"COVID-19 — это акселератор десятилетий". Пересказ фееричной дискуссии Закарии и Фергюсона
27 октября на тему "10 уроков для мира после пандемии" дискутировали два мировых интеллектуала. Фарид Закария — один из самых популярных американских политических аналитиков, эксперт в области международных отношений, редактор еженедельника Newsweek International, и Нил Фергюсон — один из самых известных историков и публицистов современности, научный сотрудник в Гуверском институте Стэндфордского университета и Центре европейских исследований Гарварда.
Читайте нас в Telegram: главные новости коротко
LIGA.net публикует интересные выдержки из ответов Фарида Закарии (Фергюсон интервьюировал его)
1. COVID-19 — это акселератор десятилетий. Но иногда ускорение феноменальных структурных изменений в обществе может приводить к драматичному эффекту. Например, увеличить разрыв между бедными и богатыми слоями населения, между теми, кто лишился заработка в период пандемии, и тех, кто продолжает работать в условиях локдауна.
Быстрые изменения также могут приводить к непредсказуемой внешней политике — например, к росту напряжения между двумя сверхдержавами США и Китаем.
2. Некоторые страны с авторитарным режимом правления лучше справились с проблемой пандемии, чем демократические страны.
Речь идет о Китае, Северной Корее, Сингапуре. В этих странах была хорошо отлаженная инфраструктура системы здравоохранения.
Запад, в свою очередь, на фоне пандемии коронавируса стремительно теряет веру в демократию. Но Запад подводит не демократия, а атеросклероз — европейцы создали странную, политизированную бюрократию, из-за чего институты демократии работают неэффективно. Важно не количество управленцев, а их качество.
3. Хорошим примером борьбы с пандемией для демократических стран является Тайвань. Тайвань потратил на здравоохранение на треть больше средств, чем США, а из 22 млн населения Тайваня от коронавируса скончались только двое человек. Большинство западных стран так и не сумело воспользоваться преимуществами технологий в борьбе с COVID-19, а Тайвань — сумел.
Одна из причин, почему тайванцы так хорошо овладели системой тестирования, было цифровое отслеживание потенциально инфицированных людей. Инфицированным, а также тем, кто контактировал с ними, были выданы мобильные телефоны, благодаря которым отслеживались их местоположения.
4. Всеобщий локдаун — признак несостоятельности правительства, неспособности регулировать пандемию. Благодаря цифровому отслеживанию инфицированных, в Тайване удалось избежать жестких карантинных мер. Там было изолировано только 1% населения. Всеобщие локдауны в глобальном смысле нарушали права людей на свободу. Например, в бедных странах жесткий карантин приводил к большим смертям, чем COVID-19. Так, в Индии больше детей умерло в результате нехватки еды в условиях жесткого карантина, нежели от заражения коронавирусом.
5. В то же время некоторым странам Запада может быть ближе опыт таких скандинавских стран, как Дании и Швеции, стран передового капитализма. Например, в Дании очень тщательно измеряют регуляторные нагрузки на капитал и бизнес, в то время как такие оценки недостаточно развиты в Европе. Кроме того, в Дании развита щедрая система всеобщего благосостояния, социальной поддержки населения.
6. Интересная тенденция — страны, которые нехорошо справились с пандемией, как правило, воспринимали себя "исключительными". Это такие страны, как США, Британия, страны Латинской Америки. Популистские правительства тоже плохо справлялись с проблемой распространения COVID-19 — это опять Штаты, Британия, Бразилия, Индия, Турция.
7. Всем странам без исключения надо учиться на своих ошибках в борьбе с COVID-19 и работать на опережение. Хорошим примером может послужить Сингапур. В 2013-м республика не справилась с вирусом SARS и MERS, после чего полностью пересмотрела инфраструктуру системы здравоохранения, и одной из лучших в мире справилась с коронавирусом в 2020-м.
Онлайн-встречу спикеров организовала Ялтинская Европейская Стратегия (YES).