Как вырос рынок антидепрессантов в Украине
Во время пандемии бестселлерами лекарственных средств, демонстрировавшими наибольший рост в Украине, были антитромбоцитарные препараты и средства для лечения органов дыхания. В 2020 и 2021 годах их продажи росли почти на 50%. Впрочем, в результате у нас новый фаворит – антидепрессанты.
Насколько этот сегмент рос, когда весь фармрынок падал? Почему и когда в некоторых категориях антидепрессантов рост достигал 100%? Станет ли нынешний рост стимулом для развития украинских производителей? И сколько они могут заработать на лечении ментальных заболеваний украинцев по итогам 2023 года? Обо всем этом — в материале LIGA.net.
Антидепрессанты: безумный спрос, безумный рост продаж
По результатам исследования Gradus Research, с начала большой войны с симптомами тех или иных психических расстройств столкнулись по меньшей мере 39% украинцев. И только 13% из них обратились за профессиональной помощью. Впрочем, именно она стала основной причиной того, почему украинский рынок антидепрессантов за полтора года существенно вырос.
По словам гендиректора аналитической компании SMD Ирины Горловой, в 2023 году потребление антипсихотиков, антидепрессантов и успокаивающих в Украине выросло примерно на треть. В то же время потребление транквилизаторов (используемых для лечения тревожности) увеличилось всего на 10%. Вероятно, из-за сложностей выписки, ведь они относятся к перечню сильнодействующих лекарственных средств и прекурсоров, объясняет Горлова.
Похожие цифры назвали LIGA.net в пресс-службе фармацевтической компании "Фармак" Фили Жебровской. Там рассказали, что за период войны антидепрессанты выросли в количестве продаж на 29%. На рынке есть отдельные препараты, которые демонстрируют рост потребления более чем на 100%. За первое полугодие 2023 года фармацевтические компании продали в Украине свыше 3,6 млн упаковок средств, действующих на нервную систему.
Рост продаж антидепрессантов происходил весьма неравномерно. К примеру, Ирина Палена, советник по медицинским вопросам корпорации "Артериум" Константина Жеваго, отметила: если сравнивать уровень продаж этого сегмента в 2022 году с 2021-м, то в прошлом году он вырос всего на 2% в натуральном измерении (в упаковках). Однако уже в первом полугодии 2023 года рост сегмента антидепрессантов в упаковках составил 23% по сравнению с первым полугодием 2022 года.
Ирина Горлова объясняет: сначала от ментальных последствий войны украинцы спасались с помощью безрецептурных лекарственных средств. По ее словам, по сравнению с другими странами для Украины характерен очень высокий уровень употребления при тревожных состояниях барбитурат-содержащих комбинированных лекарств (типа корвалола, барбовала), которые продаются без рецепта. В марте-апреле 2022 года их продажи выросли вдвое по сравнению с 2021 годом. Предыдущий пик был в марте 2020 года – начале паники, вызванной пандемией СOVID-19.
"А вот потребление рецептурных психотропных лекарств в пересчете на 1000 человек населения в 2022 году в целом практически не росло. Лишь к концу 2022 года наметилась тенденция к росту, а в 2023 году наблюдается уже существенный рост – с 6,7 суточной дозы на 1000 человек населения в сутки в 2021 году до 8,1 суточной дозы в 2023-м", – отметила она.
СЕО сети аптек "Подорожник" Тарас Коляда рассказывает, что больше всего продаж препаратов категории "здоровье нервной системы" было в марте и апреле 2022 года, а меньше всего – в сентябре и декабре 2022 года. При этом производители отмечают: март во время войны в плане продаж имеет чуть ли не сакральное значение. Например, в компании "Фармак" рассказали, что пик продаж марта 2022 года повторился и в марте 2023 года.
"Впрочем, нужно учесть, что весной 2022 года спрос рос на более "легкие" успокоительные, а в 2023-м стал увеличиваться спрос именно на антидепрессанты", – рассказали LIGA.net в "Фармаке".
Чтобы правильно оценить масштабы роста рынка антидепрессантов, нужно учесть, что существенное увеличение продаж в этой категории происходило на фоне общего падения фармацевтического рынка, который сократился по нескольким причинам.
