"Нас ждет один из самых драматичных годов". Что будет с экономикой Украины в 2023 году
19 декабря Центр экономической стратегии (ЦЭС) представил исследование о том, как украинская экономика прожила 2022 год.
В мероприятии участвовали министр финансов Сергей Марченко, глава Национального банка Андрей Пышный и заместитель министра экономики Тарас Качка.
Они не только говорили об итогах года, но и рассказали о приоритетах в 2023 году. LIGA.net собрала главные тезисы из их выступлений.
Международная помощь
Российское вторжение повлекло за собой огромный дефицит бюджета. Еще в марте-апреле был верифицирован объем международной помощи — $5 млрд ежемесячно требовалось Украине.
На сегодня мы получили от международных партнеров кредитов и грантов на $28 млрд, что не покрывает потребность, которая потенциально должна была составить $50 млрд. К концу года объем финансовой помощи может достигнуть $31 млрд.
В следующем году Украина рассчитывает получить $38 млрд международной помощи.
"Мы учимся на ошибках, мы уже не рассчитываем, что война закончится завтра. Еврокомиссия уже поддержала нас на сумму $18 млрд. Со стороны США идет речь о $9,9 млрд на следующие 9 месяцев", — заявил министр финансов Сергей Марченко.
Также власти рассчитывают получить большую программу финансирования со стороны МВФ. "Сотрудничество с МВФ — один из обязательных факторов объединения донорской коалиции вокруг Украины", — подчеркнул Андрей Пышный.
А еще будут кредиты Всемирного банка и средства, которые Украина получит от других стран G7 (Канада, Япония и Великобритания).
"Все это позволит не спокойно, но комфортнее, чем в этом году, я надеюсь, смотреть на следующий год", — подытожил Марченко.
Финансирование бюджета
Кроме международной помощи, в 2022 году $12 млрд — сумма монетарного финансирования Национального банка. Простыми словами — столько денег НБУ "напечатал" (конечно, в гривне), чтобы залатать дыры в бюджете.
"Я благодарен, что в тот период, когда у нас не было других вариантов, мы могли воспользоваться этой возможностью. Страна не могла остановиться", — отметил глава Минфина.
В то же время он подчеркнул, что в 2023 году нужно быть осторожным с этим инструментом, "чтобы монетарное финансирование приближалось к нулю". НБУ также предпочитает больше не "печатать" гривню.
Чтобы достичь этой цели, и Минфин, и НБУ рассчитывают на увеличение внутренних займов. Речь идет о перезагрузке рынка ОВГЗ, чтобы обеспечить достаточным предложением для Минфина.
"Мы понимаем, как двигаться к рыночной процентной ставке по ОВГЗ", — заявил Марченко.
Андрей Пышный указал, что это должны быть совместные усилия обоих ведомств, чтобы запустить внутренний долговой рынок и максимально использовать потенциал украинской экономики для финансирования бюджетного дефицита.
Для этого, в частности, НБУ увеличил размер обязательного резервирования для банков и позволил половину резервов держать в ОВГЗ. Вместе с повышением ставок Минфином это должно увеличить внутренние заимствования.
Стабильная банковская система
2022 год показал, что банковская система функционирует даже в самых критических обстоятельствах, однако в новом году перед ней предстанет новый вызов — возможны блекауты из-за российских обстрелов энергетической инфраструктуры.
"Нужно сконцентрироваться на непрерывности, потому что совершенно новый вызов — блекаут. Такого не было в начале войны", — отметил глава НБУ.
Речь идет об обеспечении бесперебойной работы банков и банковской инфраструктуры, несмотря на возможное длительное отсутствие электроэнергии. "Нас ожидает один из самых драматичных годов в украинской экономике", — говорит Пышный.
Также в 2023 году Нацбанк планирует оценить, какая докапитализация нужна банкам и какое качество их активов.
Еще одна задача НБУ: увеличить кредитование банками корпоративного сектора, потому что на нынешнем этапе нужно не только думать о выживании, но и заложить основу для будущего развития.
