Бесконечная реформа. Бизнес ждет прогнозированных налогов
ee6183cee86d847a2985e5751ca1650a.jpg

В Украине грядет очередная налоговая реформа. Недавно министерство финансов разработало проект изменений в Налоговый кодекс. В сентябре ведомство планирует представить соответствующий законопроект в Кабинете Министров с учетом правок и предложений бизнеса. Ключевыми пунктами будущих изменений в налоговой системе Минфин называет трансформацию Государственной фискальной службы и частичную передачу ее функций Минфину, создание кабинета налогоплательщика, объединение реестров по возмещению НДС. Лига.net попросила представителей бизнеса дать оценку проекту налоговой реформы, и озвучить свои ожидания относительно изменений в налоговом законодательстве.

Татьяна Прокопчук, вице-президента по вопросам стратегического развития Американской торговой палаты в Украине

Сейчас бизнес в первую очередь ожидает стабильности и предсказуемости налогового законодательства. Также существует необходимость упрощения налогового администрирования и введения полноценного электронного кабинета налогоплательщика, т.е. электронизация сервисов, а также комплексного реформирования ГФС и её территориальных органов на местах. Необходимо повысить уровень сервисной функции ГФС и установить чёткую ответственность для представителей контролирующих органов.

По вопросам налога на добавленную стоимость (НДС) стоит отметить, что Палата выступает за введение единого публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС с одновременным отображением всех данных, предусмотренных действующим Налоговым кодексом, касательно публикации на официальном веб-сайте ГФС, а также дальнейшее усовершенствование системы электронного администрирования НДС.

Игорь Кожевин, финансовый директор ПУМБ

От налоговой реформы бизнес, в первую очередь, ожидает стабильности. Правила не должны ежегодно меняться. Реформа не может быть бесконечным процессом - необходимо закрепить понятные нормы, по которым бизнесу можно будет работать, по крайней мере, 3-5 лет.

Уже есть много позитивных инициатив в части администрирования налогов и упрощения взаимодействия плательщика со служащими контролирующих органов, урегулирования вопросов уплаты налогов в зоне АТО. Но не до конца проработанными остаются вопросы реформирования налоговой милиции, определения персональной ответственности служащих за невыполнение требований законодательства, вопросы предоставления устных консультаций и их соответствия письменными консультациям Минфина. Также практически отсутствуют изменения, стимулирующие привлечение иностранных инвестиций, упрощение и удешевление стоимости заемных ресурсов для резидентов Украины.

Читайте также: Замминистра финансов: Наша главная цель - ускорить реформу ГФС

В Минфине утверждают, что главная претензия бизнеса в отношении налоговой системы - не высокие ставки, а администрирование. Преимущественно согласен с этим. Но важно понимать, что помимо администрирования, необходимо рассматривать все элементы системы в комплексе. Ставки налогов оказывают влияние на прибыль/ убыток налогоплательщиков, и при рассмотрении уровня ставок нельзя не учитывать базу налогообложения, к которой такие ставки применяются (при маленькой ставке можно платить больше налогов, чем при большой, но с меньшей базой налогообложения).

Сейчас в деловой среде обсуждается вопрос относительно введения налога на выведенный капитал. Я считаю, этот вопрос - очень неоднозначный. Если ответственно подойти к разработке законодательства, учесть зарубежный опыт и дать время бизнесу адаптироваться к новым условиям, то такая перспектива выглядит вполне привлекательной. Но для реализации таких решений необходимы совместные усилия бизнеса и власти, иначе реформа не принесет ожидаемых "дивидендов".

Инна Рудник, старший юрист ЮК "Алексеев, Боярчуков и Партнеры"

Налоговый кодекс - самый динамично развивающийся нормативно-правовой акт в национальной законодательной базе. Изменения в его текст вносятся практически каждый месяц. Потому первое, что хотелось бы отметить в предлагаемой Минфином налоговой реформе - это системность. В представленном законопроекте предлагаются не точечные малозначимые изменения, а действительно глобальные изменения в подходах, терминах и правилах.

В результате проведения реформы Минфин планирует перевести на себя значительное количество административных функций. Идея правильная, поскольку направлена на сосредоточение полномочий в лице одного органа, который и будет отвечать за результативность работы налоговой системы. Минфин, наконец, признал тот факт, что в большинстве своем физлица осуществляют предпринимательскую деятельность, не регистрируясь как предприниматель, и предлагает ввести такое понятие, как "индивидуальная деятельность", которое охватит мелких торговцев, представителей сферы бытовых услуг.

Изменены сроки и условия проведения проверок, что как обычно вызовет некоторые трудности у налогоплательщиков и контролирующих органов в так званый переходной период. Также изменены размеры штрафов за несвоевременную регистрацию налоговых накладных. Так, если ранее размер штрафа не превышал 40 % от суммы НДС, то теперь он может составлять и половину от суммы налога, однако в том случае, если накладная зарегистрирована с опозданием в полгода и более.

У бизнеса к налоговой системе несколько претензий. Во-первых, нестабильность и бессистемность налогового законодательства. Однозначно, предпринимателям хотелось бы быть уверенными в том, что после реализации налоговой реформы кодекс не будет претерпевать изменений хотя бы год-два. Поскольку основной причиной для оттока инвестиций является невозможность планирования из-за нестабильности действующего законодательства, в том числе и налогового. Вторая претензия, озвучиваемая предпринимателями, - количество налогов и других обязательных платежей, съедающих большую часть прибыли. Однако, от реализации данной реформы не следуют ожидать ослабления налогового давления; данный вопрос остается открытым. Большой проблемой также является недоверие налогоплательщиков к представителям контролирующих органов, убежденность в их низкой компетенции и нацеленности на получение взяток и т.д

Поскольку поднять авторитет налоговой милиции в глазах налогоплательщиков уже не является возможным, Минфин предлагает позаимствовать опыт МДВ, которое заменило враждебно настроенных милиционеров молодыми и приветливыми полицейскими. Тем не менее, остается открытым вопрос, что кроется за таким новшеством. Изменится ли только вывеска или, аналогично с реформой МДВ, кадровый состав. Вероятно, все согласятся, что для реальных изменений необходимо полностью перенабрать весь штат новосозданной Фискальной полиции, возможно, пересмотрев их оклады, уровень ответственности и прочее.

