8 перемог времен Порошенко, которые надо сохранить при Зеленском
1. Независимость Национального банка
В 2015 году Рада приняла новый закон о Национальном банке - регулятор получил больше полномочий и больше независимости.
Читайте нас в Telegram: главные новости коротко
НБУ окончательно отказался от политики фиксированного курса и перешел к инфляционному таргетированию, начал массово выводить с рынка банки, существенно усилив надзор за ними. Но главное, НБУ перестал скрытно финансировать дефицит бюджета и госкорпорации.
НБУ удалось поменять философию украинского банкинга, когда за депозиты населения финансировались родственные бизнесы владельцев банков - украинские олигархи, и окружение экс-президента Виктора Януковича лишились финансовых центров, которые использовались для кредитования бизнеса своих владельцев.
Второе достижение Нацбанка – независимая монетарная политика и как результат - умеренная инфляция. НБУ неоднократно повышал учетную ставку в ответ на политически мотивированные решения Кабмина (например, повышение минимальных зарплат). Если в 2015 году цены в Украине выросли на 44%, то уже в 2018-м инфляция впервые за пять лет опустилась ниже 10% – 9,8%.
Банковский регулятор "живет" под постоянной критикой: "банкопад" называют результатом бездействия Нацбанка, его монетарную политику – сдерживающей экономику. Независимость НБУ политики считают бесконтрольностью.
В команде Владимира Зеленского заявляли, что в Нацбанке надо провести внешний аудит и после этого принимать кадровые решения.
2. Корпоративное управление в госкомпаниях
В июле 2015 года министр экономразвития Айварас Абромавичус заявил, что госкомпании – это крупнейшие источники коррупции в стране.
Ситуацию должна была изменить инициированная им реформа корпоративного управления. В июне 2016 года Верховная Рада приняла одноименный закон, обязавший крупнейшие госкомпании сформировать набсоветы, в которые наряду с представителями государства должны входить независимые члены. В середине 2018-го аналогичное требование появилось и для госбанков.
Кроме независимых набсоветов реформа предусматривала выведение компаний из под опеки министерств, конкурсный отбор топов и рыночный уровень зарплат. Первыми под "корпоратизацию" попали Нафтогаз, Укрзализныця, национализированный ПриватБанк и Укрэнерго. Набсоветы также появились в Укргазбанке, Укрпочте и Администрации морпортов. На очереди – Аэропорт "Борисполь", Ощадбанк и Укрэксимбанк.
В теории независимые члены набсоветов должны обеспечить госкомпаниям независимость от политиков и прогнозируемость, говорит старший советник ЕБРР по внешним связям Антон Усов. Пока реформа не работает в полной мере: правительство по-прежнему активно вмешивается в работу "подопечных", добавляет он.
В марте этого года Кабмин "атаковал" реформу: неожиданно приняв новую редакцию устава Нафтогаза, которая урезает полномочия набсовета. "После изменений в уставе Нафтогаз потерял контроль над дочерними предприятиями. Кроме прочего, он не может самостоятельно утверждать их финпланы. Теперь это функция Кабмина. Это может негативно отобразиться и на кредитоспособности Нафтогаза", - объясняет замдиректора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский.
По его словам, существует риск отката реформы после выборов. Это особенно опасно, когда есть соблазн давить на государственные предприятия для выполнения популистских обещаний.
3. Антикоррупционная реформа
Один из главных запросов общественности во время Революции - борьба с коррупцией. В октябре 2014-го Рада приняла антикоррупционную стратегию, которая предусматривала перераспределение функций и создание новой инфраструктуры: НАБУ, НАПК, САП.
Первым, под давлением МВФ, заработало Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), его основная задача проводить расследования коррупционных дел, в которых фигурируют топ-чиновники и суммы свыше 500 минимальных зарплат (2 млн грн). НАБУ возглавляет бывший следователь прокуратуры Артем Сытник.
Запуску Национального агентство по предупреждению коррупции (НАПК) поспособствовал Европейский Союз, включив его в требования по безвизовому режиму. Ведомство собирает декларации госслужащих и проверяет на достоверность, указанные данные. Функция НАПК скорее предупредительная. САП (Специализированная антикоррупционная прокуратура) – третий антикоррупционный орган, и его создание тоже было одним из условий визовой либерализации. САП следит за расследованиями, которые ведут детективы НАБУ, и поддерживает обвинение в судах. Глава ведомства - Назар Холодницкий.
Антикоррупционная реформа работает, мягко говоря, частично. САП и НАПК не могут похвастаться независимостью от влияния политиков. "Детективы НАБУ работали бы еще эффективнее, если не САП, он слишком политизирован. Под полное политвлияние попало и НАПК - ловит мелких коррупционеров, распределяет финансы между партиями, но кардинально не влияет на состояние коррупции в стране", - говорит эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк.
Как результат реальных сроков за коррупционные преступления почти нет. Антикоррупционные органы находятся под постоянной атакой властей. А гарантами сохранения достижений реформы, как отмечает эксперт Центра политико-правовых реформ Антон Марчук, остаются международные партнеры Украины вместе с гражданским обществом и отдельными реформаторами во власти.
В апреле 2019-го заработал четвертый антикоррупционный орган - Высший антикоррупционный суд. Он будет рассматривать дела НАБУ. Руководить им будет Елена Танасевич, в прошлом судья Печенежского районного суда Харьковской области.
4. Prozorro и Prozorro.Продажи
C 2015 года в Украине заработала электронная система публичных закупок Prozorro, которая пришла на смену "бумажным" гостендерам. С апреля 2016-го она стала обязательной для центральных органов власти, крупных госпредприятий и естественных монополий, при закупках на сумму более 200 000 грн.
