Медикаменты для АТО:как побороть дефицит спасающих жизнь лекарств
Фото: www.medicounter.de
Первого сентября Петр Порошенко подписал Закон № 3818, упрощающий регистрацию и ввоз лекарств, необходимых участникам АТО. Впрочем, одного закона недостаточно, чтобы обеспечить воюющих на Востоке необходимыми лекарственными препаратами. Почти все волонтеры, с которыми общался корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, уверяют, что подписанный президентом Закон заработает в том случае, если государство само начнет закупать все необходимое в больших объемах.

Врачи и волонтеры рассказали ЛІГАБізнесІнформ о том, что необходимо бойцам, воюющим в зоне АТО, кто помогает нашей армии медикаментами, какие препараты в наибольшем дефиците и что находится в аптечке украинского военного.

Все для фронта

Волонтеры солидарны в том, что наибольшая потребность у солдат в зоне АТО - это средства индивидуальной защиты и первой помощи (см. инфографику). Большинство из необходимого должно входить в индивидуальную военную аптечку и поставляться в полевые госпитали: перевязочный материал, жгуты и израильские бандажи для остановки кровотечений, опиоидные анальгетики для исключения болевых шоков при ранениях, гемостатические средства. При этом, в остром дефиците оказались не только иностранные средства, такие как Celox (гемостатик британского производства), но и украинские, например опиоидный анальгетик Буторфанол, входящий в реестр препаратов, приравненных к наркотическим средствам, и производимый в Украине только на заводе Стирол в Горловке.

Celox - дорогой препарат, продающийся только за границей, цена зависит от того, отдельно он идет или в комплекте с израильским бандажом, рассказывает Тата Кеплер, независимый волонтер, помогающая фонду Волонтерская сотня "Україна - Світ". "Я закупаю бандажи по $6,55 у производителя. Это практически незаменимая вещь в военной аптечке, останавливает кровотечение за счет того, что давит на рану с весом около 14 кг, при этом, наложить его можно самостоятельно, без посторонней помощи. Стоимость Celox зависит от размера пакета и начинается от $25 (15 грамм). Порошок действует мгновенно даже на больших ранах, превращаясь в пленку и останавливая очень сильные кровотечения", - рассказывает Кеплер. .
Meds_1.JPG

"Celox - это, безусловно, хороший препарат, но не панацея. Правильно наложенная повязка и затампонированная рана сами по себе спасут человеку жизнь", - утверждает врач-волонтер Елена, попросившая не публиковать ее фамилию. Она уверена, что обеспечить этими средствами солдат - полдела, не менее важно научить их правильно пользоваться всем арсеналом медсредств.

Впрочем, с обеспечением даже самыми простыми медикаментами украинского производства сейчас есть проблема.
Обычных резиновых жгутов украинского производства не хватает потому, что многие производители не успевают изготавливать их, рассказывают представители аптечных сетей. "Если раньше у нас продавалось не больше 20-30 таких жгутов в неделю, то сейчас - 300-350 штук, и даже это количество не удовлетворяет спрос. Я общалась с предприятием "Київгума", чтобы заказывать больше жгутов, но там ответили, что не могут быстро нарастить производство", - рассказывает заведующая одной из аптек сети "Пани Аптека", попросившая не называть ее имени.

ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ

В начале августа состоялась встреча Петра Порошенко и лидеров крупнейших волонтерских организаций, на которой были озвучены проблемы с покупкой и доставкой дефицитных медпрепаратов, необходимых во время боевых действий. На встрече была озвучена идея об отмене сертификации лекарств, необходимых в зоне АТО. Несколькими днями позже законопроект был принят профильным комитетом. Окончательная версия закона предусматривает усовершенствование процедуры регистрации ряда лекарственных средств и упрощение их доступа в Украину. В частности, теперь, если на лекарство, необходимое в зоне АТО или для лечения социально опасного или орфанного (редкого) заболевания, имеется сертификат, выданный в ЕС или США, то украинский сертификат уже не нужен.

Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях

Помоги себе сам 

Благодаря волонтерам и местным жителям обеспечение госпиталей, принимающих раненых, более-менее наладилось. С личными аптечками дела обстоят намного хуже. Стандартное содержимое аптечки украинских военных - это, мягко говоря, скромный набор медикаментов: жгут, булавка, справочник, Буторфанол, раствор йода 5%, пакет перевязочный стерильный, футляр с клипсой.

Кеплер, ссылаясь на данные Волонтерской сотни, уверяет, что только 10% бойцов в зоне АТО обеспечены более-менее нормально укомплектованными аптечками. "Постоянный запас военных аптечек должен быть около 50 000 единиц. Причем все, чем укомплектована аптечка, нужно регулярно пополнять. Это значит, что того же Celox должно быть по два пакета на солдата. А для того, чтобы так происходило, нужно пополнять эти аптечки ежедневно на 2 000-3 000 единиц", - приводит цифры Кеплер.
Те же аптечки, которые удается укомплектовать волонтерам, включают в себя только самое необходимое (см. инфографику). "Аптечка на поле боя должна решать как минимум три основные задачи: позволить бойцу остановить кровотечение, помочь возобновить проходимость дыхательных путей у человека без сознания (не допустить асфиксии из-за западения языка), исключить болевой шок при тяжелых ранениях", - рассказывает врач-волонтер Елена.

Для сравнения - рядовой морпех США оснащается аптечкой, содержимого которой хватит даже на проведение несложных хирургических манипуляций (см. инфографику).

Побороть острый дефицит медикаментов под силу только государству, уверены волонтеры и врачи. "Новый закон не будет работать, пока само государство не начнет покупать все необходимые лекарства. Ни для кого не секрет, что все, что удавалось найти и приобрести волонтерам, завозилось в Украину контрабандой или под видом препаратов для личных нужд, в то время как закон рассчитан не на частных закупщиков медикаментов", - уверен вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Евгений Найштетик.


Meds_2.JPG