Гибкость, адаптивность, рассчитывать на собственные силы и помогать, готовиться к худшим прогнозам, но двигаться дальше несмотря на любые кризисы и вызовы.
LIGA.net расспросила украинских предпринимателей, чему их научил год великой войны.
Урок, который мы извлекли из 2022 года – быть готовыми к любым непредсказуемым изменениям, уметь быстро адаптироваться и проявлять гибкость в принятии решений.
Благодаря им за короткий срок удалось запустить инициативу Uklon Волонтер – логистическую поддержку для помощи военным, сотрудникам критически важных инфраструктур и волонтерам – что особенно важно для прифронтовых мест. По состоянию на ноябрь наши водители развезли 600 000 порций еды, 27 450 кг продуктов и 13 440 литров горючего. Также в Uklon появилась услуга междугородных поездок "Эвакуация", которая работала в горячих точках даже тогда, когда другие сервисы перевозки уже не работали. С марта состоялось 3850 таких поездок.
Следующий урок – искать новые возможности и финансирование. Война уничтожила или притормозила целые секторы экономики.
Соответственно, выживший бизнес должен выкладываться на полную, чтобы закрыть собой потребности страны в войне.
Чтобы быть лидерами в отрасли и обеспечивать финансовые потребности команды, бюджета страны, волонтеров, фондов, мы активно ищем пути выхода за границу.
Мы извлекли из 2022 года три ключевых урока:
Это чрезвычайно полезный навык, который будет ценным и может стать конкурентным преимуществом для многих украинских компаний после нашей победы.
Также в этом году все мы помогали стране. Наш корпоративный благотворительный фонд "Открытые глаза" закупил и укомплектовал реанимационным оборудованием 41 автомобиль скорой помощи для горячих точек фронта, а наши IТ-специалисты помогали стране своей экспертизой на волонтерских началах – реализовали совместно более 10 проектов: от обновления сайта известнейшего украинского фонда помощи армии "Повернись живим" для более эффективной помощи армии, до создания платформы Damagen in UA для сбора аналитики разрушений в Украине из-за войны и множества других проектов.
Главный и основной урок года – это прогнозировать и заранее готовиться к худшему. Мы разрабатывали ВСP-планы (business continuity plan), но до конца не верили, что произойдет агрессия такого масштаба. Морально и психологически это было сложно принять в первые дни.
Второй урок – рассчитывать исключительно на собственные силы. Например, до наступления зимы мы смогли подготовить наши офисы для полностью автономной работы на случай перебоев в работе критической инфраструктуры и дополнительно расширяем сеть коворкингов в тех городах и районах, где сконцентрированы наши специалисты. Вопрос временного выезда мужчин за границу в период действия военного времени не решен, поэтому техническое усиление офисов и обеспечение бесперебойной работы стало приоритетом №1 после первых массированных бомбардировок осенью.
Третий урок – верить в устойчивость ІТ-индустрии и адаптивность специалистов к работе в сложных обстоятельствах. Индустрия продолжает генерировать экспортную выручку для страны, специалисты продолжают продуктивно работать даже спустя несколько дней после эвакуации или во время длительных блекаутов. Это очень поражает наших клиентов и внушает надежду, что индустрия будет сохранена.
Мы это знали и раньше, но убедились: люди – главное, что помогает двигаться дальше, несмотря на любые кризисы и вызовы. Общие ценности и командность – вот наш источник устойчивости, именно поэтому мы должны и дальше фокусироваться на корпоративной культуре и четко определять "своих". Это касается и команды, и партнеров, и подрядчиков, даже потребителей и новых рынков.
Не менее важный урок – оказывается, развитие возможно и при турборежиме, и в обычных условиях. Стоит только не забывать дышать, а все остальные – преграды, которые точно возможно преодолеть.
Никогда не нужно бояться вызовов масштабирования бизнеса и ждать "правильного момента".
Еще до большой войны мы вышли на рынок Молдовы – какое-то время после вторжения РФ это помогало нам удерживать всю команду, пока не начали возобновлять более-менее полноценную работу с украинскими потребителями. К концу 2022 года планировали постепенный выход на рынки стран Балтии и Казахстана. Война подтолкнула сделать это гораздо быстрее.
В апреле мы запустили работу в Эстонии, Латвии и Литве, а уже с июня оперируем в Казахстане. Более того, мы уже объявили выходы на рынки Польши и Румынии и готовимся к запуску в Чехии и Словакии.
Можно ли назвать трагедию полномасштабной войны "правильным моментом"? Конечно, нет. Скорее, это в очередной раз доказало, что есть только необходимость действовать здесь и сейчас, ощущение бизнеса и готовность принимающих решение людей к новым шагам. Все остальное – обстоятельства. И даже те из них, которые называются "обстоятельствами непреодолимой силы", можно если не преодолеть, то хотя бы выйти из них еще более сильными.
Это был инстинкт самосохранения, но факт таков: открывать заново – труднее с точки зрения восстановления логистической цепи, команды.
Строить крепкие отношения с людьми. Важно откровенно общаться, слушать, слышать каждого работника, партнера и клиента. Прислушиваться к жалобам, предложениям, чтобы принять правильное решение. Привлекать психологов, разъяснять положение вещей, направление движения и развития, чтобы вся команда была на одной волне и не теряла взаимодействия.
Помогать ВСУ. Они держат границы и воюют, а мы должны обеспечить им тыл. Сотрудники почти всех компаний – теперь это тоже ВСУ. Например, 2750 новопочтовцев защищают Украину в рядах Вооруженных Сил, поэтому мы обеспечиваем их амуницией, автомобилями, дронами, генераторами, рациями, лопатами, спальниками – все что нужно, а еще поддерживаем их семьи и оказываем психологическую помощь, как военным, так и гражданским.
Диверсифицированный бизнес. До войны у нас было два ядра бизнеса: логистическое и финансовое, но у нас не было географической диверсификации. И в определенный момент это придало уязвимости компании. Поэтому мы так быстро сейчас выходим на рынок Европы.
Конструировать будущее: думать не на 5, а на 50 шагов вперед. Следует продумывать разные сценарии, в том числе и самые печальные. Мы, конечно, имели план, но не ожидали, что наступление будет не только с востока. Поэтому теперь наши риск-менеджеры моделируют невозможные и страшные ситуации, чтобы мы были готовы к чему угодно, а аналитика и просчет делается раз в неделю, в то время как в мирное время это происходило раз в месяц.
Комментарии