К сентябрю 2018-го в ProZorro было проведено 2 млн тендеров, общая сумма экономии для госбюджета достигла 52 млрд грн (Если считать экономией разницу от ожидаемой стоимости контракта и суммой подписанного контракта). Главный плюс от ProZorro - прозрачность всех этапов госзакупок. Что существенно снижает коррупционные риски.
В 2017 году была запущена система ProZorro.Продажи, через нее стали продавать госимущество. За два года работы реализовали активов на 9 млрд гривен. В Министерстве экономического развития (МЭРТ) заявляли, что каждый второй аукцион по аренде имущества в ProZorro.Продажи проходит с ростом цены на 80%.
В июне 2018 года через систему ProZorro запустили приватизацию активов, не представляющих стратегического значения для экономики. В 2019-ом через электронную систему продаются активы неплатежеспособных банков, объекты малой приватизации, проводится аренда, и продажа активов крупных госпредприятий. Например, Укрзализныця продает через ProZorro металлолом и запустила электронные аукционы на аренду вагонов. Укрпочта успешно передала в аренду торговый зал в здании киевского главпочтамта.
В планах МЭРТ запуск открытых электронных земельных торгов на платформе ProZorro.Продажи, которые должны стать первым шагом к открытию рынка земли сельхозназначения. Первые пилотные лоты на аренду земельных участков состоялись в конце декабря прошлого года. Однако уже в марте Госгеокадастр заблокировал аренду земель на электронных аукционах.
5. Е-декларации
Система Е-декларирования заработала с 1 сентября 2016-го. "Украина доказала, что может делать впечатляющие реформы. Электронное декларирование - настоящий прорыв украинских реформ", - заявлял директор Программы развития ООН в Украине Янтомас Химстра. В прошлом году в реестр было подано почти 823 000 деклараций. Всего в системе электронного декларирования зарегистрировано 3,9 млн деклараций.
"Такого уровня публичности не существует ни в одной стране мира, это факт. Вы не найдете в реестрах европейского сообщества информации о наличных средствах политиков и государственных служащих, не найдете информацию об их личных вещах", – говорил в одном из интервью тогдашний замглава АП Дмитрий Шимкив.
По оценкам директора НАБУ Артема Сытника, декларирование не стало эффективным антикоррупционным инструментом, так как НАПК, которое должно проверять декларации, так и не заработало эффективно.
Но даже беззубое Е-декларирование под угрозой. В середине апреля спикер штаба Порошенко Олег Медведев заявил, что Конституционный Суд может принять решение о признании неконституционным закон об обязательном электронном декларировании чиновников.
Медведев напомнил, что Е-декларирование является частью международных обязательств Украины и его отмена может грозить отменой безвизового режима с ЕС.
6. Открытие электронных реестров
Одна из важных, но пока недооцененных, реформ времен президентства Петра Порошенко - открытие десятков госреестров и создание единого веб-портала opendata. Его функционирование курирует Госагентство по вопросам электронного управления Украины.
Сейчас на портале размещены 8709 наборов данных. Самые популярные: Реестр транспортных средств и их владельцев, госреестр юрлиц, физических лиц-предпринимателей, справочник "Адресный реестр", Единый госреестр судебных решений, госреестр избирателей.
7. Люстрация
Люстрация была одним из требований Евромайдана. В октябре 2014-го вступил в силу главный люстрационный закон - "Об очищении власти". Последний запрещает топ-чиновникам времен Януковича занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления сроком до 10 лет. Под действие закона могло попасть около 5000 человек, но уволили только 922 госслужащих, следует из Единого реестра. Часть чиновников, точное их количество неизвестно, уходили с должности по собственному желанию. Сейчас Закон применяется исключительно, как фильтр при поступлении на государственную службу.
С 2015 года люстрацию стараются отменить. Такое обращение 47 нардепов подали в Конституционный суд Украины (КСУ).
В марте 2019-го КСУ планировал вынести на рассмотрение решение о конституционности положений закона о люстрации. Но перенес рассмотрение на неизвестный срок. Как объясняет юрист, член Совета ОО "Общественный люстрационный комитет" Анна Колинчук, признание положений закона неконституционным означает полную отмену Закона.
"Это станет чрезвычайным ударом по преобразованиям, сегодня Закон не позволяет таким, персонам как Лукаш, Левочкин, Самсин, Татьков занимать должности от патрульного полиции до министра, - рассказывает Анна Колинчук. - Риск отменить Закон существует, но решится ли на это новая политическая элита, непонятно".
8. Децентрализация
Децентрализация стала одной из первых больших реформ постмайданной Украины. В апреле 2014 года населенные пункты получили возможность объединяться в территориальные громады (ОТГ), которые получали не только больше полномочий, но и больше денег.
Если раньше на местах практически все заработанное отдавали в Киев, сейчас в бюджетах ОТГ остаются налоги с ФОПов и недвижимости. К этому добавляются 60% налога на доходы физлиц, 25% экологического и 5% акцизного налогов. Также из госбюджета на местный уровень перечисляется субвенция на инфраструктуру – 33 млрд грн, по плану на 2019 год, в 2014-м было всего 500 млн.
За первые пять лет после начала реформы годовой доход ОТГ вырос с 70 до 234 млрд грн, за это время они сами разработали и профинансировали 11 000 проектов -дороги, больницы и т.п., рассказывал вице-премьер Геннадий Зубко. "Идеологический" результат – местные власти получили стимул зарабатывать больше.
Пока главный недостаток реформы – низкая компетенция местных органов по управлению деньгами, отмечает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. Это создало проблему, когда местные власти держали свободные средства на депозитах в банках, – в этом году Минфин даже запретил такую деятельность.
"Можно утверждать, что это единственная реальная реформа, проведенная с 2014 года. Благодаря ей, уровень жизни в регионах повышается", - говорит Жалило.