Пять друзей Порошенко. Самые рискованные бизнес-связи президента
В прошлом году в интервью Forbes Петр Порошенко рассказал, кто помог ему выстроить его многомиллионную корпорацию. Главными партнерами по бизнесу оказались друзья молодости: одноклассник Сергей Зайцев, с которым в начале 90-х Порошенко ввозил в страну редкие какао-бобы, сослуживец Игорь Кононенко, ставший партнером по первой компании Порошенко Центр сервиса, и товарищи Кононенко по ВУЗу Олег Зимин и Олег Свинарчук.
Иметь в прошлом успешный общий бизнес с Порошенко - сейчас дорогого стоит. По информации источников Украинской правды главой администрации президента станет его бывший бизнес-партнер экс-владелец Украинского медиа холдинга (УМХ) Борис Ложкин.
ЛІГАБізнесІнформ проанализировала, кто еще из известных бизнесменов успел побывать бизнес-партнером президента Петра Порошенко.
Борис Ложкин
Петр Порошенко и Борис Ложкин сотрудничают с 2007 года - тогда Порошенко передал в управление медиагруппе УМХ Ложкина радиостанцию Радио пять (позже переименована в Ретро ФМ).
В 2011 году партнеры совместно приобрели "Наше радио" у ирландской медиакомпании Communicorp, а позже KP Media - у основателя компании Джеда Сандена. В KP Media входили журнал Корреспондент и его сайт korrespondent.net, портал bigmir)net, женские журналы Pink, Пані и Вона, газета 15 минут и другие СМИ. Оба актива тогда оценивали в диапазоне $15-20 млн каждый - по итогам 2011 года холдинг KP Media принес UMH около $2 млн EBITDA, а "Наше радио" - около $1,5 млн.
Порошенко продал свою долю Ложкину в 2013 году. "Я считаю, что наше сотрудничество с UMH было весьма плодотворным. Именно поэтому планирую сосредоточить свое внимание на новом масштабном медиапроекте",- заявлял тогда Порошенко. Впрочем, никаких новых проектов после этого у него не возникло, а УМХ вместе с KP Media вскоре был продан олигарху Сергею Курченко.
До того, как Порошенко продал свою долю в медиаактивах Ложкину, он успел стать партнером самого богатого гражданина Украины - Рината Ахметова.
В 2012 году Порошенко, Ложкин и Ахметов учредили компанию United Online Ventures. В нее вошли основные интернет-активы предпринимателей: порталы i.ua, bigmir.net и tochka.net. В новообразованном холдинге Медиа Группе Украина Ахметова принадлежало 24,9%. К концу 2012 года доля группы выросла до 45,9% - скорее всего, за счет доли Порошенко. А уже через полгода компания вошла в УМХ и была продана Курченко вместе со всей группой.
Константин Григоришин
Связь между Порошенко и Григоришиным прослеживается с 2005 году. Тогда они вместе боролись с группой Юлии Тимошенко за Никопольский завод ферросплавов, который хотел купить российский бизнесмен Виктор Вексельберг. Конфликт был исчерпан, но сотрудничество продолжилось.
По данным газеты КоммерсантЪ, тогда же Порошенко и Григоришин попытались купить контрольный пакет акций (61%) канала Интер у Игоря Плужникова. Бизнесмены даже успели перечислить $130 млн. Но позже господин Плужников нашел другого покупателя - главу российской Evraz Group Александра Абрамова, который заплатил $270 млн. Из этой суммы $130 млн пошли на компенсацию несостоявшимся покупателям, кроме того, глава Evraz Group предоставил Григоришину опцион на приобретение акций Интера в случае их дальнейшей продажи. Номинальным держателем 61% телекомпании стал Валерий Хорошковский, занимавший тогда должность управляющего директора по операционным вопросам Evraz Group. Позже он заявил что выкупил эти акции, а в 2013 году продал их Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину. Хотя по данным Ъ, передача акций Фирташе состоялась еще в 2007 году.
В 2007 году Константин Григоришин начал передачу акций принадлежащего ему Севастопольского морского завода Петру Порошенко. Тогда пакет акций Севморзавода, принадлежащий компании Malter Enterprises Ltd, аффилированной с группой "Энергетический стандарт" Константина Григоришина, сократился с 61,6% до 31,93%. А 29,36% акций приобрела Vernon Holdings Ltd - оффшор, владевший до 2007 года 98,71% Липецкой кондитерской фабрики, которая входит в состав кондитерской корпорации Roshen. Тогда Порошенко не подтвердил, но и не опроверг информацию о покупке Севморзавода, но уже в 2010 году его фонд официально оформил контроль над более чем 50% предприятия.
Пятнадцать лет назад Порошенко вместе с Рудьковским получил лицензию на разработку крупнейшего в Украине газового месторождения - Семиренковского. Рудьковский, возглавлявший на тот момент Украинскую государственную кредитно‑инвестиционную компанию, привлекал к финансированию проекта бюджетные деньги, а Порошенко, входивший в руководство одной из влиятельнейших партий того времени - СДПУ(о) - обеспечивал политическую поддержку. И вкладывал собственные деньги, конечно.
Проект развивался хорошо, но в начале 2000-х Петр Порошенко вслед за своим кумом Виктором Ющенко перешел в оппозицию, и его участие в СП стало невыгодным для Рудьковского. В 2003 году лицензию на разработку месторождения у их компании отобрали, передав ее новосозданной ЧАО Нефтегаздобыча. Владельцами нового разработчика были Рудьковский и влиятельный, лояльный к власти нардеп Нестор Шуфрич.
Порошенко получил шанс вернуться в газовый бизнес после победы Ющенко на президентских выборах. В 2005 году прокуратура возбудила уголовное дело против топ-менеджеров Нефтегазодобычи, а юристы Порошенко обратились в суд с требованием лишить ее лицензии. Рудьковскому и Шуфричу помогла премьер‑министр Юлия Тимошенко, которая от лица правительства подтвердила легитимность лицензий Нефтегазодобычи.
В конце 2013 года предприятие выкупил ДТЭК Рината Ахметова, по оценкам аналитиков Нефтегаздобыча могла стоить около $500 млн
В 1992 году Петр Порошенко вместе с Олегом Свинарчуком начал заниматься автомобильным бизнесом, позже объединив активы в корпорацию Богдан. В том же году свою корпорацию Укравто основал и Васадзе.
Тесное сотрудничество между корпорациями началось в 2003 году, когда на мощностях ЗАЗа (Укравто) они начали совместное производство автомобилей ВАЗ 21099 и ВАЗ 21093.
В 2006 году Васадзе и Порошенко расширили сотрудничество и создали совместную компанию Объединенные транспортные технологии. Компания купила 50 га в Борском районе Нижегородской области РФ за $1,1 млн и заявила о начале строительства автозавода. В 2007 году было подписано соглашение с Министерством экономического развития России о беспошлинном ввозе на территорию России комплектующих для производства автомобилей и автобусов. Согласно подписанной договоренности, компания должна была через 30 месяцев создать мощности по сварке, окраске и сборке автомобилей объемом 25 тыс. автомобилей в год.
С тех пор никаких новостей о совместном предприятии не было. На сайте старого Борского авторемонтного завода, располагающегося на территории, купленной Васадзе и Порошенко, помещения завода сдаются в аренду.
Компания Объединенные транспортные технологии была ликвидирована в августе 2013 года.