Каким будет курс: следите за ценами на импортные товары
Фото: ЛІГАБізнесІнформ
"Неважно, какой курс доллара прогнозируют аналитики, важно, какой курс закладывают в своих бюджетах крупные компании". Эта журналистская мудрость сейчас особенно актуальна. За последний месяц курс гривни побывал недалеко от отметки 40, после жестких админмер НБУ спикировал ближе к 20, а за последние дни гривня опять потеряла около 10% стоимости. Как на такие качели реагирует бизнес?
 
ЛІГАБізнесІнформ опросила импортеров о том, какой курс валют они закладывают при продаже иностранных товаров в Украине. Цифры на ценнике - самый честный ответ, верят они в гривню или нет.




505970c5eaf5d06722aeb3d17042fc00.jpgСобственник небольшого интернет-магазина электроники:

- На моем сайте цены указываются в у.е., иначе бы я давно уже прогорел. Я покупаю товар за доллары, поэтому продавать его по фиксированной цене в гривне - безумие. Разумеется, большинство покупателей рассчитываются гривнями, которые потом мне для новых закупок нужно конвертировать в доллары. Поэтому окончательно курс определяется едва ли не в момент оформления сделки, о чем я всегда честно предупреждаю клиентов. Звоню знакомому валютному дилеру и уточняю, по какому курсу он готов продать мне соответствующую сумму долларов. Поэтому курс может меняться несколько раз в течение дня - да, это несколько неудобно, зато таким образом я полностью застрахован от резких скачков курса.


дорошенко.jpegАлексей Дорошенко, президент Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей:

- Основная проблема продуктовых ритейлеров сейчас даже не курс доллара, а сложные взаимоотношения с поставщиками. Из-за возможности проводить платежи с отсрочкой до двух месяцев многие сети накопили значительную задолженность перед контрагентами. Курсовые колебания лишь усугубили эту проблему. В итоге часто на полках супермаркетов можно увидеть неоправданно дорогие товары, приобретенные на пике роста курса доллара. И пока эти запасы не будут распроданы - цена не упадет. Поэтому стоимость продуктов может отличаться в разы: в одни заложен курс 40, в другие - 30, в третьи - 20. При этом поставщики заинтересованы в скорейших расчетах и, уже потеряв деньги на партнерстве с сетями, не желают ждать два месяца оплаты за поставленный товар. Именно производители и диктуют сейчас свои условия.

505970c5eaf5d06722aeb3d17042fc00.jpgПредставитель крупной продуктовой сети, пожелавший не называть имени:

- От курса доллара зависит, в первую очередь, цена товара, который мы импортируем напрямую. По остальным позициям цены диктуют поставщики и производители, и комментировать их принципы ценообразования я не могу. Что касается нашего импорта, мы продаем товар с учетом курса доллара на дату заключения сделки. В последние месяцы большинство наших западных партнеров, учитывая политико-экономическую ситуацию в Украине, настаивают на полной или частичной предоплате. Их понять можно, но в таком случае все риски ложатся на наши плечи. Соответственно, мы включаем их в продажную цену товара. Хотя уже есть парадоксы: в одном маркете бутылка, например, виски, может стоить 350 гривень, так как закупалась при реальном курсе доллара 35, а в другом - 250, поскольку это новая закупка при курсе 25.

куюн.jpgСергей Куюн, директор консалтинговой компании А-95:

- При закупке топлива операторы сейчас ориентируются исключительно на текущий курс. Условно говоря, все живут одним днем, не делая долгосрочных и среднесрочных прогнозов. Соответственно, продажная цена топлива зависит от того, по какому курсу была заключена сделка, разумеется, с учетом конкурентной борьбы и других бизнес-факторов. Поведение операторов во многом зависит от действий Нацбанка: если регулятор сумеет стабилизировать валютный рынок, удерживать курс и удовлетворять спрос на валюту, можно будет говорить о каких-то планах и прогнозах развития.

zolo.jpgВадим Золотаревский, генеральный директор торговой сети магазинов мужской одежды Arber:

- Пока мы все еще закладываем в цену своего товара курс 16 гривень за доллар, поскольку импортируем материал, а не готовую продукцию. К тому же мы вынуждены это делать, чтобы иметь продажи, поскольку клиенты пока не готовы покупать по ценам с курсом 25 гривень за доллар, для них это большой шок. Предварительно мы решили придерживаться такого курса до осени, дальше будем пересматривать, действовать по ситуации. Осенью будем пересматривать курс однозначно в сторону повышения, но насколько придется повышать - пока сказать не могу.

13b5171bcde3188a3e797bcfefc5cc1e.jpgВита Войнилович, директор компании БНС Трейд (сети магазинов одежды и аксессуаров Top Shop / Top Man, Calvin Klein Jeans, Michael Kors):


- С сегодняшнего дня мы немного понижаем цены в связи со снижением курса на межбанке. Мы не зарабатываем никаких дополнительных денег на курсе и четко его отслеживаем: по какому мы можем купить валюту на межбанке, такой курс и закладываем в ценообразование. Сейчас понижаем цены на 10-15%, поскольку еще недавно курс зашкаливал за 30, а теперь можно купить за 27.

Наценку мы не меняли. В нее, как и раньше, закладываются расходы на доставку товара, его растаможивание, оформление, заработная плата персонала и арендная плата. Единственное, если брать массмаркет-бренды, такие как Top Shop, там она изначально очень низкая по сравнению с премиальными брендами, поскольку основная задача в данном случае - заработок на обороте. Система ценообразования в целом не изменилась, даже немного переместилась в лучшую сторону для покупателя, поскольку наш поставщик предоставил нам хорошую скидку. Поэтому наши цены в Украине сейчас дешевле, чем на те же бренды в Европе, несмотря на все наши сложности с доставкой, курсами и прочим. Прогнозировать ситуацию сейчас сложно. Мы стараемся не делать резких движений, которые привели бы к резким скачкам цен: если курс падает - снижаем цену, если растет - вынуждены повышать, поскольку зависим от прямых поставок и обязаны покупать валюту на межбанке.

kisko.jpgИгорь Кишко, генеральный директор Украинской торговой ассоциации:
- Заявления о том, что кто-то держит минимальный курс и может себе это позволить, как правило, чистый маркетинг. Выяснить реально заложенный курс возможно, только тщательно и оперативно отслеживая изменения цен, особенно в фешен-ритейле, где процесс ценообразования всегда был непрозрачным. Вопрос еще и в том, кто импортирует товар. Самостоятельным импортом практически невозможно полностью заполнить магазин, определенную долю ассортимента в нем занимают закупки у непрямых поставщиков, поэтому сказать, кто заявляет реальные цифры, а кто приуменьшает - очень сложно.

балюк.jpgАнатолий Балюк, директор торговой сети Diawest:

- Мы не импортируем товар напрямую, поэтому самостоятельно цены к курсу доллара не привязываем. Продукцию покупаем у официальных дистрибьюторов за гривни, и это их задача - просчитать экономически оправданную гривневую стоимость электроники. Как бизнесмен я ожидаю дальнейшего роста курса доллара. Все зависит от правительства: если оно не займется эффективными реформами и дерегуляцией бизнеса, гривня может подешеветь еще в два раза.

Иван Зайцев