Во-первых, потому, что в результате миграции в Украине ощутимо уменьшилось количество населения. Кроме того, из-за низкой покупательной способности населения, которое начало экономить и на лекарствах.
Директор по продажам и маркетингу представительства северомакедонской фармкомпании Alkaloid Артем Матвеев объясняет: по итогам 2022 года розничный рынок лекарственных средств сократился на 6%, а сегмент антидепрессантов, по его оценкам, в настоящее время показал рост на 16%.
В первом полугодии 2023 года ситуация аналогичная: если рынок в целом вырос на 23%, то антидепрессанты обогнали рынок ровно в два раза – выросли, по его подсчетам, на 46%. Матвеев уверен: если бы в последние полтора года из Украины не выехали несколько миллионов украинцев, рост рынка антидепрессантов составил бы не менее 70%.
Чем дальше война, тем больше продаж
Опрошенные LIGA.net эксперты и участники рынка уверены: непосредственное влияние на положительную динамику рынка антидепрессантов, безусловно, имеет война. Тарас Коляда объясняет: люди поняли ценность своей жизни и здоровья и стали внимательнее относиться к себе.
"Они больше хотят заботиться о своем самочувствии и осознали, что психологическое здоровье так же важно, как и физическое", – отмечает он.
В свою очередь Ирина Палена говорит, что влияние войны на психоэмоциональное здоровье населения – одно из тех ее последствий, которое актуально и во время военных действий, и после их завершения. То есть из-за полномасштабного вторжения рынок будет расти и дальше.
Об этом свидетельствует опыт других стран, долго переживавших войну. Так, в 2004 году в Афганистане провели многоэтапный опрос населения, к которому присоединились несколько тысяч респондентов в возрасте от 15 лет. Соответственно, симптомы депрессии выявили у 67,7% респондентов, симптомы тревоги – у 72,2%, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) – у 42%.
"У людей с инвалидностью и женщин было худшее состояние психического здоровья. Отмечалось, что была значительная связь между состоянием психического здоровья человека и травматическими событиями, которые ему пришлось пережить. Следовательно, в странах, где люди переживают войну, существует риск увеличения заболеваемости и распространенности психоэмоциональных расстройств", – рассказывает Палена.
Впрочем, в Украине рост рынка антидепрессантов происходил и по другим причинам. В частности, ему способствовал общий рост цен на лекарственные средства. Так, по подсчетам Артема Матвеева, во время войны антидепрессанты в среднем выросли в цене на 22%, притом что в среднем по рынку лекарственных средств рост составил порядка 40%.
"Производители пытаются существенно не повышать цены, ведь это может приводить к падению спроса", – отмечает он.
По подсчетам Ирины Горловой, рост цен был, но не столь существенным. Например, в нынешнем году средняя цена суточной дозы для психотропных средств составляет 23 грн. В 2022 году – 22 грн. Средняя цена суточной дозы антипсихотиков в 2022 году составляла 15 грн, а сейчас – 17 грн. Для транквилизаторов цена средней суточной дозы в нынешнем и прошлом годах составляет 88 и 84 грн, а для антидепрессантов — 12 и 11 грн соответственно.
"Подавляющее большинство психотропных лекарств уже вышли из периода патентной защиты, то есть они доступны в генерических версиях по доступным ценам. В том числе от отечественных производителей. Лишь 4 действующих вещества из 22, обеспечивающих 80% всего объема потребления психотропных препаратов, представлены сегодня только одним препаратом, у всех остальных есть альтернативы. Это объясняет ценовую доступность", – объясняет Горлова.
Чем лечат ментальное здоровье украинцы во время войны
По словам Ирины Горловой, до войны потребление антидепрессантов в Украине было меньше среднемирового почти в 10 раз, транквилизаторов – в 5 раз, успокаивающих – в 4 раза, антипсихотических средств – в 2 раза. Это связано с отношением общества к психическим заболеваниям, стигматизации расстройств психики и поведения, а также нежеланием обращаться к психиатру, что тянется еще с советских времен "карательной психиатрии". Ситуация, по ее словам, меняется к лучшему очень постепенно. И даже сейчас, несмотря на рост рынка из-за войны, антидепрессанты украинцы потребляют в разы меньше, чем в мире.
