Партнерский проект Партнерский проект
Партнерский проект

С начала полномасштабной войны украинские медиа неоднократно получали "желтый" или "красный" статус от Facebook, ограничение органического охвата и даже предупреждение о риске удаления страницы. На блокировку редакционного контента может повлиять даже один комментарий, противоречащий правилам платформы. С подобными проблемами редакции столкнулись и в других соцсетях – охват контента падал, страницы блокировали.

LIGA.net в партнерском материале с ЦЭДЕМ (Центр демократии и верховенства права) спросила у экспертов центра, что известно о принципах модерации контента в социальных сетях, как не попасть под санкции. И можно ли изменить глобальную политику модерации украинской онлайн-среды.

Что происходит и насколько проблема масштабна? (Спойлер: очень)

Главный эксперт по медиаправу и заместитель директора ЦЭДЕМ Игорь Розкладай делится, что наиболее вопиющим является удаление любого контента новостного характера. Причин удаления контента много и они зависят от платформы: нарушение авторских прав, язык вражды или ошибочное срабатывание алгоритмов.

Головний експерт з медіаправа та заступник директорки ЦЕДЕМ Ігор Розкладай
Головний експерт з медіаправа та заступник директорки ЦЕДЕМ Ігор Розкладай

Аналитики центра занялись проблемой заблокированного контента после начала широкомасштабного вторжения. Ранее команда Игоря Розкладая работала с отдельными кейсами, после 24 февраля их количество достигало иногда по 10 единиц в день.

"Мы увидели, что контент или работу медиа блокируют за обычную журналистскую деятельность. В 2022 году мы зафиксировали и отправили на рассмотрение более 500 кейсов по разным проблемам. За первую половину 2023 года эта цифра уже превысила 300 кейсов", – говорит Игорь Розкладай.

FB наказывает наши медиа за новости о войне, "Азове" и "Вагнере". Почему? И как избежать?

Многие украинские медиа сейчас имеют "желтый" или "красный" статус в Facebook, что ограничивает монетизацию и органические охваты. В правилах Meta четко прописано, что "Страницы и группы в Facebook, повторно нарушающие наши правила, могут быть убраны из рекомендаций, а дистрибуция [их контента] ограничена".

"Это называется downrate или "нерекомендование". У вас падают охват и остальные показатели", – добавляет Игорь Розкладай. Трафик по социальным сетям обеспечивает медиа 30% аудитории. Для новых сайтов этот показатель может быть вдвое больше, поэтому последствия блокирования контента весомо влияют на медиабизнес.

Если медиа получит семь страйков, редакционная команда не сможет создавать публикации или писать комментарии в течение суток. С увеличением количества страйков растет и продолжительность запрета.

Почему западные соцсети блокируют украинский контент о войне?

После публикации сообщения в Facebook или Instagram (принадлежащих корпорации Meta), технологии искусственного интеллекта (ИИ) Meta проверяют, соответствует ли содержимое сообщения стандартам и правилам особенно, если речь идет о запрещенных словах, запрещенной символике, например свастике или личностях как Гитлер. Если содержание публикации непонятно, или необходимо учесть контекст, или технологиям ИИ сложно принять решение, а также при обжаловании контент передается на проверку модераторам. Алгоритмы ИИ учатся на основе каждого принятого модераторами решения, после чего воспроизводят их дальше. Благодаря этому технологии ИИ обнаруживают и удаляют много контента, нарушающих правила сообщества, еще до того, как на него пожалуются.

В Facebook и Instagram можно выделить пять больших категорий контента, за который прилетают ограничения:

  • оскорбительные эпитеты по отношению к русским ("язык вражды");

  • призывы к насилию против русских как нации;

  • сатира о русских и путинах;

  • изображение сцен насилия, связанных с войной;

  • а также посты о полке "Азов" (до недавнего времени, но есть одно "но").

Аналитик направления "Независимые медиа" ЦЭДЕМ  Павло  Бурдяк отмечает, что именно за эпитеты, то есть слова "русня", "кацапы", "свинособаки" и другие, социальные сети больше удаляют сообщения. Такие слова считаются "языком вражды", который запрещен на платформах.

Аналітик напряму Незалежні медіа ЦЕДЕМ Павло Бурдяк
Аналітик напряму Незалежні медіа ЦЕДЕМ Павло Бурдяк

"Даже если вы используете звездочки, эмодзи