НБУ даже "обсуждает возможные варианты по темпам снижения учетной ставки".
Экономическое развитие
Кредитование. Министерство экономики видит одной из главных своих задач координацию работы бизнеса и непосредственную помощь ему.
Что касается помощи, то главный инструмент Минэкономики — госпрограмма кредитования 5-7-9%. "Банки достаточно хорошо реагируют и понимают этот инструмент", — говорит заместитель министра экономики Тарас Качка.
Так, за прошлую неделю предприниматели взяли 1,957 млрд грн кредитов. Всего с начала действия программы (в 2020 году) выдано 161 млрд грн кредитов.
Однако Минфин, Минэкономики и НБУ работают над пересмотром этой программы, поэтому в 2023 году следует ожидать изменений.
"Чтобы программа работала именно на те направления, которые нуждаются в господдержке, а платежеспособные заемщики выстраивали с банками отношения на рыночных началах", — отметил глава Нацбанка.
Также Минэкономики запустило в июле проект "єРобота", когда фактически правительство дает гранты предпринимателям: микрогранты (до 250 000 грн) и гранты малому и среднему бизнесу (до 8 млн грн), если те создают новые рабочие места.
"У нас были масштабные планы на десятки миллиардов гривен, но учитывая ту дискуссию, которая прежде была с министром финансов, очевидно, что такие масштабы помощи нам недоступны", — рассказал Тарас Качка.
Всего с 1 июля правительство выплатило 1,4 млрд грн. Цель на следующий год: увеличивать эту помощь бизнесу, так как в условиях войны это один из самых действенных механизмов, позволяющий поддержать экономическую активность.
Также Минэкономики планирует привлекать международных партнеров для участия в программах кредитования или малых грантах.
"Главная задача: обеспечить, чтобы люди дальше думали о бизнесе, его развитии, создании нового. Чтобы не впасть в депрессию и не остановиться. На это направлены все инструменты поддержки", — подытожил Качка.
Поддержка экспорта. Из-за войны Евросоюз стал абсолютно доминирующим торговым партнером Украины. Рекорд был в июне — 87% торгового оборота Украины из ЕС.
Сейчас у нас с ЕС беспошлинный режим, нет ни квот, ни тарифов, поэтому Минэкономики работает, чтобы сохранить этот режим на 2023 год. Это приоритет в вопросе доступа к внешним рынкам.
В контексте поддержки экспорта Минэкономики видит двух "китов". Первый: полная разблокировка черноморских портов, в том числе Николаева. "Потому что Николаев это очень большая часть экспорта", — говорит Качка.
Второй: развитие инфраструктуры на западной границе — от устья Дуная к Ягодину, то есть автомобильные, железнодорожные, речные и морские перевозки. "Интерес, бизнес-драйв к этому есть. Международные организации, в первую очередь ЕБРР, готовы финансировать проекты по обе стороны границы", — добавил Тарас Качка.
Главные препятствия: пока Черноморская зерновая инициатива "кое-как работает", но нет свободы навигации по другим товарам, кроме зерновых.
Также в Минэкономики уверены, что железнодорожный и автомобильный транзит в балтийские порты через Беларусь нельзя воспринимать всерьез из-за ситуации с безопасностью.
Рынок труда. Цель правительства: чтобы люди, потерявшие работу, прежде всего внутренние переселенцы, оставались экономически активными — либо были наемными работниками, либо становились предпринимателями.
Один из инструментов — упомянутая программа "єРобота", еще один — увеличение рабочих мест при восстановлении пострадавших регионов страны, в частности, в Армии восстановления.
Также положительно в Минэкономики оценивают программу релокации, позволяющую людям сохранить рабочие места. Ею воспользовались более 700 предприятий.
Возможный инструмент с точки зрения международных инвестиций — так называемый "френдшоринг", перенос производств в политически дружественные страны.
"Внутренне перемещенные лица, ищущие экономическую мотивацию, являются хорошим фактором, который будет поощрять размещение в Украине таких производств, как Fujikura или Leoni, которые до войны уже располагались на западной Украине", — заявил Тарас Качка.