"Также причина низкого уровня потребления — в недостаточной компетенции врачей первичного звена относительно диагностики и лечения тревожно-депрессивных расстройств. У нас их проводят психиатры", – отмечает Ирина Горлова.
Еще одно препятствие к более широкому применению психотропных лекарств – внесение большинства лекарственных средств класса транквилизаторов, обладающих сильным противотревожным действием, в список сильнодействующих веществ и прекурсоров.
"Исключение – местно разработанные действующие вещества. Например, гидазепам, являющийся лидером рынка, который не внесен в перечень сильнодействующих и прекурсоров, что значительно облегчает доступ населения к нему", – объясняет Горлова.
По ее словам, среди антидепрессантов лидерами по продажам в денежном исчислении являются препараты на основе таких действующих веществ, как эсциталопрам, сертралин и миансерин. Они лидировали и до войны, а сейчас только увеличивают свои доли. А вот в натуральном измерении, объясняет Горлова, больше всего потребляется амитриптилина – около 46% всех продаж.
"Но нужно учесть, что этот препарат в Украине часто используют не для лечения депрессивных расстройств, а как снотворное вне показаний. В денежном измерении амитриптилин дает всего 5% продаж", – отмечает директор SMD.
Что касается производителей популярнейших антидепрессантов, то здесь, по словам Артема Матвеева, постепенно устанавливается паритет. За полтора года войны в денежном исчислении доля импортных антидепрессантов сократилась на 5% – с 70% до 65%.
Но если смотреть на продажи в упаковках, то украинские лекарства на несколько процентов даже опережают импорт. К тому же начиная с конца 2021 года сегмент антидепрессантов входит в программу реимбурсации (возмещение стоимости лекарств) "Доступные лекарства". Там он представлен исключительно украинскими фармкомпаниями, производящими препараты на основе действующего вещества амитриптилин и флуоксетин, объясняет Ирина Палена.
В общем, на сегодняшний день производством антидепрессантов занимается шесть отечественных фармкомпаний. По объему производства лидирующие позиции среди них занимают харьковские производители "Здоровье народа" и фармкомпания "Здоровье", записанные на полдесятка различных компаний и физлиц. А также входящая в швейцарскую Acino Group "Фарма Старт". По итогам 2022 года она – единственный украинский производитель в топ-10 фармкомпаний, реализовавших наибольшее количество антидепрессантов. За этот период объемы ее производства в денежном выражении составили около 180 млн грн.
Куда расти дальше
По подсчетам консалтинговой компании "Бизнес-Кредит", в 2022 году объем украинского рынка антидепрессантов составил 1,1 млрд грн. По мнению Артема Матвеева, учитывая, как растет рынок в течение 2023 года, по его итогам, рынок может увеличиться еще на 25%. И пока на нем будет комфортно и зарубежным, и отечественным производителям.
Впрочем, у последних перспектив для роста сегодня несколько больше. Во-первых, через программу реимбурсации, в которую сегодня входят только отечественные амитриптилин и флуоксетин. На рынке допускают, что в ближайшем будущем программу расширят, включив в нее еще 1-2 действующих вещества, лекарства на основе которых производят в том числе украинские компании.
Во-вторых, потому, что 9 из 20 международных непатентованных препаратов еще не имеют ни одного отечественного аналога, украинским производителям есть смысл наращивать долю рынка за счет входа в новые действующие вещества.
Но будут ли они делать это сейчас? По словам Артема Матвеева, с технической точки зрения, выработать таблетку или капсулу у отечественных фармкомпаний проблем нет вообще. На наших заводах установлено в основном такое же оборудование, как и в развитых странах. Но вопрос прежде всего в инновациях, в разработке, в создании новых продуктов, а еще в инвестициях, которые для этого нужны. Не факт, что украинские производители к ним готовы.
"И это касается всего фармрынка, а не только обсуждаемой группы. Инвестиции в производство и вывод рынка после всевозможных испытаний нового продукта, как правило, составляют миллиарды долларов", – подытожил Матвеев.