Андрей Приходько, старший аналитик UniCredit Bank

Бизнесу нужна стабильность. Постоянные непредсказуемые изменения Налогового кодекса каждый год "под елочку" только осложняет работу украинских компаний. Для бизнеса вообще было бы удобно и комфортно, чтобы государство объявило мораторий на введение новых и повышение действующих налогов на несколько лет. Это бы сделало среду для украинского бизнеса более предсказуемой.

Изменения Налогового кодекса  "под елочку" осложняет работу компаний

В предложенных изменениях Минфин акцентирует внимание на электронном кабинете налогоплательщика. В изменениях прямо указано, что электронный кабинет должен обеспечивать все функции, включая заполнение, подачу и проверку налоговой отчетности, отправку документов с фиксацией даты и времени, подачу жалоб и обращений. Если электронный кабинет будет осуществлен на практике, это будет удобно для бизнеса. К сожалению, с внедрением электронных кабинетов налогоплательщика Украину опережают даже некоторые страны СНГ. Уход в онлайн в коммуникациях между налоговой и налогоплательщиком - это общемировой тренд.

Читайте также: Почти реформа. Что на самом деле предлагает Минфин

Михаил Кочеров, партнёр аудиторской компании HLB Ukraine

Вопрос налогового законодательства актуален в течение всего времени с момента введения в Украине предпринимательства. Бизнес ждет от государства паритетных условий сотрудничества, оптимального рыночного регулирования. В этом аспекте государственным деятелям следует помнить о конституционно установленной обязанности государства по защите прав всех субъектов хозяйствования и социальную направленность экономики. С начала 2011 года в стране действует Налоговый кодекс, который определяет основные принципы налогового законодательства, в частности, такие принципы, как социальная справедливость, экономичность налогообложения, равномерность и удобство уплаты. Однако, как свидетельствует судебная практика, взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами даже на десятую часть не соответствуют задекларированным правилам.

Законопроект о котором идет речь сейчас, исходя из пояснительной записки к нему, нацелен на устойчивый экономический рост и создание благоприятных условий для развития бизнеса в Украине. Но, этот законопроект является лишь одним из многих законопроектов и уже принятых законов, которые формально нацелены на улучшение рыночной среды.

Очередная смена названия налоговой милиции на финансовую полицию или ее переподчинении внутри государственного аппарата ничего не решает, большинство работников милиции получат новые удостоверения и запись в трудовой книжке, но они не станут от этого работать более ответственно.

Перетягивание полномочий между должностными лицами для налогоплательщиков является лишь лишним налоговой нагрузкой и торможением уже существующих процессов урегулирования споров с налоговиками. Необходимо менять не название органа, а подход к его работе. Будем надеяться, что реформы, которые сейчас происходят в государстве, коснутся не только юридических названий контролирующих органов, а и сущности их работы - содействие бизнесу в его развитии.

Марьян Заблоцкий, глава Украинского общества экономических свобод

Законопроект Минфина сложно назвать налоговой реформой, т.к. он не меняет ни одной значимой ставки налога (НДФЛ, НДС, налог на прибыль…). Т.е. ставки остаются такими, как были. Насколько мне известно, после снижения ЕСВ МВФ просил правительство больше ничего радикального по ставкам не принимать. Очевидно, что эта позиция и была выражена Минфином в законопроекте. На самом деле это не налоговая реформа, а проект изменений в Налоговый кодекс, который содержит ряд позитивных моментов. Например, в части НДС убирается возможность не возмещать НДС, если твоя компания не соответствует каким-то фактическим выдуманным критериям. Т.е. оплатил НДС на электронный счет - ты его и получаешь. Но основная вещь, которую они хотят "протянуть" в данном законопроект - это забрать у ДФС полномочия по администрированию баз данных. И кстати не факт, что Минфин сможет их адекватно реализовать.

Законопроект Минфина сложно назвать налоговой реформой

Бизнес ждет низких и прогнозированных налогов. Он ожидает, что ему не подложат "под елку" очередные кардинальные изменения. Кстати, в прошлом году Минфин готовил довольно смелый проект налоговой реформы, где предлагалось сделать все ставки одинаковыми. Эта идея (когда ставка единая с широкой базой налогообложения) отвечает идее либеральной экономики, о которой все говорят, но никто не хочет ее строить.

Что касается налоговой милиции, фискальной полиции - вообще-то, это советская практика, держать отдельную милицию для отдельных органов. В свое время у нас была ветеринарная милиция, которая бегала за животными, чтобы они не распространяли болезни… У нас уже есть национальная полиция, единый орган, в составе которого должны находиться все силовые функции.

Сократить давление на бизнес Минфин намерен путем реформирования структуры ГФС и частичной передачи ее функций Минфину. Давайте разделять: упрощение администрирование - это одно, а полномочия - это другое. Сейчас Минфин фактически втягивается себя в войну с налоговиками, а разборки одного органа с другим - это не то, что, на мой взгляд, сейчас нужно Украине. Хотелось бы отделить реформу ГФС от законопроекта, который упрощает администрирование налогов.