5839. "У нас период тишины", – ответили LIGA.net в Corteva Agriscience.
Из минусов: официально выращивать ГМО будет труднее. Во-первых, появится специальный контролирующий орган – Государственная комиссия по оценке риска ГМО под эгидой Минагрополитики. А это значит, что дело дойдет до проверок и штрафов.
"Действительно, будут внедрены плановые и внеплановые проверки, созданы открытые и доступные реестры полей, чтобы каждый фермер знал, какие культуры и где выращивают. Это все делают в целях безопасности урожая всех без исключения аграриев", – сообщила LIGA.net Сюзанна Григоренко, директор "Семенной ассоциации Украины".
По ее словам, новый закон предусматривает, что через три года заработает система обнаружения всей нелегальной ГМ продукции в Украине с привлечением недобросовестных фермеров к ответственности.
"Вот почему в доработанном проекте появился кроме штрафов еще и вопрос уничтожения и утилизации незаконной продукции", – говорит Григоренко.
Предложение "Семенной ассоциации Украины" – ввести систему драконовских штрафов типа Испании.
"Там, если аграрий не соблюдает закон и наносит вред окружающей среде, то должен выплатить компенсацию: 3 000 евро за незначительные и до 300 000 евро за значительные нарушения. Поэтому там элементарно невыгодно нарушать установленные нормы", – говорит Сюзанна Григоренко.
Во-вторых, аграриям необходимо будет ежегодно обязательно декларировать места выращивания ГМ-культур.
Наконец, в-третьих: проект закона №5839 запрещает регистрацию ГМО кукурузы и ее испытания в открытых системах. Хотя в США кукуруза входит в наиболее распространенные для ГМО культуры.
Агрохимия и биотехнологии
Мировые лидеры ГМО технологий – Corteva и Bayer – имеют диверсифицированный бизнес. Вместе с генной инженерией у них мощные агрохимические направления. Но развитие рынка ГМО в Украине сделает их недоступными другим конкурентам, которые занимаются лишь агрохимией.
Вот почему агрохимические компании с осторожностью относятся к изменению законодательства, регулирующего ГМО.
"По моему мнению, легализация ГМО станет проблемой для компаний, продающих на украинском рынке препараты-генерики", – говорит Мирослав Парий, соучредитель и директор Всеукраинского научного института селекции (ВНИС).
Собственно, статистика по интенсивности использования пестицидов в Украине доказывает справедливость этого тезиса.
Еще один аспект – это преувеличение рыночной силы компаний-лидеров технологий ГМО. Например, тот же ВНИС уже занимается редактированием генома высокоолеинового рапса и работает над генной конструкцией кукурузы, устойчивой к такой напасти, как диабротика и бабочки. Мирослав Парий обращает внимание, что определенные генные технологии со временем освобождаются от патентов, поэтому они становятся доступными для всех.
"В Аргентине использовали ген, разработанный Monsanto, но уже свободный от патента, и создали сорт пшеницы, устойчивый к засухе. В Индии профессор университета создал горчицу, устойчивую к глифосату. Опять же, используя ген, запатентованный Monsanto. А в США за $200 вы можете приобрести набор для создания трансгенных растений", – приводит примеры Мирослав Парий.
По его мнению, уже в этом году в ЕС некоторые технологии ГМО признают такими, что не несут потенциальную биологическую опасность. Так, Европейское агентство безопасности пищевой продукции (EFSA) рассматривает решение о признании некоторых генных технологий (цисгенез, интрогенез и редактирование генома) такими же безопасными, как и классическая селекция. Поэтому Украине необходимо внедрять максимально либеральную модель легализации ГМО, без перегрузки контролирующими органами и штрафами.